РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дайкер Александра Филипповна1, Сейлханова Аида Ерикбаевна2
1Костанайский государственный педагогический институт, профессор, к.п.н., доцент кафедры педагогики
2Костанайский государственный педагогический институт, студентка

Аннотация
В данной статье рассмотрены принципы, диагностические методики выявления творчески одаренных детей, которые применены в хореографической школе «Карнавал» г. Костанай, использование на уроках хореографии педагогических технологий.
Выявлены условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности. Показано многими учеными, что развитие танцевальных способностей происходит на разных этапах возраста.
Система дополнительного образования эффективно развивает творческую активность детей путем целенаправленного обучения.

Ключевые слова: педагогические условия, система дополнительного образования, творческая одаренность


DEVELOPMENT OF CREATIVELY GIFTED CHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Dayker Alexandra Fillipovna1, Seilkhanova Aida Erikbayevna2
1Kostanai State Pedagogical Institute, professor, Ph.d, associate professor of pedagogy
2Kostanai State Pedagogical Institute, student

Abstract
Title of the Article: development of creatively gifted children in the system of additional education.
This article describes the principles, diagnostic methods to identify creatively gifted children, which are applied in the choreographic school of Kostanai "Carnival", use of pedagogical technologies in choreography lessons.
Conditions that ensure the efficiency of development of creative activity are identified. Many scientists have proven that the development of dance skills occurs at different age stages.
System of additional education effectively develops children's creative activity through targeted training.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Дайкер А.Ф., Сейлханова А.Е. Развитие творчески одаренных детей в системе дополнительного образования // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2368 (дата обращения: 10.10.2014).

Проблема творческой одаренности является комплексной.  В настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в вопросах выявления, обучения и развития творчески одаренных детей.

Творческая одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет пре6имущественного развития других;

- общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своебразия природных предпосылок способностей;

- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанных с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо однарозовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в усилиях общеобразовательной школы).

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которая в максимальной мере соотвествуют его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которого можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А. Р. Лурия, А.В. Запорожца, Ю.К.Бабанского, Л.А. Венгера, Г.В. Зайцева, Е.Н. Ильина, Г.Д. Кирилловой, В.Ф. Шаталова и др раскрываются вопросы развития одаренности учащихся. Особое значение для нас представляет работы Ф.З. Меерсона по профессиональному обучению в хореографии.  Его утверждения, что творческая одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов. Для развития творческой одаренности школьника на уроках хореографии применяются следующие инновационные педагогические технологии:

-                     Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитанием в учащихся чувства толерантности;

-                      Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляются поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;

-                     Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

-                     Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела;

-                     Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, имеет как правило, не внешние, а внутренние ограничения:

Использование данных технологий обеспечивает условия эффективного развития творческой активности учащихся:

-                     Возможность овладения школьниками опыта самостоятельной разнообразной для них деятельности через использование тренинго-игрового метода в цучебном процессе;

-                     Создание обогащенной информационной  и досугово-развивающей среды;

-                     Выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального учителя и индивидуального, уникального ученика;

-                     Совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом её индивидуальности.

Особую роль в творческом развитии детей с средстами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительной деятельности, элементарной импровизации. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность способствует формирование любви к танцу, потребности в постоянном приобщении к нему.

 Большие возможности в работе с одаренными детьми предоставляют новые типы и виды государственных учреждений. К ним относятся лицеи, специализированные школы, система дополнительного образования. Они призваны давать углубленную подготовку по определенным предметам различных циклов, осуществлять раннюю профилизацию, развивать творческий потенциал учащихся, способствовать овладению навыками самостоятельной деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся в хореографической школе «Карнавал» обеспечивается учебными программами танцев:

«История хореографического искусства, ритмика, классический танец, историко-бытовой и казахский танец, современный танец». Программы составлены в соответствии с требованиями госстандартов, предъявляемых программному  обеспечению учебно-методического процесса в школах искусств. Программы составлены с учетом педагогических принципов:

-       Принцип учета возрастных и природосообразных особенностей учащихся

-       Принцип воспитывающего обучения;

-       Сочетание теории и практики;

-       Систематизации;

Важным условием развития творческой одаренности учащихся является тесное сочетание учебной деятельности с практической деятельностью учащихся.

Это участие в городских и областных мероприятиях: День города, День Учителя, зажжение Ёлки, Новогодний праздник акима области, праздничных программах;

-                     Государственных праздниках:  День Конституции, День независимости, Наурыз, День единства народов РК, День Победы;

-                     Благотворительных акциях: концертных программах в областной больнице, концертных программах для тружеников тыла и ветеранов, проживающих в домах инвалидов г. Рудного и г. Лисаковска;

-                     Мастер – классах по классическому танцу профессора Челябинской академии культуры и искусств Нарской Т.Б.;

-                     Мастер – классе по народному танцу участников Государственного ансамбля «Урал»;

-                     Отчетных концертах для школ города.

Анализ деятельности хореографической школы «Карнавал» показывает, что такая организация учебного процесса обучения позволила сформировать творческую среду развитие, которой осуществляется через ознакомление учащихся с танцевальной культурой разных народов  и развитие их творческих танцевальных способностей.

Древнегреческий философ Демократ утверждал: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться», а Я.А. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывают он в себя в юном возрасте.

 


Библиографический список
  1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2000
  2. Чечина Ж.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей. – М.: 2011
  3. Матюшкин А.М. Одаренный ребенок глазами воспитателей и родителей.// Одаренный ребенок.2007 №6 с. 8-16

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация