КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ Г. КУРСКА И Г. ВОРОНЕЖА)

Семенов Михаил Юрьевич
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
старший преподаватель кафедры истории, кандидат исторических наук

Аннотация
В статье рассматривается культурно-просветительская жизнь таких типичных провинциальных русских городов конца XIX – начала ХХ века как Курск и Воронеж. Наиболее популярными и эффективными способами трансляции знаний в широкие слои городского населения являлись организация народных чтений и народные/публичные библиотеки.

Ключевые слова: культурное просвещение, народные библиотеки, народные чтения, просветительские организации, публичные библиотеки, русский провинциальный город


CULTURAL-EDUCATIONAL LIFE OF RUSSIAN PROVINCIAL CITY IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY (ON THE MATERIAL OF KURSK AND VORONEZH)

Semenov Mikhail
Belgorod National Research University
senior teacher of the chair for history, candidate of historical sciences

Abstract
The article discusses the cultural and educational life of such typical provincial Russian towns end of XIX - beginning of XX century as the Kursk and Voronezh. The most popular and efficient ways of translation of knowledge in the broad layers of the urban population was the organization of the people’s readings and public libraries.

Рубрика: Секция 7. Социально-культурная деятельность: история, теория и современные технологии

Библиографическая ссылка на статью:
Семенов М.Ю. Культурно-просветительская жизнь русского провинциального города в конце XIX- начале ХХ века (по материалам г. Курска и г. Воронежа) // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2379 (дата обращения: 13.11.2014).

Обращение к исследованию культурной (в частности – культурно-просветительской) жизни русского провинциального города на рубеже XIX – ХХ столетий связано с широко распространенным в отечественной историографии суждением об абсолютной культурной отсталости русской провинции в рассматриваемый период. Характеристика и анализ культурно-просветительской жизни – значимого сегмента культурной жизни – таких типичных провинциальных русских городов как Курск и Воронеж на рубеже XIX – ХХ столетий позволит не только выявить уровень интенсивности культурной жизни названных губернских центров, но и проследить трансформации, произошедшие в культурной жизни этих провинциальных центров.

Следует отметить, что и в Курске и в Воронеже в конце XIX – начале ХХ в. назрела необходимость в мероприятиях культурно-просветительского характера, ставших со временем системным явлением культурной жизни обоих городов. Так, по результатам Всероссийской переписи населения 1897 г. было выявлено, что и в Курске, и в Воронеже преобладало крестьянское население – в Курске – 40169 чел. или 53,2 %, в Воронеже – 40545 или 50,3 %. Неграмотные преобладали над грамотными в Курске – 42686; в Воронеже неграмотное население по численности лишь немного уступало грамотному– 37801 чел. Очевидно, что в условиях форсированной модернизации страны ликвидация неграмотности стала одной из насущных проблем в масштабах всего государства. Наряду с усилиями государства и церкви по ликвидации неграмотности значительный вклад в решение данной проблемы был сделан различными общественными организациями, видевшими своей целью просвещение неграмотного населения.

Исследование культурно-просветительской жизни Курска и Воронежа на рубеже XIX – ХХ столетий показало, что в обоих городах в этот период получили распространение общественные организации, занимавшиеся распространением научного и научно-популярного знания среди широких слоев городского населения. Создателями этих организаций являлись представители провинциальной либерально настроенной интеллигенции. Целевой аудиторией таких организаций являлись, прежде всего, неграмотные или малограмотные горожане.

Так, в Воронеже с 1894 г. начала функционировать Воронежская Комиссия Народных Чтений (ВКНЧ), а в Курске с 1898 г. начало функционировать Общество Содействия Начальному Образованию в Курской губернии (ОСНОКГ). Обе организации имели схожие (и можно сказать – типичные для подобного рода просветительских организаций) цели – содействовать начальному образованию в пределах губерний, что было востребованным, судя по результатам переписи населения [1, 1; 2, 11].

Основным способом распространения знаний обе организации выбрали так называемые народные чтения – общедоступные (бесплатные или за небольшую плату) лекции на научно-популярные темы с использованием наглядного материала (волшебный фонарь – прообраз современного проектора и теневые картины – стеклянные слайды с нанесенным на них изображением).

Тематика народных чтений изначально была ограничена Министерством Народного Просвещения. Им был разработан специальный каталог, который, по словам современников, страдал «замечательной бедностью, как в количественном, так и в качественном отношениях»[3; 596]. Лектор не имел права комментировать прочитанное, а только озвучивал разрешенный текст. В 1894 году – в первый год полноценного функционирования народных чтений в Воронеже – членами ВКНЧ были проведены лекции на следующие темы: «Кольцов и его песни»; «Отчего происходит дождь и снег»; «О тепле и воздухе»; «Полтава»; «О Петре Великом, как он провел свое детство, как и чему учился»; «Жизнь Божией Матери»; «Троице-Сергиева Лавра»; «Что такое каменный уголь и как его добывают?»; «Подвиг купца Иголкина» и др. »[4; 3 – 11] Слушателям в курских народных аудиториях в 1904 г. были предложены следующие лекции на следующие темы: «О воде», «О воздухе», «Как воюют растения», «Индия», «Абиссиния», «О Сибири» и др.[5; 3 – 7]. Среди характерных особенностей в организации народных чтений как в Курске, так и в Воронеже можно отметить:

- отсутствие собственных помещений, в которых можно было бы проводить лекции;

- ограничительная политика правительства;

- зависимость от местной администрации.

В содержательном плане характерными чертами лекций являлись:

- неизменность тематики (в связи с ограниченным списком разрешенных книг);

- отсутствие систематичности в изложении материала (что было связано как с бедностью каталога разрешенных книг, так и с ограничительной политикой со стороны местной администрации);

Несмотря на стеснительные условия ВКНЧ и ОСНОКГ стремились регулярно проводить общедоступные лекции и способствовали их распространению в пределах губерний.

О популярности лекций у целевой аудитории можно судить, в основном, по статистическим данным, содержащимся в ежегодных отчетах ВКНЧ и ОСНОКГ .[6, 7; 7,5; 8, 7; 9, 3; 10, 11;].

Народные чтения были регулярным явлением в культурной жизни Курска и Воронежа на протяжении ряда лет. Также можно сказать, что они были популярны среди горожан. Однако эта популярность была нестабильной. Спустя несколько лет после регулярного функционирования народные чтения пришли в упадок и в Курске и в Воронеже. Можно выделить следующие причины их упадка:

- неизменяемость тематики;

- отсутствие систематичности;

- восприятие основной массой посетителей народных чтений как развлечения (прежде всего из-за демонстрации слайдов).

Вместе с тем данные статистики позволяют заключить, что и ОСНОКГ и ВКНЧ достигли своей цели, сумев привлечь значительную аудиторию слушателей.

Другим значимым направлением в деятельности русской интеллигенции по распространению культурного минимума среди горожан являлось создание библиотек. В Курске с 1897 г. – Семеновская публичная, а с 1899 г. – Пушкинская народная библиотека; в Воронеже с 1864 г. – публичная библиотека, а затем и ее отделения. Назначение народных библиотек характеризовалось как «доставление всем слоям населения возможности бесплатно и широко пользоваться книгой…»[11; 592]. Публичные же библиотеки предоставляли книги в пользование за плату.

Воронежская публичная библиотека была создана в результате инициативы воронежской либерально настроенной интеллигенции и не имела финансовой поддержки со стороны государства или местной администрации. Курские библиотеки, также созданные в результате деятельности местной либерально настроенной интеллигенции, имели финансовую поддержку со стороны городской думы в размере 500 руб. в год. У названных библиотек не было специально оборудованных помещений для осуществления деятельности, они располагались в съемных помещениях. О популярности публичных библиотек можно судить по статистическим данным, содержащимся в ежегодных отчетах библиотек.

В целом, жителям Курска и Воронежа на рубеже XIX – ХХ столетий были широко доступны книги и периодические издания, а библиотеки пользовались популярностью среди горожан. Широким слоям городского населения Курска и особенно Воронежа были доступны книги на иностранных языках (прежде всего, на французском). Все это позволяет говорить о том, что библиотеки успешно справлялись с поставленной задачей, делая книги и журналы общедоступными, формируя привычку ежедневного чтения, делая чтение нормой городского образа жизни.

Можно заключить, что культурно-просветительская жизнь Курска и Воронежа в рассматриваемый период стала неотъемлемой частью культурной жизни в обоих губернских центрах. Интенсивность культурно-просветительской жизни этих губернских центров на рубеже XIX – ХХ столетий была нестабильной: так, популярность народных чтений и библиотек в конце XIX века сменилась резким падением популярности предлагавшихся воронежскими и курскими культурно-просветительскими организациями мероприятий уже в начале ХХ века.

Cтатья подготовлена при финансовой поддержке Гранта Президента Российской Федерации.

Проект МК-5960.2014.6 «Рефлексии либерализма в культурной жизни российской провинции конца XIX – начала XX века». 


Библиографический список
  1. Устав Общества содействия начальному образованию в Курской губернии. – Курск, 1898.
  2. Отчет Воронежской комиссии народных чтений за 1893 – 1894 гг. Воронеж, 1894.
  3. Народные чтения // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1897. – Т. 40.
  4. Отчет Воронежской комиссии народных чтений за 1893 – 1894 гг. Воронеж, 1894.
  5. Отчет Общества содействия начальному образованию в Курской губернии за1904 г. с приложением краткого обзора деятельности Общества за1905 г. Курск, 1906.
  6. Отчет Воронежской комиссии народных чтений за 1893-1894 гг. – Воронеж, 1894.
  7. Отчет Воронежской комиссии народных чтений за 1894-1895 гг. – Воронеж, 1895.
  8. Отчет Воронежской комиссии народных чтений за 1896-1897 гг. – Воронеж,1897.
  9. Отчет Воронежской комиссии народных чтений за 1897-1898 гг. – Воронеж, 1898.
  10. Отчет Общества содействия начальному образованию в Курской губернии за 1903 г. – Курск, 1904.
  11. Народные библиотеки и читальни // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1897. – Т. 40.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация