ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ

Рябчук Леся Викторовна
Киевский университет имени Бориса Гринченко
старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна

Аннотация
Проблема эстетизации жизни общества и более активного использования влияния прекрасного во всех сферах жизнедеятельности человека есть наиболее актуальной сегодня, что побуждает педагогов к поиску ее решения, путем обновления содержания, форм, методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса на основе единства красоты и целесообразности. Современное образование направлено на формирование активного, продуктивного и не безразличного гражданина на основе развития основных компетентностей, предусматривающие автономное и творческое мышление и действия. В связи с этим одной из основных задач педагогической науки в Украине является совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов художественных специальностей, в частности, учителя изобразительного искусства.

Ключевые слова: историческая картина, исторический жанр, стиль, художественно-образное мышление, художественно-стилевые представления


PROBLEMS OF FORMATION OF STYLISTIC REPRESENTATIONS OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS IN THE PROCESS OF CREATING HISTORICAL PAINTINGS

Lesya Ryabchyk
Borys Grinchenko Kiev University
Senior lecturer

Abstract
Problem aestheticization of social life and greater use of influence of beauty in all spheres of human E. most relevant today, prompting educators to seek its solution by updating content, forms, methods and techniques of the educational process on the unity of beauty and expediency . Modern education aims at the formation of active, productive and indifferent citizens through the development of basic competencies that provide independent and creative thinking and action. In this regard, one of the main objectives of science teaching in Ukraine is to improve the training of future specialists artistic disciplines, including visual arts teacher.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Рябчук Л.В. Проблемы формирования стилистических представлений у будущих педагогов изобразительного искусства в процессе создания исторической картины // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2375 (дата обращения: 17.03.2015).

Изменения в социально-экономической, научно-технической и культурной жизни страны обусловливают необходимость реформирования общего и художественного образования Украины на принципах гуманизации и культуросообразности. Сегодня возникла проблема эстетизации жизни общества и более активного использования влияния прекрасного во всех сферах жизнедеятельности человека. Это побуждает педагогов к поиску ее решения, путем обновления содержания, форм, методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса на основе единства красоты и целесообразности.

Современное образование направлено на формирование активного, продуктивного и не безразличного гражданина на основе развития основных компетентностей, предусматривающие автономное и творческое мышление и действия, как в интеллектуальном и абстрактном планах, так и в решении конкретных задач [7, 17].

В связи с этим одной из основных задач педагогической науки в Украине является совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов, в частности, учителя изобразительного искусства. Подготовка такого специалиста должна быть сориентирована на активный поиск инновационных форм и методов, способствующих не только обучению учащихся творчески отобразить действительность в ярких образах с воспроизведением объективно существующих свойств реального мира, но и формированию у них способности к эмоционально-чувственному восприятия предметной действительности.

В данном контексте большое значение приобретает формирование художественно-стилевых представлений будущих педагогов изобразительного искусства средствами изучения исторического пейзажа. Художественно-стилевые представления рассматриваются как неотъемлемый компонент художественного сознания, который способствует активизации процессов постижения сущности художественных явлений.

Как говорил А Лосев: «Знание художественных форм усиливает личную и коллективную идентичность, обогащает систему ценностей, ведь человеку нужна полная «карта»для ориентации в природном и социальном мире, без которой он может утратить способность действовать целенаправленно и эффективно» [6, 71].

По нашему мнению, оптимальным путем к формированию стилевых представлений будущих учителей изобразительного искусства является работа над исторической картиной.

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства посвященный историческим событиям и деятелям, социально-важным явлениям в истории общества, обращенный в основном к прошлому [4, 83]. Основные виды произведений исторического жанра – исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Исторический жанр очень часто пересекается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображение деятелей прошлого), портретно-исторической композицией, пейзажем (исторический пейзаж).

Работа над картиной на историческую тему требует от автора тонкого ощущения изображаемой эпохи, знание истории, понимание значения исторических событий в дальнейшем развитии общества, знание искусства отображаемой эпохи, его эстетических идеалов, стилей, как живописи, так и архитектуры, костюма, декоративно-прикладного искусства, особенностей быта.

Понятие о стиле играет в процессе создания исторической картины ключевую роль. Именно работа над исторической картиной требует четких представлений о стиле и стилистике.

Развитие представлений непосредственно связано с творческой, художественной деятельностью, где они уточняются и становятся более полными и верными, так как в процессе деятельности постоянно проверяются практикой. Представления и понятия  активизируются в связи с поставленной задачей и исправляются в процессе сравнения замысла с результатом работы. Большое значение в развитии представления имеют направленные указания руководителей. В процессе обучения преподаватели изобразительного искусства находят и целенаправленно осуществляют наиболее эффективные пути формирования у учащихся верных и полных представлений о явлениях, в частности о стилях в искусстве, учат будущих учителей изобразительного искусства приемам проверки уточнения и исправления своих представлений, верного использования в практической деятельности. Там, где такая специальная подготовительная работа по развитию представлений не проводится, творческое развитие студентов приостанавливаются, теряет гибкость, становится бедным, схематичным отражением действительности и уже не обогащает личность, а становится своеобразным «тормозом» в его творческой деятельности. Большую роль в развитии определенных видов представлений играет профессиональная деятельность человека. Представления, как правило, отличаются меньшей ясностью, живостью, чем соответствующие им восприятия.

Для успешного выполнения любой задачи в практической или учебной деятельности необходимы яркие и верные восприятия, с другой стороны, педагогически правильно поставленное обучение непременно развивает эти качества наших представлений. С помощью соответственно направленного внимания можно развить устойчивость представлений, воспитать у человека способность «владеть» и управлять своими представлениями. Развитие стилистических представлений невозможно без фундаментальных понятий о стиле.

СТИЛЬ (лат. stylus, греч. Stylos – «стержень, металлическая или костяная палочка для письма по дощечке, покрытой воском») – особое качество формы произведения искусства, достигается целостностью творческого метода, способов формообразования, приемов композиции, индивидуальной манеры и техники, присущих художникам определенного исторического периода [3, 14]. Стиль – художественная целостность, структура содержательно-формальных элементов, развивающийся во времени, поэтому стилеобразование представляет собой историко-художественный процесс, а не систему [2, 22].

Формирование представления, в частности представления о стиле, нельзя рассматривать в отрыве от восприятия и мышления, соответствующего умениям реципиента анализировать и интерпретировать явления искусства. Согласно с этим авторы психолого-педагогических и искусствоведческих работ выделяют отдельные ступени постижения художественной образности (эмоционально-эстетический отзыв, оценка средств выразительности, ассоциативная активность, размышления, эстетическое наслаждение, раскрытие содержания и формы и др..). Обобщение этих ступеней позволяет выделить три основные составляющие, которые прямо или косвенно присутствуют во всех концептуальных подходах к раскрытию структуры художественного восприятия:

–         первичное ознакомление с художественной информации ее сенсорное различение;

–         анализ выразительно-смыслового значения художественного языка;

–         интеграция и эстетическая оценка художественного осмысливания произведения [1, 108].

Рассматривая мышление, как познавательную деятельность индивида, отражающее действительность обобщенно и опосредованно, ученые классифицируют его по признакам на следующие основные виды:

  1. конкретно-действенное, наглядно-образное, абстрактное;
  2. практическое и теоретическое;
  3. репродуктивное и творческое [5, 61].

Художественно-образное мышление, которое возникает и формируется в ходе восприятия, понимания, интерпретации, оценки произведений искусства, как правило, не включается к подобным диспозициям. В психолого-педагогической науке выделяются последовательные стадии онтогенетического развития мышления: наглядно-практическое, наглядно-образное, словесно-логическое. Таким образом, художественно-образное мышление как разновидность образного автоматически зачисляется к «низшим уровням», по сравнению с абстрактным, которое оперирует понятиями, рациональными конструкциями.

От восприятия к художественному мышлению будущий педагог изобразительного искусства воспринимает, осознает, классифицирует художественные стили.

Важным фактором формирования стилевых представлений будущих учителей изобразительного искусства является педагогическое воздействие. Это понятие характеризует связь и взаимообусловленность всех сторон педагогического процесса, его внутренние и внешние факторы, индивидуальные особенности субъектов обучения и воспитания, профессионализм педагогической деятельности и многие другие аспекты образовательного процесса.

Основу педагогического воздействия составляют диалогические отношения, реализация которых предполагает использование разнообразных учебно-воспитательных средств, побуждение ученика к осознанию себя не пассивным объектом образования, а ее субъектом. Ведь именно такая ориентация педагогических стратегий наиболее способствует решению актуальных образовательных задач формирования личности, готовой самостоятельно направлять свое развитие. [1, 74].

Педагогическое взаимодействие дает возможность поисков оптимальных форм, методов и видов деятельности будущих учителей изобразительного искусства. С целью оптимизации формирования стилевых представлений, на наш взгляд, нужно применять различные формы, методы и виды деятельности. По Л. С. Выготскому, художественные произведения «… не прямо переносят опыт эмоционально-целостных отношений в душу человека, а стимулируют глубоко личностный акт художественного восприятия, который требует от каждого субъекта не только знаний, но и интуитивных реакций и их интимного обдумывания» [1, 30].

Практическая работа дает возможность осознавать через чувства. «Уникальность изобразительного искусства как средства развития личности состоит в том, что оно«благодаря своей универсальности развивает визуальный и сенсорный опыт, углубляет знания, интенсифицирует эмоционально-чувственную сферу, оперирует при этом основными художественными средствами, связанными со зрительным восприятием (цвет, форма, пространство и т.д.)» [4, 106]. По мнению О. П. Рудницкой практические и лабораторные работы имеют следующую структуру: знакомство с темой, целью, задачи и инструкции по их выполнению, актуализация опорных знаний и умений, выбор необходимого оборудования и материалов, выполнение самостоятельной работы под наблюдением и с консультацией педагога обсуждение практических результатов и их теоретических объяснений [8, 83].

Проблема формирования стилистических представлений будущих учителей требует использования как традиционных методов так и инновационных – таких как интерактивные методики и метод проектов, суть которых заключается в том, что учебный процесс происходит только путем постоянного, активного взаимодействия всех субъектов обучения. Примером такой работы является проект «Киев Булгакова и Гринченко», «Дендропарки Украины. Софиевка и «Украина Гринченко», осуществленные дипломниками кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Киевского университета имени Бориса Гринченко. В подготовительной работе студенты ознакомились с существующими и утраченными архитектурными памятниками, изучали историю костюма. Результат этой работы положительно повлиял на стилистические представления студентов, что позволяет продолжать работу в этом направлении и исследовать ее.

Проблема стилевых представлений будущих учителей изобразительного искусства является актуальной, требует дальнейшего исследования и считается целесообразным дальнейшее ее продолжение.


Библиографический список
  1. Богемская К. Г. Пейзаж: Страницы истории. М.: Галактика, 1992.
  2. Вейдле В. «Умирание искусства.» М.: Республика, 2001.
  3. Васнецов А. М. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М.: Издание I Кнебель, 1908. – Переиздание М.: Искусство, 2010.
  4. Зедльмайр Х. Искусство и истина. М.: Искусствознание, 1999.
  5. М. де Севинье (1626—1696; см. «Большой стиль»): «У каждого свой стиль» (франц. «Chacun a son style»).
  6. Лосев А. «Проблема художественного стиля». Киев, 1994.
  7. Масол Л. Загальна мистецька освіта: теорія і практика. Київ – 2006. – с. 71
  8. Рудницька О. «Педагогіка загальна та мистецька.»Тернопіль 2005.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация