СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТУПИКОВ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Адамович Светлана Владимировна
Гродненский государственный университет имени Я. Купалы
магистр исторических наук, аспирант кафедры философии

Аннотация
Статья посвящена анализу социокультурных возможностей восточнославянской цивилизации в преодолении тупиков глобального развития. Рассмотрены перспективы выбора потенциально-возможных векторов социодинамики восточного славянства в современных условиях. Обоснован вектор построение регионального центра развития и силы, на основе внутренней сплоченности, геополитической и историко-культурной близости народов.

Ключевые слова: восточные славяне, глобализация, государство, регионализация, цивилизация


SOCIAL AND CULTURAL OPPORTUNITIES OF THE EAST SLAVIC CIVILIZATION IN OVERCOMING DEADLOCKS GLOBAL DEVELOPMENT

Adamovich Sviatlana
Grodno State University named Yanka Kupala
Master of History, graduate student of chair of philosophy

Abstract
This article analyzes the socio-cultural features of the East Slavic civilization in overcoming deadlocks global development. The prospects of choice potentially possible vectors sociodynamics eastern Slavs in modern conditions. Substantiated vector construct a regional development center and power on the basis of internal cohesion, geopolitical and historical and cultural closeness of the people.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Адамович С.В. Социокультурные возможности восточнославянской цивилизации в преодолении тупиков глобального развития // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2360 (дата обращения: 10.10.2014).

Современные глобализационные процессы воздействуют на социальную реальность, затрагивая базовые структуры и ценности современной цивилизации. Сменяются парадигмы общественного сознания, усиливаются пессимистические настроения, ощущения надвигающихся катастроф и «конца света» в обществе.

Изменение характера и динамики социальных взаимодействий активизировало научные поиски моделей нового жизнеустройства, механизмов и институтов, которые будут способны противостоять негативным проявлениям со стороны глобальной геополитической либерализации. Вызревает необходимость выработки новой стратегии развития общества, имеющей социально-историческое обоснование, преемственность с традициями прошлого и направленной на сохранение цивилизационного разнообразия. Большинство ранее выработанных европоцентричных концепций и моделей развития не отвечают нынешним реалиям и опыту незападных цивилизаций.

Особо значимыми становятся проблемы в социальной и духовной-нравственной жизни человечества. Характерной чертой современного этапа общественного развития становится кризис морально-духовных ценностей и эрозия исторически устоявшихся норм. Ослабляются традиционные формы организации социума. Пошатнулась вера, в том числе и в западные идеалы. Универсальная идея прогресса и техницизма многими, даже западными исследователями, признается тупиковой. Элементы хаотичности и разбалансированности в мире усиливаются, и ни одна новая глобализационная категория не признается общезначимой, общечеловеческой ценностью. Следовательно, осознание неоднозначности и незапланированности исторического пути, нелинейность и многомерность мирового развития стали источником нового мироощущения.

Основной задачей локальных цивилизаций, и в частности восточнославянской, в сложившихся условиях становится не допущение утраты социокультурной идентичности.

Таким образом, современные глобальные трансформации инициируя формирование единого социокультурного пространства, тем самым создают предпосылки к интенсификации региональных объединений на основе цивилизационной самобытности.  При этом, необходимо учитывать происходящие под воздействием глобализационных процессов трансформации в политико-правовой, экономической, социокультурной,  идеологической и др. сферах жизни общества и с учетом сложившейся специфики выработать свою стратегию приобщения к глобализирующемуся пространству.

Среди возможных моделей развития восточного славянства наиболее приоритетным нам видится не сценарий, ориентированный на западный вектор развития, а построение регионального центра силы на собственной культурно-цивилизационной основе. По мнению, О. А. Романова, объективно вопрос стоит так. «Объединяющаяся и объединенная Европа однозначно не считает православные восточнославянские народы своими и можно определенно утверждать, что и в обозримом будущем считать не будет. Народами региона конфуцианского Востока (прежде всего юго-восточной Азии) и исламского мира мы так же воспринимаем как представителей иной цивилизации. В этой ситуации восточнославянским народам остается два пути: или они консолидируются, объединяются и создают свой собственный центр развития и силы, или они превращаются в «этнографический материал» развития других цивилизационных центров силы» [1, c. 288].

В подтверждение данного тезиса, можно привести следующие аргументы. Во-первых, несмотря на мнение о европейской идентичности Беларуси и Украины, они вместе с Россией представляют самостоятельную локальную цивилизацию, что зафиксировано подавляющим большинством исследователей данной проблемы. Дело в том, что в теоритическом анализе цивилизационных границ и отношений необходимо различать географический и социокультурный аспекты. С точки зрения географии Беларусь и Украина действительно находятся на территории Европы и могут считаться европейскими государствами. Но в социокультурном плане эти страны исторически сформировались как части восточнославянской православной цивилизации. Культурно-цивилизационная дифференциация является неоспоримым фактом истории развития человечества. Этот факт получил исчерпывающее осмысление в мировой социально-философской мысли. В классических работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби недвусмысленно приводиться мысль о самостоятельном существовании «славяно-русского культурно-исторического типа», «православно-христианской цивилизации», «русско-сибирской великой культуры» [1].

Вопрос о том действительно ли восточнославянская цивилизация может выступить в качестве регионального центра развития и силы в условиях современных глобальных трансформаций и пойти по своему, особому пути развития, относится к числу одного из самых спорных и нерешенных вопросов в отечественной общественной мысли.

Потенциал восточнославянской цивилизации в деле построения нового типа социальной реальности может принижаться путем указания на выраженный пласт архаичных смыслов в системе отечественной культуры. Нередко можно встретить утверждение о ее несовместимости с ценностями экономической рациональности, политической терпимости, правовой легитимности. Источник таких утверждений корениться в одномерном позитивном сознании, меряющем культуру внешними ей утилитарно-потребительскими критериями. Такой тип сознания полагает, что важнейшей функцией культуры является обеспечение технологического рывка и современного уровня жизни [1, c. 296].

Однако, восточнославянским народам присущ целый ряд специфических черт. Они вытекают из их геополитического положения, уникальности исторического пути развития, своеобразия духовно-ментальных структур и архетипов сознания. В ходе истории восточные славяне синтезировали крайние формы социально-культурных традиций Запада и Востока и приобрели богатый опыт ведущего участия в крупных событиях мировой истории.

В это же время восточным славянам все еще удалось сохранить элементы органических представлений, которыми духовно жили люди многие тысячелетия. Таких, до конца не подавленных техноцентрической цивилизацией и всякого рода искусственными системами,  островков органической жизни в мире все меньше. Эти островки, наряду с прочим, дают нам хоть какую-то возможность поиска альтернативы современной инструментально-потребительской цивилизации и надежду на спасения от технологической смерти [2, c. 454].

Наши славянско-православные традиции высокой культуры и служения общественному благу, отраженные в литературе и искусстве, в течение веков восхищали современников, давали силы к созидательному труду, творчеству и духовному поиску. Пришло время для возрождения и развития наших ценностей и духовных принципов в форме современной философии, гуманистического искусства и, что не менее важно, социальной и политической этики.

Однако найти свое место и достойную роль в мировом развитии – задача, которую наши страны вряд ли смогут решить поодиночке. Поэтому для нас крайне важны постоянные связи, активный диалог и поиск нужных решений, к которому должны быть привлечены лучшие интеллектуальные силы славянских государств [3]. Для безопасного функционирования и успешной реализации своих геополитических интересов необходимо выдвижение альтернативного по отношению к глобализации и сопоставимого по масштабам мегапроекта, выработка стратегии прорывного инновационного развития, основанная на новом типе социально-истерического и гуманитарного знания, которое в полной мере отражало бы славянский опыт, ценности и интересы.

Восточные славяне сложились как исторический народ, и сегодня это может быть расценено как качественное превосходство, ибо в ситуации планетарных трансформаций без развитого чувства истории невозможно занять достойное место в глобальном порядке.  Все это требует, новой методологии анализа, выходящей за рамки сложившихся западноориентированных принципов и парадигм, а так же углубленное самопознание государственной самобытности.

Говоря о духовном кризисе, нельзя отрицать тот факт, что во многом благодаря трансграничному движению информационных технологий и «демонстрационному эффекту» стимулируется процесс обезличивания и «универсализации» культуры. И здесь нужно помнить что, исторически важнейшим источником духовно-нравственной национальной идентичности и целостности является именно культура, а гарантом ее развития и сохранности – государство. Государства должны выступать основными центрами производства и распределения культуры, а также основными организационными вместилищами ее потребления. Несмотря на то, что наряду с государствами действуют другие субъекты культурного производства, они не располагают теми политическими и организационно-институциональными ресурсами, какие находятся в распоряжении государства [4, с. 22]. Необходимым условием существования и дальнейшей эволюции человечества становится его ограждение от идеалов массовой культуры в пользу этикоцентричных традиций мировой культуры. При помощи ограничительных мер, со стороны государства, противостоять негативным проявлениям социально-культурной унификации и гомогенизации культурно поля. Данная необходимость продиктована тем, что кризис в морально-духовный сфере не может не затрагивать и остальные сферы жизни общества. В социуме, где господствует потребительство и сиюминутный прагматизм, блокируется интерес к традиционно общезначимым ценностям, на основе которых возможно дальнейшее существование и общественное развитие.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что восточнославянская цивилизация может реализовать свой практический социокультурный потенциал в преодолении тупиков глобального развития посредством вполне конкретных форм политических и экономических интеграционных объединений. Проводником данных объединений должен выступить институт государства.

Таким образом, будут обеспечены не только возможности для духовного творчества восточнославянских народов, но и достойные условия материального существования в глубоко противоречивом глобальном мире.

По-справедливому  мнением О. А. Романова, существует ряд причин, создающих объективную необходимость славянского единства. Во-первых, социально-политическая и духовная общность восточнославянских народов позволит им сохранить свою славянскую идентичность, которая в противном случае ставиться под вопрос. Славянские народы ставящие собой цель вхождения в «европейский дом», вынуждены заявлять об отказе от славянской идентичности, как это делают например, современные чехи. Во-вторых, процесс социально-политической и социально-экономической интеграции в гораздо большей степени соответствует универсалиям прогресса, нежели путь этнического и духовного изоляционизма. Именно в крупных политических образованиях («империя») возможно подлинное и яркое духовное творчество, преодолевающее «местечковость» и провинциальную зашоренность. В-третьих, единство славянских народов обеспечивает им политическую  и культурную гегемонию в Евразии, что в свою очередь, гарантирует ей целостность и устойчивость [1, с. 306].


Библиографический список
  1. Романов, О.А, Восточнославянская цивилизация в горизонте открытой истории: моногр. / О.А. Романов. – Гродно: ГрГУ, 2014. – 334 с.
  2. Бабосов, Е.М, Кирвель, Ч.С., Романов, О.А. Современный социум: характер и направленность развития / Е.М. Бабосов, Ч.С. Кирвель, О.А. Романов. – Минск: «Четыре четверти», 2013. – 728 с.
  3. Прогнимак, А. Объединение славян: от мечты к реальности [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.rbc.ua/rus/top/society/obedinenie-slavyan-ot-mechty-k-realnosti—prognimak-25072012150300. – Дата доступа: 20.01.2013.
  4. Малахов, В.С. Государство в условиях глобализации / В.С. Малахов. Москва: Политеский разуи и практика политики, 2007. – 252 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация