ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ

Губанихина Елена Владимировна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье раскрываются психолого-педагогические особенности личности и поведения ребенка из неблагополучной семьи.

Ключевые слова: асоциальное поведение, детский дом, дом ребенка, неблагополучная семья, ребенок, социальное неблагополучие, социальный приют


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF A CHILD FROM A DYSFUNCTIONAL FAMILY

Guanyhina Elena Vladimirovna
Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University. N.I. Lobachevsky
associate Professor of the chair of pedagogics of pre-school and primary education, candidate of pedagogical science

Abstract
The article describes the psychological and pedagogical features of the personality and behaviour of the child from a dysfunctional family.

Рубрика: Секция 3. Проблемы образования и науки

Библиографическая ссылка на статью:
Губанихина Е.В. Психолого-педагогическая характеристика ребенка из неблагополучной семьи // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2366 (дата обращения: 10.10.2014).

В последнее время значительно увеличилось количество неблагополучных семей. По нашему мнению  «неблагополучная семья – это семья, в которой имеет место нарушение или распад нравственно-этических норм и традиций общества и семейного уклада; постоянно проявляются серьезные нарушения в межличностных, внутрисемейных отношениях, порождающие ошибки и просчеты в воспитании детей; где проявляется непедагогическое деструктивное отношение к детям».

Как правило, неблагополучная семья не в полной мере справляется с основной своей функцией – воспитанием ребенка. А в отдельных семьях родители и вовсе устраняются от реализации воспитательной функции. Ребенок, который растет в такой семье, существенно отличается от своих сверстников и не может полноценно адаптироваться в обществе. Очень часто такие дети попадают в Дома ребенка, интернаты, детские дома и  различного рода социальные приюты.

Одним из «переходных» социальных учреждений такого типа являются  социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. В данных учреждениях педагоги и психологи пытаются создать ситуацию, максимально приближенную к семейной. Здесь проводится комплексная всесторонняя медико-социальная и психологическая реабилитация детей и подростков, так практически все дети поступают в приют с различной  степенью и формами психических расстройств, они физически ослаблены, часто хронически больны.

Деятельность всего педагогического коллектива направлена на то, чтобы сгладить имеющиеся у ребенка переживания, нейтрализовать их, помочь выйти из состояния невроза и депрессии. Иногда ребенка просто нужно накормить и отогреть.

Кроме этого в задачи центра входит реабилитация семьи и возвращение ребенка родителям. Но это происходит, к сожалению, не всегда. Социальные педагоги и психологи учреждений обследуют положение семей, пытаются нормализовать обстановку в них, помочь решить семейные проблемы – устроится на работу, излечиться от алкоголизма и др. В итоге большинство воспитанников возвращаются в семью. Но есть и те, кто возвращается в центр несколько раз с интервалом в 3  месяца, полгода, а иногда и 2 года, так как реабилитация в семье носит временный характер.

Проанализировав контингент детей, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, мы выделили наиболее характерные особенности детей и их семей. Чаще всего в семье наблюдаются следующие проблемы: неблагоприятные жилищные условия, тяжелое материальное положение, неполный состав семьи, безработица родителей, алкоголизм одного или обоих родителей,  аморальный образ жизни, уклонение от воспитания детей, антисанитария и бродяжничество родителей.

В свою очередь можно выделить те проблемы, которые чаще всего встречаются у детей, воспитывающихся в данной категории семей. Это отставание в физическом развитии, низкое интеллектуальное развитие, гиперактивность или заторможенность, повышенный уровень тревожности, страхи и фобии, низкая самооценка, недоверие к окружающим, подозрительность, эмоциональная апатия, склонность к риску, частые  соматические заболевания, нервные расстройства, быстрая утомляемость. Эти дети часто бывают злопамятны и недоверчивы, у них отсутствует внутренне равновесие. Все названные проблемы свидетельствуют о низком уровне  социальной адаптации ребенка.

Результаты проведенных нами наблюдений позволяют нам утверждать, что дети из неблагополучных семей разные. Есть среди них жестокие и озлобленные на весь свет, но есть и добрые, ласковые, общительные. Это зависит от причин неблагополучия семьи, от отношения родителей к ребенку, от его возраста.

В процессе наблюдений за поведением детей в свободной деятельности поражает жестокое отношение их друг к другу. В состоянии агрессии  даже девочки используют ненормативную лексику, уголовный жаргон, добиваются своего с применением физической силы и психологического давления. Агрессия присуща практически всем – только у одних она носит ситуативный характер (реакция на обиду со стороны взрослого, на замечания, стрессового состояния) или же хронический характер (агрессия как постоянная форма поведения, направленная как на детей, так и на взрослых). Со всеми детьми проводится психо-коррекционная работа по снижению уровня  тревожности, по нейтрализации физической и вербальной агрессии.

Как мы уже отмечали после прохождения реабилитации в социальном центре многие дети возвращаются в семью, но некоторые из них определяются  в интернаты и детские дома  в результате лишения родителей родительских прав. Основная причина посещения ребенка в Детский дом – алкоголизм родителей, бродяжничество, аморальный образ жизни (98%), как правило, это семьи малообеспеченные. Есть семьи, где родители являются инвалидами с нервными и психическими заболеваниями (2%). По мнению социального педагога дети идут по замкнутому кругу и повторяют ошибки родителей. Выпускник детского дома часто не может найти хорошей работы, не может  получить жилье и вынужден возвращаться в квартиру родителей. Это заставляет его либо поддерживать их образ жизни, либо жить в постоянном конфликте с ними.

Порядка 80% детей пережили в семье различные формы насилия, включая и сексуальное. 60% детей являются тубинфицированными, т.к. вступали в контакт с туберкулезными больными – родителями, родственниками, гостями родителей. Некоторые дети являются инвалидами по психическим отклонениям. Практически все дети с ослабленным иммунитетом, часто болеют, так как не получали полноценного питания в семье, жили в антисанитарных условиях, редко проходили  медицинское обследование. Есть дети и с другими заболеваниями: заболевания глаз, косолапие, желудочно-кишечные заболевания и др. Все заболевания – результат воспитания в семье или отсутствие такового.

Всем детям свойственно агрессивное поведение, причем физическая агрессия, которая  направлена, как правило, на окружающих детей. Ребенок из крайне неблагополучной семьи стремится к лидерству, используя давление, физические меры, вербальную агрессию. Одним из объяснений является то, что  большинство детей подвергались физическому насилию в семье, их избивали, жестоко наказывали. Это не могло не отразиться на психическом состоянии и поведении ребенка.

Воспитывающиеся в детском доме дети значительно отстают в психическом и интеллектуальном развитии, быстро  утомляются. Сюжеты их игр достаточно примитивны, дети часто в играх отражают принятие алкогольных напитков, имитируют поведение пьяных людей. Зачастую у этих детей нет возможности вернуться в родную семью, так как родители не пытаются создать нормальных условий для  развития ребенка.

Всё вышесказанное является подтверждением того, что неблагополучная семья негативно влияет на развитие личности ребёнка, в том числе на развитие эмоциональной и волевой сферы, речи, сужает круг его познавательных интересов. Ребёнку из неблагополучной семьи свойственны повышенная тревожность, отставание в развитии, неадекватно заниженная самооценка, наличие разного рода нервных расстройств, психические и соматические заболевания. Они часто бывают агрессивными, невнимательными, озлобленными, капризными, что приводит к проблемам в общении со сверстниками и взрослыми. Именно  поэтому ребёнок из неблагополучной семьи нуждается в своевременной квалифицированной помощи по нейтрализации негативного влияния семьи.


Библиографический список
  1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М. – 1988. – 208с.
  2. Губанихина Е.В. Семейная педагогика. Учебное пособие для студентов – Арзамас: АГПИ. – 2011. – 157 с.
  3. Губанихина Е.В. Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста. – Дис. на соиск. уч.степени канд.пед.наук . –  Саранск. – 2004. – 225с.
  4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. – М.: Владос-Пресс. – 2004. – 272 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация