КУЛЬТУРА ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Соловьева Татьяна Сергеевна
Институт социально-экономического развития территорий РАН
младший научный сотрудник, аспирант

Аннотация
Статья посвящена проблеме досуга молодежи как одной из первостепенных ценностей и инструментов формирования личности. На материалах опроса старшеклассников г. Вологды рассматриваются основные направления проведения ими свободного времени.

Ключевые слова: досуг, интеллектуальный потенциал, культурный потенциал, молодежь


LEISURE CULTURE OF MODERN YOUTH

Soloviova Tatiana
Institute of Social and Economic Development of Territories RAS
junior research scholar, Ph.D. student

Abstract
Article deals with the problem of youth leisure as one of the primary values and tools of identity formation. On materials survey of Vologda seniors the basic directions of their free time are considered.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Соловьева Т.С. Культура досуга современной молодежи // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2355 (дата обращения: 10.10.2014).

Одним из базовых, опорных признаков устойчивости положительного опыта, активизирующего интеллектуальный потенциал, является культурно-нравственный потенциал населения. Развитие общества во многом определяют ценности его индивидов, которые всегда носят социальный характер и формируются на основе личностной практики. Изучение культурного и творческого потенциала молодежи представляется в настоящее время чрезвычайно важным, так как именно она должна играть основную роль в научных исследованиях, в разработке новых технологий и внедрении их в производство [1].

Использование свободного времени населением является своеобразным индикатором культуры общества. Кроме того оно оказывает воздействие на производственно-трудовую сферу деятельности человека, поскольку снимает психологическую нагрузку и восполняет восстановительные процессы организма. В процессе досуга реализуются многие социокультурные потребности молодых людей.

Во II квартале 2014 г. ИСЭРТ РАН был проведен опрос среди обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ города Вологды в рамках пилотного этапа научно-исследовательской работы по теме «Социокультурный портрет молодежи». Выборка составила 61 чел.: 16 юношей и 45 девушек в возрасте от 16 до 18 лет. Представим некоторые результаты исследования.

Старшеклассники предпочитают проводить свободное время за прослушиванием музыки (частота упоминаний 90%; рис. 1) или же встречаться с друзьями (частота упоминаний 89%). Также высока частота упоминаний об увлечениях (занимаюсь спортом, читаю книги, хожу в кино).

По результатам опроса молодежи Волгоградской области самыми популярными видами досуга у молодежи также являются общение с друзьями (26%) и прогулки (21%), затем – просмотр телевизора (18%), прослушивание музыки (15%) и чтение (14%) [2].

Внимание к формированию ценностных ориентаций у молодежи должно проявляться не только со стороны родителей, родственников или друзей, но и со стороны учебных, образовательных и других организаций, которые тесно взаимодействуют с подрастающим поколением. Библиотеки являются одним из основных ресурсов развития интеллектуального потенциала. Удовлетворяя потребности в информации, знании и образовании, библиотеки содействуют росту духовных и интеллектуальных сил человека, способствуют удовлетворению профессиональных потребностей, что выражается в росте квалификации, повышении производительности труда, создании дополнительного общественного продукта и росте показателей ВВП страны [3]. Музеи, являясь важными ресурсами сохранения и развития интеллектуального потенциала населения, в настоящее время выполняют не только информационную функцию, но и несут ответственность за формирование исторического, эстетического и профессионального самосознания, за профессиональное самоопределение.

Старшеклассники слабо вовлечены в деятельность различных культурных, образовательных, гражданских институтов: данные учреждения посещают только 33% опрошенных. Для молодежи поход в библиотеку, скорее обязанность (необходимость), чем потребность. Конечно же, серьезным конкурентом современных библиотек является Интернет. К сожалению, особенно молодым людям, легче скачать информацию с какого- либо сайта, чем зайти в библиотеку, отыскать нужный материал в книгах [4]. По данным опроса для поиска нужной информации молодежь чаще всего использует ресурсы сети Интернет (97%; табл. 1).

Анализируя художественные произведения, которые подростки недавно прочитали или хотят прочитать, можно сделать вывод, что среди них преобладает литература, которую изучают в рамках школьной программы. Школьников больше привлекает литература развлекательного характера. Среди литературных предпочтений наиболее часто встречаются: художественные книги, научно-популярная литература и учебные издания (рис. 2).

Среди любимых отечественных авторов чаще всего фигурируют произведения М.А. Булгакова (16%), В.М. Достоевского (15%), А.С. Пушкина (8%), то есть в основном те, которые в настоящий момент проходят в рамках общеобразовательного курса русской литературы. Интерес к зарубежной прозе более разнообразен и не ограничивается школьной программой: Дж. Роулинг (10%), Э.М. Ремарк (7%), А. Дюма и Р. Брэдбэри (по 5%), Дж. Р. Толкиен (3%) и др.

Таким образом, культурный капитал молодежи используется далеко не полностью. При обилии памятников культуры, архитектуры, природы, большом количестве учреждений культуры школьники крайне редко ими интересуются. Однако только та территория, где проживают активные, целеустремленные, увлеченные люди имеет большую перспективность для жизни. Поэтому необходимо стимулировать у молодежи активную гражданскую позицию, сконструировать среду, которая бы формировала всесторонне развитую личность: проводить более активную рекламную кампанию, направленную именно на данную категорию населения, для того, чтобы обеспечить возможность гармоничного включения молодежи в социальную и культурную деятельность.


Библиографический список

  1. Сапелкин, Е.П. Творческий потенциал молодежи как фактор устойчивого инновационного развития общества / Е.П. Сапелкин // Проблемы управления. – Минск. – 2007. – №1(22). – С. 59-63.
  2. Молодежь новой России: социокультурный портрет: результаты областного исследования / Волгогр. обл. юнош. б-ка ; инновац.-метод. отд.; сост. М. П. Веденина, Е. А. Филимонова; отв. за вып. Е. Г. Наумова. – Волгоград, 2009. – С. 8.
  3. Николаева, Л.А. Роль интеллектуально-информационной сферы деятельности в развитии сервисной экономики (на примере библиотечных услуг) / Л.А. Николаева, О.В. Лайчук. // Проблемы современной экономики. – 2006.– № 1(17). – С. 329-335.
  4. Соловьева, Т.С. Социокультурная среда как фактор формирования интеллектуального потенциала территории / Т.С. Соловьева // Проблемы развития территории. – Вологда: ИСЭРТ РАН. – 2010. – № 50. – С. 49-57.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация