ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Фоменко Ирина Григорьевна
Белгородский государственный институт искусств и культуры
преподаватель среднего профессионального образования кафедры издательского дела и библиотековедения

Аннотация
В статье дается терминологический анализ понятия «культура чтения» и раскрываются составляющие части ее формирования в библиотеке.

Ключевые слова: культура чтения, составляющие культуры чтения в библиотеке, терминологический анализ понятия


THE FORMATION OF READING CULTURE IN THE LIBRARY: TERMINOLOGICAL ANALYSIS

Fomenko Irina Grigorievna
Belgorod State Institute of arts and culture
Lecturer of intermediate vocational education, Department of the publishing trade and library science

Abstract
There is terminological analysis of notion “culture of reading” in this article and the component parts of its formation in the library are explained.

Рубрика: Секция 6. Библиотековедение и документоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Фоменко И.Г. Формирование культуры чтения в библиотеке: терминологический анализ // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2377 (дата обращения: 10.10.2014).

Чтение – специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации. Чтение – не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между коммуникаторами (создателями текста) и реципиентами (читателями).

Термин  «культура чтения» немного дальше стоит в сложившемся в библиотековедении системы терминов, которые отражают требования библиотекарей  в квалификации читателя. Термин включает в себя такие понятия, как «любовь к книге», «интерес к чтению», «восприятие и понимание прочитанного», «творческое чтение» и т.д. Это понятие более внутреннее, личностное.

Проблема культуры чтения всегда была предметом осмысления многих специалистов. Так, Ю.П. Мелентьева  говорит о том, что о чтении упоминали еще в 9-10 вв. в это время понятие «читание» было связано с церковной службой [1].

Близкое к современному понятию слово «читатель» появилось в 18 веке во время петровских реформ. Впервые это понятие прозвучало в трудах Г.Н.Теплова, говорившего о важности  «руководства в науках и чтении», а В.Н.Татищев  впервые отнес его к обязанностям библиотекаря.

Термин «культура чтения» по-разному интерпретируется, в зависимости от точки зрения наполняется различным содержанием и значением. В понимании автора методики изучения иностранного языка Д. Миллера – это техника запоминания [2].

В «Библиотечной энциклопедии» дано такое определение культуры чтения:

«Культура чтения» – «совокупность знаний, умений, навыков для оптимальной организации процесса чтения, достижения его общественно значимой направленности и других целей; одна из составляющих информационной культуры личности» [ 3, с. 432].

Культура чтения в трактовке В.А. Бородиной рассматривается как «универсум развития личности». В ее интерпретации культура чтения – это «основа развития личности, ее интеллектуально-эмоционального, эстетического и духовного потенциала, это достижение личности, уровень читательского развития, количественные и качественные показатели сознания, деятельности и общения», одновременно и продукт и фактор развития личности» [4, с. 15]. В понимании Д.А. Ольшанского культура чтения «навязывает» установку «как следует читать текст», что негативно отражается на творческом потенциале ученика; из чего следует вывод о том, что «учителю вообще не следует излагать формализованный материал и предлагать какую бы то ни было собственную интерпретацию текста, предоставляя учащемуся право самостоятельно оформить и структурировать собственные размышления по поводу литературного текста» [ 5, с.61].

Термин «культура чтения» по словам Ю. П. Мелентьевой «наряду с умениями ориентироваться в мире информации включает в себя такие понятия, как «любовь к книге», «интерес к чтению», «восприятие и понимание прочитанного», «творческое чтение». Таким образом, «культура чтения – понятие более внутреннее, личностное, даже интимное» [1, с.4]. Близкая, по сути, позиция отражена в публикациях многих современных ученых, в частности в работах И.И. Тихомировой, Т.Г. Галактионовой.

Словарь библиотечных терминов определяет культуру чтения как «комплекс навыков в работе с книгой». Он включает:

-осознанный выбор тематики чтения;

-ориентировку в источниках;

-систематичность и последовательность чтения, выбор конкретной книги;

-умение ориентироваться в книге, цель которого – максимально усвоить и глубоко понять прочитанное;

-использование и применение полученной информации на практике [6, с.72].

Ко всему перечисленному можно отнести:

-бережное отношение к книге и периодике;

-правильная организация работы с книгой;

-соблюдение гигиенических, физиологических и психологических правил работы с книгой.

Понятие  «культура чтения» изучается во многих дисциплинах, накоплен большой материал (фактографический и теоретический).

 Требуется серьезное понимание и внимание к проблеме формирования культуры чтения. Без формирования культуры чтения невозможно формирование информационной культуры. Важно учить библиотекарей и специалистов книжного дела методам продвижения книги и чтения в общество, особенно формам и методам формирования культуры чтения у  маленьких детей и школьников младших классов.

 Между тем, роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности.

К культуре чтения можно отнести и приобщение к чтению. Ведь в сопровождении ребенка к приобщению к чтению можно понять метод, обеспечивающий создание условий для принятия оптимальных решений. Проблема школьников в нежелании читать не появилась вчера. Это система, накопленная годами, в которой участвуют сами учителя. Ведь принудительное чтение произведений выбивает из школьника все, что помогло бы развить его культуру чтения.

   Приобщение к чтению – огромный уровень интеллектуального развития, который поможет в будущем хорошему общению, даже устройство на работу, овладению профессией и т.д. Нужно дать понять ребенку, что первоисточником любых знаний и ценностей является книга.

Сегодня, в век информатизации, несмотря ни на что, статус книги и чтения продолжает оставаться высоким, усиливаются процессы совершенствования интеллектуального уровня человека. Возрастающая потребность в знаниях обуславливает развитие новых форм существования книги. «Под воздействием электронных технологий меняется культура чтения. В философском значении культура чтения понимается как определенное пространство, как цельная среда, порожденная феноменом чтения во имя нравственной и интеллектуальной гармонии личности» [7, с. 124.] В узком смысле культуру чтения можно сформулировать как способность воспринимать, понимать и анализировать вербальную информацию, представленную в письменном, печатном и электронном форматах. Таким образом, культура чтения – социокультурное явление, основу которого составляет деятельностный познавательный процесс, определяющий уровень интеллектуального и духовного развития общества.

Важнейшими составляющими культуры чтения является процессы восприятия, понимания, интерпретации текста произведения. Уровень восприятия определяется социокультурным и читательским опытом человека. Процесс восприятия предполагает формирование образов, цельной картины, которые порождаются в распознавании текстов. Немаловажную роль играют собственные эмоциональные, эстетические оценки прочитанного. Более высокий уровень культуры чтения характеризуется формированием творческого восприятия, т.е. способностью создавать новые образы, новую реальность. Такое возможно лишь при активной работе мышления в процессе чтения. В результате формируется прогностическое или “творческое” видение (“прочтение”), которое вырабатывается в процессе чтения текстов художественной и научной литературы.

Культура чтения может развиваться “вглубь” и “вширь”. Человек может постоянно пополнять знания по какому-либо вопросу, следить за публикациями по изучаемой проблеме. Вместе с тем чтение иноязычных источников информации позволяет сформировать более широкий объективный взгляд на мир и адекватное понимание ситуации. В этом качестве развитию культуры чтения активно способствуют процессы совершенствования технологий электронных информационно-поисковых систем и коммуникативных средств связи [8, с. 10].

Термин «культура чтения» по-разному интерпретируется, в зависимости от точки зрения наполняется различным содержанием и значением. Самым оптимальным можно считать следующее понятие: культура чтения – совокупность знаний, умений, навыков для оптимальной организации процесса чтения, достижения его общественно значимой направленности и других целей; одна из составляющих информационной культуры личности.

Требуется серьезное понимание и внимание к проблеме формирования культуры чтения. Без формирования культуры чтения невозможно формирование информационной культуры. Важно учить библиотекарей и специалистов книжного дела методам продвижения книги и чтения в общество, особенно формам и методам формирования культуры чтения у  маленьких детей и школьников младших классов.


Библиографический список
  1. Мелентьева Ю.П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире. – М.: Наука, 2007.- С.121 -135.
  2. Тихомирова И.И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышение уровня грамотности? // Библиотечное дело. – 2006. – № 8. – С. 11-20.
  3. Библиотечная энциклопедия / Рос. Гос. б-ка. – М. : Изд-во РГБ «Пашков дом», 2007.-1300 с.: ил.
  4. Бородина Н А. Не стать Иванами, не помнящими родства. Российская традиция работы с книгой : [возрождение традиций воспитания культуры чтения в современных условиях] // Библиотечное дело. – 2006. – № 10. – С. 7-10.
  5. Полищук  М.А. Культура чтения младших школьников в библиотеке (социологические  исследования) // Библиотековедение.-2010. – №1. – С. 61-65.
  6. Библиотечное дело: терминол. словарь. – 3-е изд. – М. : РГБ, 1997. – 168 с.
  7. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования (теоретико-методические основы исследования)  : монография. – СПб., 2007. – С. 124.
  8. Перцовская Р.Ф. Культура чтения в эпоху электронных технологий // Вестник библиотек Москвы. – 2008. – № 4.

 

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация