АГРЕССИЯ И ТРЕВОЖНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Петренко Елена Анатольевна1, Скотинникова Ольга Михайловна2
1Институт управления, бизнеса и права, старший преподаватель кафедры психологии и управления персоналом, кандидат философских наук
2Детский дом «Дом детства» (г. Донецк Ростовской области), педагог-психолог

Аннотация
Настоящая статья посвящена актуальной проблеме – школьной дезадаптации воспитанников детского дома, а также ее проявлениям – агрессивности и тревожности. Авторами анализируются сущность, факторы и проявления школьной дезадаптации подростков, оставшихся без попечения родителей. В качестве основных личностных проявлений школьной дезадаптации в работе исследуется уровень и формы агрессивности, а также личностной тревожности детей, воспитывающихся в институциональном учреждении в сравнении с теми же личностными характеристиками у детей, воспитывающихся в семьях.

Ключевые слова: агрессия, социальная дезадаптация, тревожность, школьная дезадаптация


AGGRESSION AND ANXIETY OF CHILDREN'S HOME PUPILS AS A MANIFESTATION OF SCHOOL DISADAPTATION

Petrenko Elena Anatolievna1, Scotinnikova Olga Mikhailoivna2
1Institute of Management, Business and Law, senior lecturer of the chair of psychology and personnel management, candidate of philosophical sciences
2Children's home «Home of Childhood» (Donetsk, Rostov region), Children's home «Home of Childhood»

Abstract
This article is devoted to an actual problem - school disadaptation of children's home pupils and its manifestations - aggressiveness and anxiety. The authors analyzed the essence, factors and manifestations of school disadaptation of adolescents without parental care. As the main personal manifestations school exclusion of this paper investigates the level and forms of aggression, and personal anxiety of children, who are brought up in institution in comparison with the same personal characteristics of children who are brought up in families.

Рубрика: Секция 3. Проблемы образования и науки

Библиографическая ссылка на статью:
Петренко Е.А., Скотинникова О.М. Агрессия и тревожность воспитанников детского дома как проявление школьной дезадаптации // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2367 (дата обращения: 10.10.2014).

К основным задачам современного социума относится создание условий для развития и социализации развивающейся личности. В связи с этим создание практики воспитания и развития личности детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, в современных социальных условиях является одной из актуальных проблем отечественной психологической и педагогической науки.

Ситуация социального сиротства накладывает существенный отпечаток на судьбу ребенка, оказавшегося без попечения родителей. Одиночество, отсутствие любви родителей, заботы, признания, окружение «чужих» взрослых, условия интернатной жизни – всё это выступает основными источниками социальной дезадаптации как феномена неуспешности личности в социальной жизни. Со временем уровень базового доверия к миру детей-сирот значительно снижается и сводится практически к нулю.

Вследствие формирования неправильной идентичности и социальной дезадаптированности, у детей-сирот развивается, так называемая, «интернатная ментальность» [1]. Её последствия проявляются в виде  несформированности позитивных моделей поведения, неумения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, скупых представлений о своих скрытых способностях и возможностях, отсутствии учебно-познавательной мотивации; высоком уровне школьной дезадаптированности, и, как следствие, повышенной тревожности и агрессивности.

Чаще всего детям данной категории проще «отгородиться» от внешнего мира или «объявить ему войну». Уход от реальности нередко проявляется в виде всевозможных девиаций: алкоголизм, наркомания, гэмблинг. «Объявление войны» зачастую проявляется как постоянная враждебность детей-сирот к окружающему миру. Боль подменяется агрессией, победы достаются силой, признание – устрашением.

В то же время, дети-сироты переживают постоянную тревогу. Они боятся выглядеть хуже других, чувствуют себя никому ненужными, брошенными. Считают, что весь мир настроен враждебно, что им хотят причинить вред. Нужда в признании иногда выходит на передний план и становится необходимостью. Перманентная тревога также накладывает существенный отпечаток на судьбу детей-сирот. Таким образом, по выражению Е. Олкинуора, образуется «замкнутый порочный круг дезадаптации», который запускается в изменившихся социальных условиях при наличии психотравмирующей ситуации [2, с. 69]. При этом имеющиеся особенности индивидуального развития подростка не позволяют ему выработать новые, адаптивные способы поведения и деятельности.

Ситуация для воспитанников детских домов осложняется отсутствием значимого взрослого, любви и заботы, что порождает ощущение ненужности. Именно ненужность зачастую выступает побудителем к аутоагрессии, безответственному отношению не только к судьбам других, но и к самому себе. Это ведет к снижению учебно-познавательной мотивации, заинтересованности в дружеских отношениях, уважения и, как следствие, школьной дезадаптации.

В чем же заключается суть этого явления? Школьная дезадаптация рассматривается как одна из форм социальной дезадаптации, которая проявляется через неспособность к обучению и отсутствие адекватного социально-ролевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми [3, с. 23]. Зачастую, это явление у детей-сирот проявляется именно в агрессивном поведении. Они ненавидят школу, представляют учителей как мучителей, не находят контакта с одноклассниками, а сам учебный процесс воспринимают как каторгу и не видят в нем никакой практической значимости.

В ситуации, когда по причине интеллектуальных нарушений, воспитанник не может учиться наравне с детьми из семей, начинает проявляться агрессивность как защитная реакция психики. Каковы же основные причины проявления проявлений детской агрессивности? В первую очередь, можно выделить следующие ключевые факторы: стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого, дабы подчеркнуть своё превосходство.

С целью изучения сущности данной проблемы нами было проведено исследование в ГКОУ РО детский дом «Дом детства» г. Донецка Ростовской области. В исследовании приняли участие 50 испытуемых – подростков 13-14 лет (27 мальчиков и 23 девочки). Из них 25 человек – учащиеся 8-9 классов, воспитывающиеся в семьях, а также, 25 воспитанников детского дома.

Исследование проводилось при помощи следующих методик: «Методика диагностики показателей и форм агрессии» Басса-Дарки [4, с. 112] и опросник «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора [5, с.96].

Исследование по методике Басса-Дарки продемонстрировало следующие результаты у детей-сирот: 56% характеризуются средним уровнем проявления агрессивности, 28% респондентов имеют низкий уровень и 16% обладают высоким уровнем агрессивности.

Рассматривая результаты тестирования, полученные в ходе исследования враждебности, данные распределились следующим образом: 80% имеют высокий уровень враждебности, 20% характеризуются средним уровнем. Показатели низкого уровня враждебности в данной выборке обнаружены не  были. Результаты диагностики детей, воспитывающихся в семьях, по методике Басса-Дарки получились следующими. 92% характеризуются низким уровнем проявления агрессивности, 8% респондентов имеют средний уровень. Высоких показателей проявления агрессивности в данной выборке обнаружено не было. Результаты тестирования, полученные в ходе исследования враждебности, распределились следующим образом: 64% имеют средний уровень враждебности, 32% характеризуются высоким уровнем. Показатели низкого уровня враждебности обнаружены у 4%.

Исследование по методике «Личностная шкала проявлений тревоги» показало, что в группе, которую составляли дети-сироты, высокие показатели были отмечены у 64% человек, норма тревожности проявилась у 32% испытуемых, низкий уровень тревожности характерен для 4% респондентов. Интерпретация результатов, полученных в ходе психодиагностического обследования второй группы, представленной детьми, воспитывающимися в семьях, 40% испытуемых имели высокую степень проявления тревожности, у 60% респондентов была отмечена норма. Низкий уровень проявления тревожности в данной группе отмечен не был.

Таким образом, дети-сироты больше склонны к проявлениям враждебности, то есть эмоциональному состоянию, характеризующемуся враждой к другим и проявляющимся желанием причинить вред или боль тем, на кого оно направлено. Если рассматривать показатели по каждой шкале по методике Басса-Дарки у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, то можно увидеть, что в ситуации конфликта или ситуации, которая оценивается подростком негативно или угрожающе, наиболее распространённой формой проявления агрессии будет вербальная. Это могут быть крики, угрозы, фразы, содержащие в себе нецензурные выражения, брань.

Также, агрессивность может выражаться в виде постоянного или периодического недоверия  к людям,  окружающей обстановке и индивид будет находиться в состоянии враждебности по отношению к окружающему миру, из страха, что ему могут причинить вред.

Ещё одними из наиболее часто встречающихся форм проявления агрессии будут физическая агрессия – желание причинить вред другому через использование физической силы, и чувство вины, так называемая аутоагрессия, то есть саморазрушение, агрессия, направленная на себя.

Если сравнивать проявления агрессии у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, можно сказать, что дети-сироты в ситуации конфликта или ситуации, которая оценивается подростком негативно или угрожающе, наиболее распространённой формой проявления агрессии будет подозрительность. То есть, агрессивность может выражаться в виде постоянного или периодического недоверия  к людям,  окружающей обстановке и индивид будет находиться в состоянии враждебности по отношению к окружающему миру, из страха, что ему могут причинить вред. Также, мы можем отследить, что ещё одной из распространённых форм проявления агрессии будет вербальная: крики, угрозы, нецензурные выражения, брань.

Агрессивность детей, воспитывающихся в семьях, может выражаться в виде раздражительности – вспыльчивости, грубости, то есть, готовности проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении; и агрессия может быть выражена физически – через причинение объекту, вызвавшему негативные чувства, ущерба путём применения физической силы.

Анализируя данные, полученные в ходе исследования тревожности детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях по методике «Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора», было выявлено, что в группе, которую составляли дети-сироты, высокие показатели были отмечены у 64% человек, норма тревожности проявилась у 32% испытуемых, низкий уровень тревожности характерен для 4% респондентов. Интерпретация результатов, полученных в ходе психодиагностики второй группы, представленной детьми, воспитывающимися в семьях, 40% испытуемых имели высокую степень проявления тревожности, у 60% респондентов была отмечена норма. Низкий уровень проявления тревожности в данной группе отмечен не был.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что дети-сироты имеют большую агрессивность, чем дети, воспитываемые в семьях, они более враждебно настроены к окружающему миру и социуму. Уровень тревожности этих детей, также выше, чем у детей из семей. Это подтверждается результатами статистического анализа показателей агрессивности и враждебности, у детей сирот и у детей, воспитывающихся в семьях, при помощи  t-критерия Стъюдента, продемонстрировавшего значимость различий между  различиями в особенностях проявлений агрессивности и враждебности у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях.

 Проводя нить взаимосвязи, мы можем предположить, что высокий уровень агрессивности и тревожности у детей-сирот может быть вызван из высокой тревожностью, что подтвердилось в расчете корреляции по методу Спирмена. Таким образом, агрессивность детей-сирот может быть вызвана негативными факторами их среды: враждебностью со стороны близких, фрустрированнностью, неудовлетворением эмоционально значимых потребностей, отсутствием любви со стороны значимых взрослых, что способствует выраженным проявлениям тревожности.

Именно эти психологические особенности воспитанников детского дома являются одними из признаков их школьной дезадаптированности, мешающих подросткам принять и выработать конструктивные формы поведения в учебной деятельности и общении с учителями и одноклассниками.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут служить информационной основой для разработки содержания деятельности психологической службы по повышению адаптационного потенциала воспитанников детского дома (преодоление тревожности, агрессивности, развитие познавательной мотивации и коммуникативных навыков как основных факторов развития адаптационных способностей) в образовательном учреждении.


Библиографический список
  1. Прихожан А.М. Психология сиротства. Изд. 3-е. СПб., 2007.
  2. Олкинуор Е. Психологический анализ трудностей в учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1983. №4. С.67-73.
  3. Гурьева, В.В. Предупреждение школьной дезадаптации учащихся первых классов методом биологической обратной связи. Текст.: Дисс. на соиск. ученой степ. канд. психол. наук. Калуга, 2004.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога образования. М., 1999.
  5. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2009.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация