ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Корешкова Мария Николаевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье рассматривается проблема подготовки студентов педагогического вуза к организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Представлены пути реализации данной подготовки с позиций компетентностного подхода.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, музыкальная культура, музыкальное воспитание, общекультурная компетентность, студенты


FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION IN BRINGING THEM INTO THE WORLD MUSICAL CULTURE

Koreshkova Maria Nikolaevna
Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University
Associate Professor of pedagogy of preschool and primary education, PhD in pedagogy

Abstract
In article the problem of preparation of students of pedagogical high school to the organization of musical education of children of preschool age is considered. Ways of realization of the given preparation from positions of the competent approach are presented.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Корешкова М.Н. Формирование общекультурной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в процессе приобщения их к мировой музыкальной культуре // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2369 (дата обращения: 10.10.2014).

Всё чаще говорится о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и преумножать ценности родной и мировой культуры, подчёркивается необходимость формирования личности через культуру. Как никогда остро встаёт вопрос о формировании культуры специалистов, в которой соединяются высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало. А относительно специалистов дошкольного профиля это тем более необходимо, так как их работа связана с воспитанием самых маленьких граждан нашего общества.

Профессиональная компетентность воспитателя детского сада, которую мы формируем у студентов – будущих педагогов дошкольного образования, представляет собой совокупность знаний, навыков, опыта, владения способами и приёмами работы, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей педагога-воспитателя.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основных общеобразовательных программ, выпускник ВУЗа должен обладать набором общекультурных и профессиональных компетенций. Среди них такие, как: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования  и руководствоваться в своей деятельности современными принципами  толерантности, диалога и сотрудничества; способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук  при решении социальных и профессиональных задач и др.

В связи с этим в последнее время всё более актуальным становится вопрос о необходимости уделять более пристальное внимание общества духовному и эстетическому развитию молодёжи.

Воспитание подрастающего поколения должно быть разносторонним и включать в себя, наряду с другими направлениями педагогического процесса, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Педагог, работающий с дошкольниками и ответственный за развитие и формирование всех сторон личности ребёнка, должен вводить детей в мир прекрасного, воспитывать эстетические чувства к окружающей его действительности, развивать способность к творческому восприятию и созиданию прекрасного, воспитывать потребность в постоянном общении с общепризнанными шедеврами мирового искусства.

Большинство современных концепций дошкольного образования признают музыкальное искусство незаменимым средством воспитания в ребёнке общечеловеческих ценностей.

Как известно, ценностные ориентации личности можно воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребёнком. А ценностные ориентиры ребёнка появляются лишь тогда, когда он слушает произведения высокого искусства, знакомство с которым имеет важное значение не только для музыкального, но и общего его развития. Вместе с тем, в семье дети слышат, в основном, лишь развлекательную музыку, а в практике детского сада дети воспитываются, как правило, на упрощённом с точки зрения музыкально-художественных ценностей репертуаре, не получая возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры.

Эта проблема частично решается тем, что в последнее время появляются инновационные программы по музыкальному воспитанию и развития детей. Это такие программы, как «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Гармония», разработанная авторским коллективом под руководством К.В. Тарасовой. Это программа «Камертон» Э.П. Костиной и др. Содержание программ, методические рекомендации к ним, тщательно отобранный репертуар позволяют педагогическому коллективу дошкольных учреждений качественно повысить уровень решения задач в области музыкального образования, в том числе и задачу формирования музыкальной культуры дошкольников.

Однако, для того, чтобы сформировать у ребёнка основы музыкальной культуры, воспитать в нём ценностные ориентации, развить способность чувствовать и воспринимать прекрасное в музыке и в жизни, педагог сам должен быть не только хорошим специалистом в области дошкольного образования, но и высокообразованным человеком. А это предполагает наличие у воспитателя как теоретических знаний и практических умений и навыков, так и личностной культуры, в структуру которой входят такие её виды как профессиональная, нравственная и эстетическая культура. Профессиональная культура реализуется в трудовой и исследовательской деятельности, нравственная культура – в различных процессах общения и поведения. Эстетическая культура в основном реализуется в формах эстетической деятельности, в творчестве.

Изучением проблемы музыкального воспитания детей и подготовки кадров к этой работе занимались Л.Г. Арчажникова, А.Й. Вайчене, Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, А.Н. Зимина, Э.П. Костина, Н.Г. Кононова, Н.А. Метлов, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Р.А.Тельчарова, Л.В. Школяр, Р.М. Чумичева и многие другие.

Так, в исследованиях А.И. Вайчене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радыновой, особое место отводится условиям совершенствования музыкально-педагогической работы в дошкольных учреждениях и, прежде всего – воспитанию в процессе обучения личностных качеств будущих педагогов, формированию их эстетической и художественной культуры и обеспечению высокого уровня специальной музыкальной подготовки.

Л.Г. Арчажникова рассматривает подготовку педагога как сложную систему педагогических и музыкальных компонентов, взаимодействие которых связано с музыкальной культурой, эстетической позицией, музыкальным мышлением и художественным кругозором специалиста. Задача формирования музыкально-эстетической культуры будущего педагога переплетается с эмоциональным направлением его деятельности, которая проявляется в способности чутко реагировать на все прекрасное в жизни и искусстве, формировать чувство красоты у детей, поддерживать у них интерес к музыкальному искусству.

Н.Н. Гришанович, считая свойства личности педагога важным условием и фундаментом профессионального мастерства педагога, отвечающего за музыкальное развитие ребенка, выделяет сферу его общекультурной подготовленности, которая опирается на знания, потребности, умения, способности, навыки общекультурного свойства. В числе наиболее важных качеств педагога, наряду с исполнительскими, волевыми, выделяется эстетическая культура, которая включает в себя как уже сформированные идеалы, интересы, вкусы, умения, навыки и потребности, так и способность передавать эстетические знания, впечатления, эстетическое отношение другим.

Р.А. Тельчарова акцентирует внимание на двух важнейших компонентах музыкального развития личности в процессе освоения музыкальной культуры общества: музыкальную деятельность и музыкальное сознание.

Говоря о музыкальной культуре, как части эстетической, хочется отметить низкий её уровень у студентов – будущих воспитателей ДОУ: недостаток опыта восприятия классической музыки, отсутствие знаний в области музыкального искусства, неразвитость музыкального мышления и воображения, ограниченность кругозора. В этой связи мы можем говорить о необходимости разработки и внедрения новых подходов к освоению содержания дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания детей», использования новых средств, методов и организационных форм стимулирования самообразования студентов в области музыкального искусства, формированию музыкальной культуры будущих воспитателей дошкольных учреждений.

Для расширения знаний студентов, развития интереса к произведениям классической музыки в рамках данного курса мы уделяем внимание изучению особенностей видов и жанров музыкального искусства. Студенты не просто знакомятся с ними, но и учатся слушать музыкальные произведения на примере аудио и видеозаписи. Это произведения вокальной и инструментальной музыки, фрагменты оперных и балетных постановок, общепризнанные образцы хоровой, камерной, симфонической музыки.

Однако, как бы хороша ни была видео и аудиозапись, она не может заменить «живое» звучание. Поэтому со студентами организовываются выходы на концерты преподавателей и студентов Арзамасского музыкального колледжа, лекции-концерты, которые готовят творческие коллективы учителей музыкальных школ города специально для наших студентов. На них будущие педагоги в доступной и увлекательной форме узнают о истории создания музыкальных инструментов, на которых исполняются концертные номера, о жанрах музыкального искусства, о композиторах, музыку которых они слышат во время концерта.

Таким образом, как творческую личность может создать только творческий человек, так и педагог может реализовать задачи эстетического воспитания детей лишь в том случае, если он сам открыт к эстетическому восприятию действительности и стремится к самореализации в ней, если имеет опыт общения с миром искусства и желание поделиться им с детьми.

Поэтому важно, чтобы освоение знаний, их актуализация и амплификация осуществлялась студентом в разных видах деятельности: учебной, научно-исследовательской, творческой, практической,  с применением методов активного и интерактивного обучения. Это делает процесс освоения знаний творческим и личностно-значимым для будущего педагога.

Несомненно, уровень музыкальной культуры будущего педагога – качественный показатель его общей культуры.


Библиографический список
  1. Радынова, О.П. Подготовка музыкантов-педагогов на факультете дошкольного воспитания / О.П. Радынова // Подготовка специалистов к работе в условиях гибкой многофункциональной сети дошкольных образовательных учреждений: материалы семинара – совещания 30 янв. – 2 февр. 1996. – Шадринск, 1996. – Ч.2. – С. 40-48.
  2. Тельчарова, Р.А. Музыка и культура / Р.А. Тельчарова. – М.: Знание, 1986.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация