ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ

Ломакина Анна Николаевна1, Усольцева Елена Андреевна2
1Владимирский юридический институт ФСИН России, доцент кафедры пенитенциарной педагогики, психологии и социальной работы, кандидат педагогических наук
2Владимирский юридический институт ФСИН России, курсант

Аннотация
Данная статья посвящена изучению особенностей нравственного воспитания осужденных. В работе проанализированы социально-демографическая, уголовно-правовая, уголовно-исполнительная характеристики осужденных, выделены основные направления воспитательной работы с данной категорией осужденных.

Ключевые слова: воспитательная работа, исправление, нравственное воспитание, осужденный


THE IMPORTANCE OF MORAL EDUCATION IN REHABILITATION

Lomakina Anna Nikolaevna1, 'tseva Elena Andreevna2
1Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, associate Professor of the Department of penitentiary pedagogy, psychology and social work, candidate of pedagogical Sciences
2Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, student

Abstract
This article is devoted to the study of the peculiarities of the moral education of the convicts. This paper analyzes the socio-demographic, criminal-legal, criminal-Executive performance of prisoners, the basic directions of educational work with this category of convicts.

Рубрика: Секция 9. Актуальные проблемы уголовно-исполнительной системы РФ

Библиографическая ссылка на статью:
Ломакина А.Н., Усольцева Е.А. Значение нравственного воспитания в исправлении осужденных // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2389 (дата обращения: 10.10.2014).

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Современный период совершенствования процесса нравственного воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Так что же понимается под нравственным воспитанием?

Традиционно, под нравственным воспитанием понимается сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения.

Основной целью нравственного воспитания в пенитенциарной педагогике является формирование у личности осужденного жизненной установки, мировоззрения, ценностных ориентаций [1, с. 3].

Необходимо отметить, что исправление осужденных обеспечивается по основным направлениям воспитательного воздействия – это нравственное, правовое, трудовое, физическое и повышение образовательного и культурного уровня осужденных. В целом приводится в действие это всё силами администрации исправительного учреждения, образовательными, культурными и иными организациями, которые формируют правопослушное поведение на основе социально-педагогической системы.

Нами проведено исследование на базе колонии-поселения при ФКУ ЛИУ – 1 УФСИН России по Республике Татарстан. Основная категория опрашиваемых осужденных -  это лица мужского пола молодого возраста (47%) – от 21 до 30.

Важное значение для воспитательной работы с осужденными данной категории имеет семейное положение.  Большинство осужденных (32,5%) – холосты, в то же время из состоявших в зарегистрированном браке 17,6%  семей распалось. Это негативное явление, не дает возможности опираться воспитателям и психологам в процессе исправления осужденных на семью.

Образование являются существенной характеристикой личности вообще и осужденного в особенности. Из проведенного нами исследования, можно выделить то, что, образовательный уровень осужденных очень низок, а именно 47% опрошенных имеют полное среднее образование, и только 2 из них имеют незаконченное высшее. Таким образом, низкий образовательный уровень осужденных, соединяясь с критическим отношением к своему поведению, препятствует исправлению их личности.

Труд является важнейшим фактором социального формирования личности. Обращает внимание довольно высокий процент осужденных, не имевших определенных занятий до осуждения – 41,1%.

Эти данные свидетельствуют о том, какое криминогенное значение имеет праздное время провождение, не занятость общественно-полезной деятельностью. Отношение осужденных к труду во время отбывания наказания в местах лишения свободы, имеет важное значение для выбора средств, методов и форм воспитательного воздействия.

Необходимо отметить, что нравственное, трудовое воспитание и профессиональная подготовка осужденного в исправительном учреждении как элементы воспитательного воздействия являются практически безуспешными в процессе ресоциализации. Данные факторы могут способствовать росту рецидивной преступности данной категории лиц, тем более, что у  88, 2 % осужденных – планы после освобождения отсутствуют. Несомненно, профессиональное образование в исправительном учреждении имеет развивающий потенциал, что способствует решению проблем ресоциализации.

Ведь процесс ресоциализации осужденного, мы определяем как процесс подготовки к вхождению осужденного в социальную среду после освобождения от наказания посредством усвоения общепринятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности, который предполагает не только адаптацию к социальным условиям, но и в первую очередь, активную деятельность человека по их преобразованию, что и составляет актуальность проблемы исследования.

Специфика ресоциализации осужденного наиболее полно раскрывается  ее функциями в субъектном становлении человека, его социальном поведении и развитии: целеобразования (выступает основополагающей, побуждает к деятельности и делает осужденного творцом своей жизни, когда он сам ставит перед собой цели, и выступает как субъект ресоциализации) смыслообразования (проявляется умением в решении жизненных проблем делать осознанный выбор нравственным путем, позволяет оценивать и регулировать деятельность не с ее целесообразной, прагматической стороны, а со стороны нравственной, смысловой), рефлексивная (определяет готовность осужденного через оценивание, самооценивание проявлять личностное отношение к самому себе, помогает адекватно реагировать на происходящую ситуацию), активного взаимодействия (позволяет человеку соотносить внешние условия среды со своим опытом, с имеющейся у него системой ценностных ориентаций и установок, что влияет на его активность, мотивацию, волю, эмоции). Каждая функция отражает многообразие решения задач и подчеркивает многоаспектность содержания процесса ресоциализации.

Основная масса опрошенных лиц отбывают наказание за преступления против собственности  (ст. 158 УК РФ) – 41,1%.

Таким образом, из всего высказанного можно сделать вывод о том, что причинами совершения преступлений против собственности являются безработица, или не занятость общественно полезной деятельностью. Недостаточный уровень образования, незнание норм закона являются одной из причин совершения преступлений против собственности, поскольку (47%) опрошенных имеют только полное среднее образование. Разрушение банковских структур, неконтролируемый перелив капиталов, отсутствие достаточных правовых норм, посягательства совершенные с использованием электронных средств, недостаточный потенциал правоохранительных органов осуществляющих предупреждение преступлений.

Данное исследование сознательно ограничивалось кругом вопросов, связанных  с ресоциализацией осужденных в процесс  трудового воспитания и профессионального обучения в исправительном учреждении. Однако не менее важным представляется более детальное изучение ресоциализации с применением типологии осужденных, в том числе с разбивкой их на возрастные группы. Решение этих задач раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального поиска.


Библиографический список
  1. Пургина  О. В.  Организация нравственно-этического воспитания и досуга осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2010. – № 4. – С. 3- 5

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация