ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО СТУДЕНТОВ НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Титова Ольга Анатольевна
Белгородский государственный институт искусств и культуры
старший преподаватель кафедры общего фортепиано

Аннотация
В статье показаны и раскрыты сущность, содержание и значение педагогической поддержки и педагогического сопровождения в процессе обучения игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки вузов и колледжей культуры и искусств.

Ключевые слова: обучение, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, субъект-субъектные отношения преподавателя фортепиано и студента, фортепианное обучение


PEDAGOGICAL HELP IN THE PROCESS OF THE TEACHING TO PLAY THE PIANO STUDENTS OF NON-MUSICAL QUALIFICATIONS OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AND COLLEGES OF CULTURE AND ARTS

Тitova O.A.
Belgorod state institute of arts and culture
senior lecturer of the chair of General piano

Abstract
Pedagogical support and pedagogical accompaniment in the process of educating to playing the фортепиано of students of unmusical specialities of institutions of higher learning and colleges of culture and arts.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Титова О.А. Педагогическая помощь в процессе обучения игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей вузов и колледжей культуры и искусств // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2371 (дата обращения: 10.10.2014).

В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего и среднего профессионального образования для сферы культуры и искусств востребованы специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков. Они должны владеть общекультурными и профессиональными компетенциями, т.е. обладать широким культурным кругозором, развитым творческим мышлением, высоким уровнем профессиональных знаний, умений, навыков, владеть инновационными технологиями работы в сфере культуры и искусств, обладать наличием таких личностных качеств, как коммуникабельность, общительность, толерантность, эмпатийность, преданность и любовь к делу, которому предстоит служить. В области музыкальных исполнительских дисциплин этот специалист должен уметь исполнить грамотно, технически точно, художественно-выразительно сольную инструментальную программу; аккомпанировать певцу-солисту, вокалисту или инструментальному ансамблю, хору; петь под собственный аккомпанемент; читать с листа и транспонировать; подбирать по слуху; составить словесный комментарий к исполняемым произведениям; владеть навыками самостоятельной творческой работы над музыкально-исполнительским репертуаром, необходимым ему, как специалисту немузыкальных профессий, обучающемуся игре на фортепиано для будущей профессиональной деятельности. Эти высокие требования предъявляются и к студентам немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах и колледжах культуры и искусств, если в учебные программы стандарта их профессиональной подготовки включены предметы «Основы обучения игре на фортепиано, аккомпанемент» или «Фортепиано».

Нами будет рассматриваться процесс обучения игре на фортепиано будущих специалистов социально-культурной деятельности немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки, изучающих эту учебную дисциплину в вузах (бакалавриат) и колледжах культуры и искусств. Это обусловлено следующим: во-первых, в новом ФГОС и в вузах, и в колледжах культуры и искусств программы по этим дисциплинам, цели и задачи формирования в образовательном процессе общекультурных и профессиональных компетенций фактически одни и те же; во-вторых, изучается этот предмет почти в одном и том же объеме; в-третьих, требования по этой учебной дисциплине к уровню подготовки студентов немузыкальных специальностей фактически адекватны, так как максимально приближены к требованиям бакалавриата вуза, в-четвертых, контингент поступающих в вузы и колледжи культуры и искусств на немузыкальные специальности, с каждым годом включает в себя все более возрастающее количество абитуриентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки. Наличие большого числа таких студентов создает для преподавателей фортепиано целый ряд весьма трудных проблем, требующих решения. В первую очередь, это проблемы осознания, понимания педагогических, психологических, психолого-педагогических и социально-педагогических особенностей воспитания и обучения этих студентов игре на фортепиано. Они по причине отсутствия начальной музыкальной подготовки значительно труднее входят в процесс освоения такого сложного музыкального инструмента, как фортепиано. Современные студенты пришли учиться в вузы и колледжи искусств с уже стихийно, спонтанно сложившимися музыкальным вкусом и музыкальной культурой, которые зачастую деформированы современной поп-музыкой, низкопробным шоу-бизнесом. Нельзя не учитывать в обучении игре на фортепиано и психолого-социальных особенностей нового человека, рожденного в социально-экономических и духовно-нравственных условиях постсоветского периода в истории нашей страны.

Теоретические и психолого-педагогические основы музыкальной педагогики изложены в целом ряде научных работ (А.С. Базикова,              О.О. Бороздина, В.И. Загвязинский, В.В. Крюкова, В.П. Сраджев,                   М.Л. Тишкина, В.С. Цукерман, Г.М. Цыпин. и др). В.П. Сраджев выражает озабоченность судьбой музыкального образования на современном этапе. «Музыкальные вкусы молодежи формируются стихийно, вне школы, – отмечает он, – музыкально-художественные критерии смещены. В результате молодежь становится легкой добычей шоу-бизнеса» [6, c 3-4]. Это обусловливает музыкальную педагогику и музыкальную психологию на поиски и обоснование новой парадигмы музыкального образования, новых подходов к его содержанию, новой теории музыкального обучения, воспитания и развития на основе инновационной педагогики и инновационных педагогических технологий. Весьма сложным и трудным в решении указанных проблем музыкальной педагогики является как дидактика, так и теория музыкального воспитания на этапе модернизации и реализации ФГОС ВПО и СПО. Именно эти проблемы наиболее слабо теоретически и практически разработаны в музыкальной педагогике. В музыкальной педагогике и в методике обучения игре на фортепиано, как нами выяснено в результате изучения учебно-методической литературы, монографических работ, научных статей, слишком мало внимания уделяется андрагогическому аспекту обучения игре на фортепиано, весьма слабо, далеко не в полную меру раскрыты вопросы учета возрастных особенностей студентов, возможности их рефлексии, специфики развития эмоционально-волевой сферы, стремление к самореализации, осознанная профессиональная заинтересованность в музыкальном образовании. Но в последнее время интерес к музыкальному образованию взрослых начал возрастать. И отрадно то, что это связано прежде всего с обучением игре на фортепиано, что нашло отражение в научных исследованиях И.С. Аврамковой, В.В. Биткояниной, А.Н. Чертовского и др. Но это только начало большой и сложной работы по созданию инновационной музыкальной педагогики и методики игры на фортепиано. Поэтому мы решили осветить один ее аспект – педагогическую помощь, выражающуюся в педагогической поддержке и педагогическом сопровождении студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах и колледжах культуры и искусств. Истоки освещения этой проблемы будем отыскивать в анализе категории «обучения».

Обучение – это сложное, комплексное, интегративное педагогическое понятие. Все большее количество ученых склоняются к тому, что обучение – это в первую очередь процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Фортепианное обучение – это особым образом организованное общение (коммуникативное, интерактивное и перцептивное) между теми, кто обладает музыкальными знаниями и определенным музыкально-педагогическим опытом обучения игре на фортепиано, и теми, кто приобретает, усваивает, формирует пианистические знания, умения, навыки и способы фортепианной деятельности, развивая при этом свои музыкальные способности.

Педагогическая помощь в процессе обучения игре на фортепиано должна быть основана на педагогической поддержке и педагогическом сопровождении. В современной педагогической науке активно разрабатывается теория и практика педагогической поддержки и педагогического сопровождения в образовательном процессе                        (Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Т.А. Мерцалова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, Г.И. Рогалева, Т.В. Фролова, И.Д. Фрушин, Е.Ю. Шлюбуль, С.М. Юсорин). Становится распространенным обращение к обучающемуся как субъекту жизнедеятельности (а не только субъекту обучения) и индивидууму, реализующему свою «самость» в образовательном процессе.                        (А.В. Брушлинский, В.В. Горшкова, В.П. Петровский, И. Слободчиков,       В.В. Сериков и др).

«Педагогическая поддержка – деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением» [2, с 241].

Так как педагогическая поддержка – явление многовариативное, то она и рассматривается многоаспектно. Приведем, к примеру, определение педагогической поддержки О.С. Газманом: «Это педагогический процесс совместного с ребенком (обучающимся) определения его собственных интересов, целей, путей преодоления препятствий (проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни). Педагогическая поддержка – это деятельность профессионалов, представителей образовательного учреждения, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; эффективной деловой и межличностной коммуникацией; жизненным самоопределением – экзистенциональным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором» [3, c 25-26]. Педагогическая поддержка основана на психолого-педагогической и социально-педагогической помощи воспитаннику. Она необходима в условиях реализации нового ФГОС в школах, колледжах, вузах каждому обучающемуся. Особенно нужна педагогическая поддержка в профессиональном образовании с преобладанием индивидуальных форм работы с учениками. Отсюда можно сделать вывод об её актуальности в обучении игре на фортепиано для студентов, не имеющих предварительной начальной музыкальной подготовки.

Педагогическая поддержка – это помощь, консультация, совет, соучастие педагога в становлении личности специалиста социально-культурной деятельности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных фортепианных возможностей при обучении игре на фортепиано, создание условий для их максимальной реализации.

Наряду с педагогической поддержкой при обучении игре на фортепиано важная роль отводится педагогическому сопровождению. Термин «педагогическое сопровождение» пришел в музыкальную педагогику тоже из инновационных педагогических достижений. Автором концепции педагогическое сопровождения стала Е.А. Александрова [1]. Ею предложено понимание педагогического сопровождения как деятельностного участия учителей и классных руководителей большей частью превентивного характера, направленного на развитие способностей старшеклассников к осознанному, ответственному самоопределению и, как результат, на развитие у них умений разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию не только в части образования, но и в жизнедеятельности в целом [1, c 9].

Опираясь на теоретическую значимость исследования Е.А. Александровой, расширяя и углубляя исследование ею проблемы педагогического сопровождения применительно к процессу обучения игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах и колледжах культуры и искусств, мы ввели в практику ведение студентами «Дневника реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе обучения игре на фортепиано», ориентируясь на его самообучение, самовоспитание и самооценку. На основе доверительных отношений с преподавателем фортепиано данный вид взаимодействия осуществляется в форме «опеки» – «заботы» – «защиты» – «наставничества» – «помощи» – «соучастия».

Нами разделяется точка зрения Е.А. Александровой, что, педагогическая помощь наряду с воспитывающей, обучающей, развивающей, социализирующей и поддерживающей функциями, содержит ещё и сопровождающую функцию. «Выполнение этой функции педагогической деятельности предполагает реализацию следующих направлений деятельности: аналитически-проектирующего, консультирующего, координирующего, организующего, демонстрирующего, повышающего педагога как индивидуального консультанта в современном образовании» [1, с 9].

Педагогическое сопровождение органически вливается в обучение, воспитание и развитие студентов в фортепианном образовательном процессе, максимально способствуя и социализации, и индивидуализации, и персонификациии формирования личности студента – будущего профессионала. Если педагогическая поддержка больше акцентирована на реализацию в процессе обучения социально-педагогического аспекта, то педагогическое сопровождение – на реализацию психолого-педагогического аспекта обучения. Обеим же им присуще воплощение индивидуального подхода в обучении.

На наш взгляд, и социально-педагогическая поддержка студентов при обучении игре на фортепиано, и психолого-педагогическое сопровождение заключается в создании условий для реализации их потребностей быть и стать самим собой, максимально использовать свои сущностные личностные силы, а значит – «проявить и развить субъектность, которая несет в себе «интегральную функцию, олицетворяя собой «самость» целостного человека как деятеля [4, с 32], как будущего члена социума и специалиста социокультурной деятельности. Субъектность, на наш взгляд, формированию которой способствует и педагогическая поддержка, и педагогическое сопровождение при обучении игре на фортепиано, – основная интегральная характеристика личности обучающегося, представляющая возможность стать компетентным специалистом профессиональной социокультурной деятельности и хозяином своей судьбы, т.е. быть, являться первопричиной собственных действий и бытия в мире. Ведь именно об этом писал                Г.К. Селевко: «В субъективно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большей степенью самостоятельности собственного выбора» [5, с 157].

Большое значение эффективности педагогической поддержки и педагогического сопровождения признаётся и самими студентами. Подведение итогов обучения игре на фортепиано проводилось нами на завершающем рефлексивном семинаре «Что дало мне обучение игре на фортепиано для личностного развития и будущей профессиональной деятельности», где все студенты подчёркивали, что в процессе выполнения «Индивидуальной фортепианной образовательной траектории» они действительно значительно повысили свою музыкальную культуру и музыкальный вкус. И этому способствовали педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение, реализуемые в образовательном процессе обучения игре на фортепиано студентов, получающих высшее социокультурное образование без начальной музыкальной подготовки. Подводя итоги, можно констатировать:

– современный постиндустриальный информационный этап развития нашего общества востребовал повышение качества подготовки студентов немузыкальных специальностей вузов и колледжей культуры и искусств, изучающих учебные дисциплины «Основы игры на фортепиано, аккомпанемент» или «Фортепиано» без начальной музыкальной подготовки;

– основы повышения качества их фортепианной подготовки обусловлены процессом обучения, основанном на субъект-субъектном взаимодействии педагогов и студентов на основе педагогической поддержки и педагогического сопровождения;

– только глубоко обоснованная социализация, индивидуализация и персонификация личности в процессе обучения игре на фортепиано обеспечит в органическом единстве взаимообусловленность и взаимодополняемость в образовательном процессе обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания; развития и саморазвития студентов в условиях со-дружества, со-творчества, со-участия, со-помощи преподавателей; субъект-субъектные отношения преподавателей фортепиано и студентов – один из важнейших компонентов технологии образовательного фортепианного процесса, обусловливающий повышение качества подготовки востребованных временем начала ХХI века специалистов сферы культуры и искусств.


Библиографический список
  1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий.//Автореф. диссерт. на соиск. ученой степ. докт. пед. наук. Тюмень 2006.
  2. Белкин А.С. Ткаченко Е.В. Диссертационный педагогический совет (опыт, проблемы, перспективы) – Екатеринбург: Изд-во УРГПУ, 2005.
  3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века// Классный руководитель. 2000 №3.
  4. Куликова Л.Н., Шишмакова Е.В. Личностная жизнеустойчивость молодого человека как условие его социальной защищенности.//Воспитательная работа в школе, 2010, № 10.
  5. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.
  6. Сраджев В.П. «Противоречия и задачи современного музыкального образования» //Актуальные вопросы музыкальной педагогики. Выпуск-1.Межвузовский сборник статей. ред.состав. В. Сраджев. «Прогресс», М.-2007.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация