ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ

Шибаева Галина Евгеньевна1, Тарасова Юлия Игоревна2
1Владимирский юридический институт ФСИН России, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры пенитенциарной педагогики, психологии и социальной работы
2Владимирский юридический институт ФСИН России, студент

Аннотация
Данная статья посвящена социально-психологическому анализу гендерных особенностей стратегий поведения студентов в межличностных конфликтах. В работе описаны результаты эмпирического исследования стратегий поведения в конфликтных ситуациях у испытуемых одинакового возраста, но разного пола.

Ключевые слова: борьба), компромисс, конкуренция, методика К. Томаса, противоборство (соревнование, сотрудничество, стратегия поведения в конфликте, уступка, уход (избегание)


GENDER PECULIARITIES OF BEHAVIOUR STRATEGIES OF STUDENTS IN INTERPERSONAL CONFLICTS

Shibaeva Galina Evgenyevna1, Tarasova Yulia Igorevna2
1Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, PhD in psychology, Senior Lecturer of Department of Penitentiary Pedagogy, Psychology and Social Work
2Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, student

Abstract
This article is devoted to the social-psychological analysis of the gender peculiarities of behaviour strategies of students in interpersonal conflicts. The paper describes the results of experimental research strategies of behavior in conflict situations among probationers of the same age, but of a different gender.

Рубрика: Секция 9. Актуальные проблемы уголовно-исполнительной системы РФ

Библиографическая ссылка на статью:
Шибаева Г.Е., Тарасова Ю.И. Гендерные особенности стратегий поведения студентов в межличностных конфликтах // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2390 (дата обращения: 10.10.2014).

Ситуация проявления гендерных особенностей в межличностных конфликтах студентов актуализируется тем, что исследуемая категория проходит активную половую социализацию, осваивая нормы и правила полотипичных для себя стереотипов [1, с. 99].

Современное понимание гендер неразрывно связано с социальными и культурными нормами, которые социум предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [2, с. 126]. В конечном итоге социокультурные нормы, обусловливающие социальный пол определяют модели поведения человека в межличностных конфликтах.

Межличностный конфликт выполняет важную роль в жизни различных социальных институтов, и в этой связи неудивительно, что изучение конфликтов – тема, которая привлекает внимание многих ученых [3, с.281]. Существующее классическое определение межличностного конфликта определяет данное социально-психологическое явление как столкновение противоположных целей, мотивов и точек зрения интересов участников взаимодействия, не совместимых в конкретной ситуации [4, с. 97].

Проблемой конфликта как психологического феномена занимались и занимаются известные ученые прошлого и современности: Андреева Г. М., Бодалев А. А., Гозман Л. Я., Левин К., Обозов М. М., Орбан – Лембрик Л. Э., Скотт Д. Г., Трофимов Ю. Л., Юсупов И. М. и прочие.

Цель настоящего исследования – изучить стратегии поведения в конфликтах, указать на гендерные особенности поведения студентов в решении конфликтных ситуаций.

Всего в исследовании приняло участие 30 человек. В соответствии с исследовательскими задачами общая совокупность испытуемых была разделена по гендерному составу. Выборку  составляли  студенты  обоего  пола,  возраст  испытуемых  в  пределах  20—22  лет.

Для  проведения  исследования  была  использована  методика американского психолога К. Томаса, разработанная им в 1973 году [5, с.128]. Тест Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Для описания поведения в конфликте, К. Томас предложил двухмерную модель регулирования конфликта, основополагающими измерениями которой являются: кооперация – направленность на интересы другого человека, вовлеченного в конфликт, и напористость – направленность на собственные интересы. Соответственно этим двум измерениям К. Томас выделил следующие пять основных способов (стили) поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, компромисс, уступка, уход (избегание), противоборство (соревнование, конкуренция, борьба).

Обработка эмпирических данных и анализ полученных результатов позволили проанализировать гендерные особенности поведения студентов в конфликтных ситуациях.

Результаты исследования стратегий поведения в конфликтных ситуациях по гендерному признаку показали, что у респондентов нашей выборки, независимо от их пола, преобладает одинаковая стратегия поведения в конфликтной ситуации – это компромисс (у 24% девушек и 24% юношей). Также одинаковыми оказались такие стратегии поведения как уступка
(и у девушек (18%), и у юношей (17%) данная стратегия находится на четвёртом месте) и противоборство (и у девушек (14%), и у юношей (16%) данная стратегия находится на пятом месте).

Таким образом, в нашей выборке гендерные различия поведения  в конфликтных ситуациях проявились в следующем. В группе девушек, в отличие от юношей, на втором месте преобладающей является стратегия сотрудничества (у 23% девушек).  А ведь в обществе за долгие века сложился стереотип, что именно такие стратегии как сотрудничество, компромисс и уступка являются «женскими» стратегиями поведения в конфликте. Это связано с отсутствием властолюбия у женщин, большей психологической терпимостью, их способностью сопереживать собеседнику. С детства девочек готовят к материнству и ведению домашнего хозяйства, к сглаживанию конфликтов в семье, что в конечном итоге развивает у них чувство заботы и сопереживания. Поэтому можно сделать вывод, о том, что у девушек нашей выборки стратегия поведения, выбираемая ими в конфликте, соответствует общепринятым в психологии представлениям.

Как уже говорилось, у юношей преобладающая стратегия поведения в конфликте такая же, как и у женщин – компромисс, а на втором месте – стратегия избегания. Такие результаты касательно юношей были не ожидаемыми. Ведь у мальчиков с детства поощряются лидерские качества, самостоятельность и сила, большинство их игр носит соревновательный характер. И исторически сложился стереотип, что у мужчин преобладающей является такая стратегия поведения, как противоборство (соревнование, конкуренция, борьба). Поэтому их стратегия компромисса и избегания в конфликте не соответствует общепринятым в психологии моделям поведения.

Отсюда можно сделать вывод, что и девушки, и юноши стремятся урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. При выборе данной стратегии поведения в конфликтной ситуации следует иметь в виду, что компромисс – это поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Но через какое-то время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность “половинчатыми решениями”. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

Также следует отметить, что девушки, используя такую тактику поведения в конфликте как сотрудничество, поступают конструктивно. Ведь при сотрудничестве происходит поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: “Не ты против меня, а мы вместе против проблемы”.

Следует сказать и о стратегии избегания в конфликтной ситуации, которая является одной из преобладающих у юношей. Избегание характеризуется стремлением не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным; стремлением выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить практическую значимость исследования стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Ведь избираемая участником конфликта стратегия поведения имеет решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для конечного результата, исхода. В конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. И специалисты утверждают, что необходимо применение всех пяти тактик - противоборства, сотрудничества, компромисса, избегания и уступки - в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации. На основе методики можно выявить наименее развитые тактики поведения при конфликте и определить приоритетные задачи их развития.


Библиографический список

  1. Евенко С.Л. Теоретическая модель проявления гендерных особенностей межличностных конфликтов в организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2013. № 1. − С. 99−102.
  2. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. − М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. – 336 с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. − 2-е изд. − СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
  4. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. – М.: Феникс, 2007. – 243 с.
  5. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – 270 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация