РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Г. ТЮМЕНИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Давыдова Т. В.
Тюменский государственный университет
Магистрант кафедры Новой истории и мировой политики

Аннотация
В статье описывается приходская жизнь четырёх религиозных объединений г. Тюмени: православный храма в честь Св. Николая Чудотворца, католическая церковь Св. Иосифа Обручника, два протестантских объединения христиан веры евангельской (пятидесятников): «Свет миру» и «Тюменская христианская церковь», а также объединение Свидетелей Иеговы.

Ключевые слова: католики, православные, протестанты, пятидесятники, религиозные объединения, свидетели Иеговы, социальное представительство.


RELIGIOUS ASSOCIATIONS TYUMEN AND SOCIAL REPRESENTATION

Davydova T.V
Tyumen State University
Master student the Department of Modern History and International Affairs

Abstract
The article describes the parish life of four religious communities in Tyumen: Orthodox church in honor of St. Nicholas, the Catholic Church of St. Joseph the Betrothed, two Protestant Association of Evangelical Christians (Pentecostals), "Light of the World" and "Tyumen Christian Church" as well as the association of Jehovah's Witnesses.

Рубрика: Культурология. Философия. Социология. Политология. Юриспруденция

Библиографическая ссылка на статью:
Давыдова Т. В. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Г. ТЮМЕНИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО // Культура и образование. – Май 2016. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2016/05/3932 (дата обращения: 30.08.2016).

Принципы государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений закреплены в ряде нормативно-правовых актов, в т. ч. и Конституции РФ, что говорит об их значимости для современного российского социума. Однако для успешного контроля над ситуацией государству необходимо максимально учитывать ожидания и потребности населения, интересы представителей различных религиозных и этнических групп. Особенно актуальным в этом отношении становится изучение феномена социального представительства, поскольку есть риск, что классическая теория представительства может не соответствовать действительности. В целях сохранения стабильности и предупреждения конфликтов, государство должно своевременно выявлять ситуации возможных напряжений.

В соответствии с данными информационного портала Министерства юстиции РФ [9] по состоянию на 28 марта2013 г. в Тюменской области зарегистрировано 268 религиозных организации различных конфессий.

Концепция исследования строится на изучении социального представительства отдельных религиозных объединений в Тюмени: православие, католицизм, протестантизм и Свидетелей Иеговы.  Исследование проводилось комплексом качественных методов с учетом специфики объединений: экспертный опрос, наблюдение, анализ документов.

Православие в Тюмени. В Тюменской области и в Тюмени функционирует множество православных храмов. В последние годы их число увеличивается, однако если раньше храмы располагались преимущественно в центре, то теперь они появляются и в отдалённых районах города. Таким примером может служить храм в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца в восточной части города.

Конкретно в Святоникольском есть много информационных стендови брошюр. Листовки и брошюры посвящены, в большей степени, работе с грехами (оккультизм, алкоголизм, осуждение и т. п.). Попадаются брошюры о помощи ополчению Донбасса, что говорит о включённости прихода в политические реалии. Брошюры выглядят просто (чёрно-белый листок А4, согнутый пополам), с написанием всех контактных данных. Они написаны несовременным языком, что может затруднять восприятие.

На территории храма имеется множество информационных стендов: зачем люди ходят в церковь, о значении обрядов, внешнего вида и стенд с актуальной информацией (расписание богослужений, объявления, информация о предстоящих постах и т.п.). Имеется несколько крупных стендов с фотографиями, отображающие историю и жизнь прихода. Внутри храма стенды с благодарственной информацией благотворителям и жертвователям храма, о социальной помощи, которую осуществляет приход, а также стенд с образцами заполнения записок (об упокоении, о здравии и т.п.). Очень большое пространство стены занимает иллюстрированное житие Николая Чудотворца. Есть стенд с информацией о тех, с кем взаимодействует приход (организацией Тюменский родительский комитет, областные власти, и т.п.), а также с правилами поведения. Ещё один стенд, более подробный, посвящённый жизни прихода (подробная структура прихода, имена активистов и старосты прихода, миссионерские путешествия, планы на месяц и на год (н-р, создание православного семейного клуба, работа воскресной школы и т.п.).  Стенды характеризуются описанием и оценкой прихода, давались количественные данные.

Таким образом, при анализе информационных стендов можно сказать, что деятельность прихода достаточно открытая. Новичку, прочитав информацию на стендах, понятно, как войти в сообщество. Понятно, с кем взаимодействует приход, понятны цели, планы и структура прихода. Всё на виду, что говорит о высокой открытости храма любому человеку.

Мы также изучили Интернет-пространство Святоникольского храма: официальный сайт (http://www.hram.mt.72.ru) и одну страничку в соцсетях (https://vk.com/hram.svt.nikolay). Изучая сайт, мы выявили следующие особенности:

  • Указаны имена настоятеля (протоиерей Ростислав Петров) и других клириков;
  • Указаны ссылки на дружественные структуры (сайт Епархии, соседнего храма и т.п.);
  • Имеется вся информация о приходе (расписание богослужений, контакты, история храма, новости и т.п.);
  • Есть возможность «поделиться» новостью практически в любой соцсети (фейсбук, твиттер, вконтакте, одноклассники, гугл+), а также есть канал на ютубе с проповедями настоятеля храма;
  • Сайт выглядит не современно, несмотря на то, что функционирует недавно.

На сайте есть информация о взаимодействии прихода с учреждениями здравоохранения и социальной защиты, из чего можно сделать вывод, что организация представляет интересы нуждающихся в помощи слоёв населения: бездомных, больных, малообеспеченных и т.д.

Страничка в «Вконтакте» малочисленная (всего 30 человек), мало материалов. Видно, что её развитием специально никто не занимается. Можно предположить, что прихожане, в общем-то, сами по себе неактивные пользователи соцсетей, что обусловлено особенностями православия (восточное христианство достаточно аскетичной религией).

Католицизм в Тюмени. Католические приходы, располагающиеся на территории Тюменской области, входят в состав Западно-Сибирского деканата (наряду с Курганской областью, ХМАО и ЯНАО). Декан – о. Лешек Хричук.

Работа католических общин Тюменской области, в основном, направлена на организацию внутриприходской жизни. Формами сплочения католической общины становится общение не только во время богослужений. Для молодежи проводятся встречи [5, С. 70], как правило, раз в неделю. На них уделяется особое внимание чтению и анализу Священного Писания, официальных документов Святого Престола, особенно касающихся молодежи.

В Тюменском приходе встречи молодежи проводит о. Лешек Хричук (постоянно присутствующих 5-7 человек). Другой формой сплочения верующих являются воскресные школы для детей. А взрослые, желая расширить религиозные знания, собираются на Библейских кружках. В приходах области распространена деятельность т. н. групп «Живого Розария» [5, С. 71].

Как таковая евангелизационная и миссионерская деятельность не ведется. Связано это с общей политикой Римско – католической церкви в России, заключающейся в окормлении, прежде всего, «этнических» католиков, т. е. поляков, немцев и прибалтов. Социальная деятельность заключается в поддержке малои­мущих, больных, пожилых членов прихода.

В ходе наблюдения (от 24.12.14) выявлено, что прихожане дружелюбны, многие друг друга знают, приходят с детьми, приветствуют друг друга рукопожатием. Все прихожане молились и выполняли ритуальные действия уверенно. Все прихожане одеты празднично (мужчины в костюмах/рубашках, женщины элегантно). Те, кто стояли у входа, больше напоминали сторонних наблюдателей, не вовлеченных в процесс. У большинства были улыбки на лицах, у кого-то сохранялась серьёзность на лице. Из храма уходили обычно просто, без обряда.

Католический приход не слишком многочислен, в среднем 120 человек. На праздники собирается много людей, в остальные дни храм бывает закрыт.

В храме есть несколько информационных стендов: у ворот информация о святом Иосифе Обручнике, в честь которого назван храм, при входе в храм – правила поведения и расписание богослужений, и внутри – грамоты за участие в фестивале «Арфа Давида» и стенд, посвящённый особенностями католической веры (история, наставления Папы Римского и т. д.).

Примечательно, что приход своего сайта не имеет, но имеется активная страничка в популярной (больше 350 человек, новости обновляются регулярно) социальной сети «Вконтакте». Католический приход г. Тюмени взаимодействует с приходами соседних городов, с другими религиозными организациями (н-р еврейской «Мадрегот»). Ведётся активная внутренняя деятельность (спектакли, концерты, хор и пр.).

Протестантизм в Тюмени. В этом пункте нам бы хотелось подробнее остановиться на двух протестантских объединениях, в частности, христиан веры евангельской (пятидесятников): «Свет миру» и «Тюменская христианская церковь», которые появились с начала 1990-х гг. Они признают со­временные «харизматические» формы поклонения, имеют кон­такты с зарубежными пятидесятническими и харизматически­ми объединениями и приглашают иностранных миссионеров и проповедников [5, С. 103].

Протестантские церкви юга Тюменской области ведут дея­тельность в различных сферах: образовательная, издательская, социальная деятельность, евангелизация и др. [5, C. 105].

Выделены сходства и различия этих организаций. Начнём со сходств:

  • Нет специальных форм приветствия и прощания;
  • Форма одежды свободная;
  • Помещения похожи (просторны и имеют сцену) и даже географически находятся рядом;
  • Имеются домашние группы и разные виды служений;
  • Осуществляется взаимодействие вне церкви (совместный туризм, прогулки, походы в кино);

Различия:

  • По ощущениям, пастор ТХЦ ближе к своей пастве, с ним проще пообщаться в неформальной обстановке (он лично ведёт домашнюю группу, организовывает походы в кино и т.п.), в отличие от пастора «Свет миру»;
  • «Свет миру» больше открыта Интернет-пространству, в отличие от ТХЦ;
  • «Свет миру» предлагает больше конкретной информации о своей церкви (на сайте, на листовках и стендах).

Сходств у этих двух организаций больше, чем различий, что, обусловлено их религиозным единством (христиане веры евангельской (пятидесятники)). Тем не менее, это две разные организации, с разным видением своей миссии и разной жизнью внутри собрания.

Свидетели Иеговы в Тюмени. На территории Тюменской области Свидетели Иеговы появля­ются в 30-е гг. XX в. [5, С. 170]. В 1992 г. организация Свидетелей Иеговы была зарегистрирована, а после принятия Закона 1997 г. прошла перерегистрацию.

Верующие ведут активную деятельность по распростране­нию учения Свидетелей Иеговы. В обязанности каждого члена собрания входит обязательная раздача листовок, общение с заинтересованными и т. п.

Тюменские Свидетели Иеговы имеют несколько собраний в разных частях города (Восточное, Южное, Юго-Восточное, Парковое, Центральное, Сибирское) и на разных языках (русском, азербайджанском, армянском, узбекском, татарском, казахском), а также имеется молодёжное собрание.

Осуществляется активное взаимодействие с собраниями в других городах.

По итогам наблюдения, особых форм приветствия и прощания замечено не было. С новыми прихожанами некоторые сразу стараются познакомиться и наладить контакт. Очень ценится похвала ближнего. Все общаются доброжелательно, с улыбкой, но не раскрываются полностью, перед новичками сдержанны. Вместо обмена контактами приглашают на очередную встречу. Все должны были иметь с собой помимо Священного Писания Нового мира ещё и доп. литературу Свидетелей Иеговы и песенник («Пойте Иегове»). У кого не было, с теми с радостью делились. Если приглашается лектор из другого города, то он выступает профессионально и обсуждение доклада проходит по заданному сценарию. Собственных точек зрения не звучит. Очевидным образом, вместо слов «Бог», «Господь» и т.п. произносится «Иегова». Не было отмечено никаких особых ритуалов, но было исполнено стоя под фонограмму две песни.

Взаимодействие Свидетелей Иеговы с другими структурами не ведут [5]. Не открыты они также и Интернет-пространству (только официальный сайт, тюменского ничего нет).

Никакой информации, кроме расписания служений, на стенде не было. Однако, листовки и буклеты, журналы «Пробудитесь!» и «Сто­рожевая башня» (полученные через центральную организацию в Германии) лежат в большом количестве. Они профессионально оформлены, с красочными и жизнерадостными фото. Имеется реклама сайта (https://www.jw.org) Свидетелей Иеговы, материал изложен просто, со схемами и алгоритмами либо в форме диалогов, интервью, биографии людей, советов. Все объяснения даются сразу с толкованием. Основные темы: о Боге, семье, деньгах, карьере, науке, мистике.

Таким образом, организация Свидетелей Иеговы отличается замкнутостью и направленностью внутрь прихода. Важно взаимодействие внутри собрания, но при этом не допускается явного отделения от мирового собрания (поэтому нет, вероятно, информации о жизни собрания вне Зала Царств, нет личного тюменского Интернет-пространства, тюменской издательской деятельности не осуществляется и т.п.). Однако, во взаимодействии с потенциальными членами собрания, эта замкнутость резко сменяется открытостью и радушием. Возможно, как раз именно эта закрытость и открытость «по ситуации» сделало эту организацию такой многочисленной.

Главным сходством всех религиозных объединений является разъяснение своего учения общественности, что выражается разными способами в зависимости от разной степени включённости людей: слабая (листовки, информационные стенды), средняя (сайты, соцсети, межличностное общение), высокая (посещение религиозных мероприятий, чтение литературы). Речи/доклады/проповеди во многом были посвящены проблемам семьи, супружества и детства, что является очевидной и где-то даже основной ценностью для всех религиозных объединений. Кроме того, все религиозные объединения стараются использовать современные достижения науки и техники, хотя и в разной степени. В остальном же все религиозные объединения различны и самобытны.


 


Библиографический список
  1. Антуфьева Н.Л.  Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца в г. Тюмени / Н. Л. Антуфьева, Г. А. Литкевич // Религия и церковь в Сибири. – Тюмень, 2009. – Вып. 20. – С. 154-161
  2. Чуприй Л. В. Религиозные организации как факторы обеспечения национальной безопасности (на примере Украины) [Текст] / Л. В. Чуприй // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 270-274.
  3. Штомпка  П.  Визуальная социология.  Фотография как  метод  исследования:  учебник.  М.:  Логос, 2007.  —  168 c.
  4. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы [Текст] / В.А. Ядов. – Самара, 1995. – 767 с.
  5. Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник / Под ред. В. П. Клюевой. — Тюмень, 2009. – 304 с.
  6. Протестантизм в Тюменском крае: история и современность. Под ред. И. В. Боброва. — СПб., 2006.
  7. Кислюк К. В., Кучер О. Н. Религиоведение: Учебник для высш. учебных заведений. – 3-е изд., доп. / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс; Х.: Торсинг, 2004. – 512 с.
  8. Каталог церквей Тюмени. – [Электронный ресурс]: христиане-тюмени.рф
  9. Информационный портал Министерства юстиции РФ. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. – [Электронный ресурс]: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация