ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Тонцева Виктория Петровна
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2 Энгельсского муниципального района»
преподаватель

Аннотация
В статье рассматривается возможность применения личностно-ориентированного подхода в обучении на групповых хоровых занятиях в детской школе искусств, что даёт детям выразить свою индивидуальность в исполнительской деятельности, развивает их как творческую, культурную, духовную личность.

Ключевые слова: индивидуальность, личностно ориентированный подход, личность, музыкальное воспитание, хоровое пение


IT IS PERSONAL – THE FOCUSED APPROACH ON CHORAL OCCUPATIONS AT CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS

Tontseva Victoria Petrovna
Municipal budgetary authority of additional education "Children's school of arts No. 2 of the Engelssky municipal area"
the teacher

Abstract
In article possibility of application personal the focused approach in training on group choral occupations at children's school of arts that allows children to express the identity in performing activity is considered, develops them as the creative, cultural, spiritual person.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Тонцева В.П. Личностно – ориентированный подход на хоровых занятиях в детской школе искусств // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2370 (дата обращения: 10.10.2014).

Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание

различия индивидуальностей в классе,

есть личность, которой безразличны жизни ее учеников.

              Уильям А. Вард

С каждым годом растет внимание государства к вопросам культуры, дальнейшем подъеме духовной жизни общества, ставятся задачи повышения нравственного воспитания, гармоничного развития личности. Основной путь решения данных задач – эстетическое воспитание. Важную роль здесь призваны сыграть детские музыкальные школы и школы искусств, создаваемые в целях всестороннего развития способностей и склонностей учащихся.

 Основными задачами музыкальных школ являются: формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В центре образовательного процесса должен находиться ученик – его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень обучаемости и способности.

Обеспечить образовательные потребности каждого ученика, в соответствии с его индивидуальными способностями и перевести обучение на субъективную основу с установкой на развитие личности возможно через внедрение личностно-ориентированного подхода в обучении.

Использование личностно-ориентированного подхода в музыкальной педагогике происходит, в основном, на индивидуальных инструментальных занятиях. Эта проблема достаточно глубоко изучена педагогами-музыкантами. Вопрос же о реализации подобного подхода в такой коллективной музыкально- исполнительской деятельности, как хоровое пение, разработан недостаточно полно. Автор данной статьи  обращает внимание именно на эту сторону проблемы, рассматривая возможность применения личностно-ориентированного подхода в обучении на групповых хоровых занятиях, основываясь на тщательном изучении существующего научно-методического материала и практическом опыте.

Перед детской школой искусств, где систематически и планомерно осуществляется эстетическое воспитание, в числе других поставлена задача – дать всем детям возможность развивать эмоциональную культуру, эстетический вкус и посильно творчески  проявлять себя в искусстве.

В системе музыкального воспитания детей хоровое пение занимает самое значительное место. Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке возникает в условиях собственного исполнения – хорового пения – самой доступной, активной и полезной формы деятельности. Оно наилучшим образом содействует росту интереса и любви к музыке. Несмотря на то, что хоровое пение является коллективной музыкально-исполнительской деятельностью, существует множество возможностей использовать в нем личностно-ориентированное обучение. В зависимости от выявленных у учащихся способностей, склонностей интонационные упражнения, творческие задания подбираются индивидуально особенно на первом этапе обучения. Некоторые учащиеся делают иллюстрации к исполняемой песне, детям, с ярко выраженными качествами лидера можно предложить выступить в качестве дирижера. Таким образом, будет активнее формироваться личностное отношение учащихся к песне, развиваться активное желание выучить и исполнить ее.

Принципиально важной стороной в музыкальном воспитании является позиция ребенка. Поэтому особое внимание необходимо уделить именно   личностно-ориентированному подходу в обучении. Содержание обучения при таком подходе будет включать в себя все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. В основе личностно-ориентированного обучения лежат следующие положения:

  1. учащийся – субъект, главная фигура учебного процесса;
  2. преподаватель – руководитель хорового коллектива, помогающий осуществлять познавательную деятельность;
  3. приоритетным является самостоятельное приобретение участниками хорового коллектива определенных вокально-хоровых умений и навыков, знаний по теории музыки и применение их в работе над музыкальным произведением, но не усвоение как таковое;
  4. главным является не «натаскивание» учащихся, заключающееся в бесконечном повторении разучиваемых произведений, с непонятыми и неосознанными детьми задачами, а совместное сотворчество  ребят и руководителя хора. При этом сформулировать задачу и осознать ее помогает преподаватель в ходе совместных размышлений, но вывод должны сделать сами учащиеся.

Для усиления личностно-ориентированной направленности в своей педагогической деятельности преподаватель должен:

  1. Осуществлять всестороннюю глубокую диагностику индивидуальных особенностей, интересов, музыкальных способностей, духовных ценностей, знаний, умений учащихся, их обученности, обучаемости, творческого потенциала, работоспособности и т.д.
  2. Систематизировать, целостно осмысливать сильные и слабые стороны, способности личности ребенка.
  3. Выбирать и конкретизировать цели, критерии и перечень тех личностных качеств, с учетом которых преподаватель планирует осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.
  4. Подбирать, разрабатывать с учетом выделенных личностных качеств хоровые задания, упражнения.
  5. Отслеживать, диагностировать степень правильности выбранной руководителем хорового коллектива стратегии и тактики применения личностно-ориентированного подхода.
  6. Оценивать общую итоговую результативность и степень эффективности данного подхода в обучении.

Для успешности музыкального развития учащихся необходимо учитывать следующие моменты:

  1. исходный уровень общей и музыкальной культуры детей, влияющий на первоначальном этапе обучения на развитие музыкальной памяти, навыки речевого общения, эмоциональные реакции, умения выполнять различные коллективные действия на уроке;
  2. состояние слуха и голосового аппарата ребенка, а также сформированность первичных вокально-хоровых навыков до поступления в школу.

Дети, поступившие в детскую школу искусств, как правило, не имеют «общего знаменателя» в музыкальном вообще и певческом в частности развитии. Это может констатировать в начале учебного года преподаватель. Поэтому он должен построить учебные занятия так, чтобы максимально развить музыкальные способности учащихся, учитывая специфические особенности музыкального развития каждого учащегося в группе. Для этого необходимо использовать личностно-ориентированный подход.

Хорошо известно, что в процессе музыкальной деятельности развивается музыкальный слух. Задача преподавателя – выявить особенности развития музыкального слуха каждого ребенка, используя при этом личностно-ориентированный подход. Необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно развитым музыкальным слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать развитие их слуха, поощрять каждый успех.

При хоровом пении у детей формируются творческие способности. Творчество детей, безусловно, более наглядно проявляется в импровизациях. Творческие задания подбираются для каждого учащегося в зависимости от индивидуальных предпочтений.

Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и «проживания» ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная тренировка которых и дает новое качество: развитие их, как творческой, культурной, духовной личности.

Разнообразие приемов личностно-ориентированного подхода зависит от индивидуальной характеристики личности учащегося и от  творческой инициативы самого преподавателя. Опираясь на общие положения об использовании данного подхода в обучении, каждый преподаватель может найти свои пути решения этой проблемы.


Библиографический список
  1. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению. – М., 1961. – 216 с.
  2. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России., 2000. – 514 с.
  3. Работа в хоре. / Под ред. Д.Л. Лошкина. – М.: Профиздат. Изд. ВЦСПС., 1960. – 294 с.
  4. Решетников П.Е. Личностно-ориентированный образовательный процесс. // Специалист. 1995. №10. – С. 32-34.
  5. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика. 1994. №5. С.16-21.
  6. Степанов Е. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. // Воспитание школьников. 2003. №2. – С. 2-5.
  7. Стулова Г.П. Хоровой класс: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка». – М.: Просвещение., 1988. – 126 с.
  8. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика., 1990. – 243 с.
  9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь., 1996. – 96с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация