ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Гузнищева Мария Вячеславовна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
студентка 4 курса

Аннотация
В статье рассматриваются особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, организация их обучения в связи с переходом на в ФГОС и введение инклюзивного образования. Представлена примерная разработка урока по биологии для детей с умственной отсталостью.

Ключевые слова: восприятие, инклюзивное образование, интеллектуальное нарушение, мышление, память, познавательные интересы, умственная отсталость, федеральный государственный образовательный стандарт


PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN THE LESSONS IN BIOLOGY

Guznishcheva Mariia
Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University the N.I. Lobachevsky
4-th year student

Abstract
In the article there are considered the features of children with intellectual disabilities, organization of their training in connection with the transfer to Federal state educational standard and introduction of inclusive education. There is presented a sample lesson in biology for children with mental backwardness.

Рубрика: Секция 3. Проблемы образования и науки

Библиографическая ссылка на статью:
Гузнищева М.В. Особенности организации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии // Культура и образование. – Апрель 2015. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/04/3282 (дата обращения: 30.04.2015).

Проблема интеллектуального нарушения в настоящее время является одной из важной в психолого-педагогических науках. Изучением данной проблемы занимались такие авторы как Л.С. Выготский, В.П. Волгина, Г.О. Гордона, И.К. Луппола, В.И. Лубовский. Занимаются вопросами интеллектуального нарушения не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук, такие как психиатры, невропотологи, психологи и многие другие.

В дефектологии термином «умственная отсталость» означается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы [4; с. 34].

При диагностике интеллектуального нарушения в первую очередь учитываются именно такие признаки, как стойкость, необратимость дефекта, а также его органическое происхождение.

Интеллектуальное нарушение – это не просто “малое количество ума”, это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития детей с нарушением интеллекта вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности [1; с. 5].

Для интеллектуально отстающих детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают данные исследований таких ученых, как Л.В. Занков, С.Я. Рубинштейн у интеллектуально отстающих на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.

В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. При интеллектуальном нарушении у ребёнка уже с дефектом первая ступень познания – восприятие. Об этом отмечали такие педагоги, психологи как В.Г. Петрова, Л.В. Занков, С.Я. Рубинштейн[6; с. 238].

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования В.Г. Петровой, Ж.И. Шифа, все эти операции у детей с нарушением интеллекта недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки [3; с. 107].

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у детей с нарушением интеллекта имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

У детей с нарушением интеллекта позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Как отмечает Л.В. Занков, слабость памяти детей с нарушением интеллекта проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом [2; с. 58].

Для таких детей с особыми образовательным потребностями характерны такие особенности памяти, как забывчивость. Чаще, чем у их нормально развивающих ровесников, наступает состояние торможения. Для детей с интеллектуальным нарушением отмечают трудности в воспроизведении образов восприятия, а именно представлений, такие авторы как М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова.

Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей. Развитие ребенка с нарушением интеллекта определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа. [6; с. 207].

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов[7; с. 38].

В настоящее время в связи с переходом на ФГОС и введением инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях, то есть процесса развития образования доступного для всех, дети с особыми образовательными потребностями входят в среду нормально развивающихся сверстников. Но, осуществляя идею инклюзивного обучения детей и подростков с умственной отсталостью, учителя общеобразовательных школ, встречают со многими трудностями, такими как выборе программ и учебников, рекомендованных для обучения и развития детей с умственной отсталостью. Возникают проблемы при написании конспектов уроков, при отражении уровня прохождения материала при заполнении классных журналов [8; с. 25].

В связи с этим нами была изучена научная литература по данному вопросу, и мы отметили следующие особенности обучения детей с нарушением интеллекта:

  • материал должен даваться дозированно;

  • после небольшого блока нового материала, должно быть его закрепление;

  • неоднократное повторение пройденного материала;

  • при объяснении материала необходимо использовать больше наглядности, демонстраций;

  • применение информационных технологий при обучении;

  • весь материал должен быть связан с практической значимостью для дальнейшего развития ребёнка;

Учитывая эти особенности, нами был разработан урок по биологии для детей с интеллектуальным нарушением 7 класса на тему: «Размножение растений семенами. Распространение семян».


Библиографический список
  1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владос, 1995. С. 5-18

  2. Занков Л.В. Облик умственно отсталого школьника. – Известия АПН РСФСР, вып. 37, 1951. – С.88

  3. Петрова В.Г Психология умственно отсталых. – М.: Академия, 2004. – 160 с.

  4. Пилипенко, А. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие. [Текст] / А. В. Пилипенко. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008. – 45 с.

  5. Романов И.В., Козлова И. А. Биология 7 класс, учеб. для спец. (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: Дрофа,2013.

  6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1979. – 481 с.

  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Просвещение, 2009. — 48 с.

  8. Юденкова И.В. Щенникова С.В. Новые возможности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС второго поколения // Мир науки, культуры, образования. 2013. №2(39). с. 25-27.


Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация