ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Коростелев Николай Юрьевич
Краснодарский государственный университет культуры и искусств
аспирант кафедры документоведения и информационной культуры

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы документального закрепления государственной культурной политики на современном этапе. Анализируется структура концептуальных документов. Автором предложены дополнительные меры, способствующие оптимизации структуры документов.

Ключевые слова: документирование, документы в сфере культуры, культурная политика


PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF DOCUMENTS, WHICH FIX MAIN PROVISIONS OF THE STATE CULTURAL POLICY

Korostelev Nikolay
Krasnodar State University of Culture and Arts
Post-graduate student of the Department of Documentation and Information Culture

Abstract
The article considers the problems of documenting the state cultural policy at the present stage. The article analyzes the structure of conceptual documents. Author proposes additional measures to optimize the structure of documents.

Рубрика: Секция 6. Библиотековедение и документоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Коростелев Н.Ю. Проблемы разработки документов, закрепляющих основные положения государственной культурной политики // Культура и образование. – Ноябрь 2014. - № 11 [Электронный ресурс]. URL: /2014/11/2599 (дата обращения: 30.11.2014).

В настоящее время основополагающим нормативным документом, непосредственно регулирующим сферу культуры в Российской Федерации, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Они содержат следующее определение государственной культурной политики: «Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры» [1]. Однако если после распада Советского Союза деятельность государства в области культуры волей-неволей осуществлялась, то до недавнего времени совокупность принципов и норм принимало довольно расплывчатые формы, а в отдельных направлениях совсем не была определена.

Сегодня разработке принципов  государственной культурной политики уделяется самое пристальное внимание, и эта работа  требует соответствующего  документального закрепления. С этой целью на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, состоявшимся 2 октября 2013 года, было принято решение о разработке проекта Основ государственной культурной политики, который был представлен для общественного обсуждения в мае 2014 г. [2]. Данный документ определяет  направления развития и поддержки деятельности в сфере культуры, формирует цели и ставит стратегические задачи, такие как сохранение наследия, развитие и защита русского языка, литературы, исполнительского искусства, формирование благоприятной информационной среды и др.

С другой стороны, в настоящее время уже действуют отдельные концептуальные документы, содержащие определенные механизмы реализации государственной культурной политики, а также нормы, регулирующие некоторые направления в сфере культуры. Так, в данный момент приняты и находятся на стадии принятия Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года,  Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г., Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 – 2015 годы, Концепция развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года.

На наш взгляд, наиболее системный характер изложения присутствует у концепций театрального [3], циркового [4] и библиотечного дела [5]. Основную часть структуры концепций театрального и циркового дел составляют аналогичные разделы, такие как общие положения, цели и задачи, кадровая ситуация, научная деятельность, финансовое обеспечение, субъекты концепций и ожидаемые результаты. Различия наблюдаются в разделах, обусловленных специфическими чертами каждого направления.  Например, концепция театрального дела в большей степени акцентирует внимание на негосударственном секторе в театральном деле, который отсутствует в цирковом деле.

Иной структурой обладает проект Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года, однако, до сих пор не принятый.  Структура концепции включает пять разделов: введение, в котором дается общая характеристика документа, определение библиотек, законодательная и нормативная база, современное состояние развития библиотечного дела и указаны существующие проблемы;  стратегические цели, принципы и задачи развития библиотечного дела в Российской Федерации; направления развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года; реализация концепции; риски. Запаздывание с принятием этой концепции является отражением глубокого кризиса  в этой отрасли и изменением места этих социальных институтов в обществе  в связи с глобальными информационными преобразованиями. Необходима дальнейшая работа над этим проектом, в большей степени ориентированная на перспективы развития библиотечного дела в период до 2020 года.

На наш взгляд, разрабатываемый проект Основ государственной культурной политики должен стать, хотя и с опозданием, так сказать, концепцией концепций. Иными словами, в иерархической структуре концептуальных документов сферы культуры Основы должны занимать верхнее положение, из которого вытекают узконаправленные концепции.

Поэтому, на наш взгляд, целесообразнее унифицировать форму концептуальных документов, формулирующих государственную политику следующим образом:

- введение: дается общая характеристика документа, нормативная база, определяются термины;

- современная ситуация: описывается отдельные направления с учетом статистической информации, формулируются проблемы;

- цели, задачи и принципы: формулируются цели, ставятся задачи, определяются принципы и приоритеты;

- направления развития: описываются механизмы преодоления проблем способы реализации целей и задач в каждом направлении;

- реализация концепции и риски: указываются сроки реализации, конкретные участники и возможные риски.

Данная структура позволит наиболее логично и системно отразить современную ситуацию, провести анализ и изложить принципы и подходы. С учетом изложенных замечаний, по нашему мнению, должна быть существенно доработана и оптимизирована структура главного документа -  проекта  Основ государственной культурной политики, который  в нынешнем варианте состоит из пяти разделов: введение; цель, содержание и принципы государственной культурной политики;  стратегические задачи государственной культурной политики; законодательное обеспечение государственной культурной политики; заключение.

Необходимо дополнить документ дефиницией основополагающих терминов. Прежде всего, следует сформулировать определение «культуры», особенно учитывая максимально расширительную трактовку сферы культуры в указанном документе. Кроме того, в контексте данного документа важно определить сам термин «государственная культурная политика», а также соотнести его с определением культурной политики, данным в Основах законодательства РФ о культуре.

Другой документ, разрабатываемый параллельно Основам государственной культурной политики, – это  Федеральный закон «О культуре в Российской Федерации». Он  имеет четкую структуру, состоящую из 8 разделов, 213 статей. Данный документ осуществляет нормативно-правовое закрепление отраженных в концептуальном документе программных положений в строгой юридической форме,  тем самым регулирует правоотношения, «возникающие в связи с реализацией конституционных прав и обязанностей в сфере культуры, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере культуры, а также при осуществлении культурной деятельности» [6].

Для реализации целей государственной культурной политики формируются целевые программы в сфере культуры. Федеральные целевые программы в сфере культуры являются организационной основой реализации приоритетных направлений государственной культурной политики. Так, например, федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» кроме целей, задач и общей информации содержит уже конкретные механизмы и объемы финансирования, целевые индикаторы и показатели [7].  Региональные и муниципальные целевые программы в сфере культуры принимаются на основе и во исполнение федеральных целевых программ и могут с учетом местных особенностей корректировать их положения.

Рассмотренные выше документы в их иерархии также можно классифицировать  по целевой аудитории. Например, Основы государственной культурной политики – самый широкий в плане целевой аудитории  документ. Его адресатами являются все граждане. Федеральный закон «О культуре»  в основном предназначен для деятелей культуры и организаций, вступающих в различные правоотношения в этой сфере. Отдельные концепции адресованы организациям и сотрудникам, осуществляющим свою профессиональную деятельность в указанных отраслях сферы культуры. Целевые программы  предназначены, прежде всего, для финансирования отдельных мероприятий, точечным методом доводящим средства для поддержания особо значимых проектов.

В тоже время стоит отметить, что государственная политика не является раз и навсегда определенным и утвержденным нормативом. Разработанные механизмы, развитие определенных направлений должны модифицироваться и основываться на конкретных данных. С целью сбора и предоставления систематизированной аналитической информации о состоянии культуры и тенденциях ее развития Минкультуры России поручено осуществлять подготовку Ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации [8].  Такой доклад за 2013 год  подготовлен, его структура  состоит из 4 разделов, которые делятся на 12 частей: культура в жизни общества; культурное наследие; культура и туризм; профессиональная творческая деятельность; информационные ресурсы культуры; социально-культурная деятельность; образование и наука в сфере культуры; нормативные и правовые акты в сфере культуры; экономика культуры; международное культурное сотрудничество; нерешенные проблемы и предложения.

Из описания данной структуры видно, что в докладе культура понимается в узком смысле подведомственной Министерству культуры сферы и в целом соответствует направлениям работы профильных департаментов Минкультуры России. Вместе с тем понимание культуры в Основах государственной культурной политики выходит за пределы узкого, отраслевого значения. Концепция культуры, заложенная в Основах, соответствует более широкой модели культурной политики, связанной с расширенным пониманием сферы культуры. Данную модель исследователь В.И. Савинков характеризует как «межотраслевую»: «Помимо ведомственной модели культурной политики в широко трактуемую культурную политику включены такие направления государственного регулирования, как научно-образовательная политика, социальная политика, информационная политика; политика, связанная с поддержкой семьи, детства, материнства; молодежная политика; политика в сфере туризма, межнациональных отношений и др., которые встроены в иные ведомственно-отраслевые рамки государственного регулирования» [9]. Для оптимального анализа и адекватной оценки развития направлений, отраженных в Основах государственной культурной политики, представляется целесообразным в дальнейшем расширить структуру данного доклада, согласовав понимание культуры в двух документах.

Другой источник информации для корректировки механизмов и принципов государственной культурной политики – независимая система оценки качества работы организаций в сфере культуры и искусства, методика которой должна основываться на принципах оценки удовлетворенности/неудовлетворенности получателей услугами, оценки экспертным сообществом уровня профессионализма оказываемых услуг и минимизации участия учредителей организаций в обработки и анализе представленных мнений. А документальное оформление оценки должно содержать большинство качественных оценок, а не формальных или количественных. Так, например, в докладе Государственного комитета Псковской области по культуре по итогам реализации пилотного проекта [10] представлены показатели оценки работы отдельно для библиотек и учреждений клубного типа, разделенные на три группы: доступность, комфортность, культура обслуживания. Количество критериев для оценки работы учреждений культурно-досугового типа распределены по группам следующим образом: доступность – 8, комфортность – 7, культура обслуживания – 5. Однако из 20 представленных критериев только 5 можно отнести к критериям, характеризующим оценку содержательной стороны деятельности учреждения (режим работы, доступность цены, наличие любительских объединений и клубов по интересам с учётом мнений жителей, наличие дипломов и грамот, использование инновационных форм), 1 критерий – к PR-сопровождению деятельности (имидж у населения), 3 – к информированию населения о деятельности учреждения. Большинство же критериев характеризует организационно-технический аспект функционирования учреждения, такие, например, как наличие телефонной связи, санитарное состояние помещений, наличие условий для посещений людьми с ограниченными возможностями и т.д., имеющими опосредованное отношение к качеству работы. На наш взгляд, данные критерии малопродуктивные и неполезные для оценивания деятельности организации и предоставляемых услуг. Они могут использоваться в качестве характеристики деятельности органов управления или в качестве критериев деятельности персонально руководителя или директора организации (как главного администратора и технического управляющего).

Таким образом, можно констатировать наличие  следующих проблем в разработке документов, закрепляющих  основные положения государственной культурной политики, – это, прежде всего, сложность и многомерность самого объекта управления -  культуры, опирающейся на духовный опыт и творческий характер деятельности;  первопроходческий характер процессов документирования в этой сфере, не имеющий аналогов в других отраслях экономики и бизнеса;  повышенная динамика социокультурных процессов, беспрерывно ставящая новые и все более сложные задачи в этой сфере.


Библиографический список
  1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.05.2014). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162637/.
  2. Проект Основ государственной культурной политики. http://state.kremlin.ru/face/21027.
  3. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115357
  4. Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128070/?frame=1.
  5. Проект Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года. http://www.pk6.eos.ru/documents/detail.php?ID=29681&SECTION_ID=804.
  6. Проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации». http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2014/29_05_2014_1.doc.
  7. http://fcpkultura.ru/.
  8. http://www.heritage-institute.ru/images/docs/gosdoklad-2013-struktura.doc.
  9. Савинков В.И. Коммуникативные стратегии становления и развития современной культурной политики России: социологический анализ // Автореферат дисс…д-ра соц. наук. http://u.jimdo.com/www60/o/s06c6bc659080cadd/download/m7e1a2f6076902227/1313649824/Автореферат.+2011.doc?px-hash=fb0ba5c3be9933ca714e5d135e016ec16c9eb9bc&px-time=1402759590.
  10. Доклад Государственного комитета по культуре Псковской области по итогам реализации пилотного проекта по проведению независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры. http://mkrf.ru/deyatelnost/ocenka/.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация