ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДУХОВНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Хуснутдинова Резида Рустамовна
Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова, кандидат психологических наук

Аннотация
Рассматривается этническая идентичность трёх национальностей, живущих в условиях российской социальной и политической трансформации. Исследование обнаруживает взаимную толерантность наций и устойчивость межэтнических отношений, которые сокращают расстояние между культурами и делают возможным этническое сосуществование без конфликтов.

Ключевые слова: автостереотип, гетеростереотип, межэтническое взаимодействие, татары, титульные народы Татарстана: русские, чуваши, этническая идентичность, этнический стереотип, этнос, этнофор


PSYCHOLOGICAL PECULIARITY OF SPIRITUALITY OF THE TATAR PEOPLE

Khusnutdinova Rezida Rustamovna
Naberezhnochelninsky institute social and educational resources and technology
senior lecturer in faculty of pedagogy and psychology named Z. T. Sharafutdinov, Ph.D. in Psychological Science

Abstract
The article arises the theme of ethnic identity of three nationalities living in conditions of Russian social and political transformation. Answering the questioning, representatives of the nationalities marked both positive and negative features of the characters of each other but, on the whole, a rather positive image of every nation was given by their ethnical neighbour. This research discovers mutual tolerance of the nations and interethnic relationships' steadiness which reduces the distance between the cultures and makes possible ethnic coexistence without conflicts

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Хуснутдинова Р.Р. Психологическое своеобразие духовности татарского народа // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2348 (дата обращения: 07.10.2014).

Современный мир в своем развитии сталкивается с целым рядом сложных социальных, экономических, политических проблем, требующих разработки и осуществления эффективных форм межэтнического взаимодействия. Поликультурность пространства жизнедеятельности человека стала сегодня неотъемлемой чертой современного мира. Поликультурное пространство рассматривается в разных аспектах: как феномен культуры, и механизм передачи социального опыта, и сфера психолого-педагогических ценностей, и новая информационная среда [7].

Содержание национального стереотипа основано на «знании» общече­ловеческих качеств субъектом, который склонен оценивать другие народы через призму ценностей своей национальной группы. На возникающие перцептивные искажения влияют: образованность носителя этноса, род его занятий, принадлежность к определенной социальной группе, что видно из результатов исследования русских, чувашей и татар разных социальных слоев Татарстана, проведенного на выборке в 504 человека (204 русских, 200 татар, 100 чувашей) по этнопсихологической анкете [2].

В этностереотипах татар по числу упоминаний на первом и втором местах встречаются: гостеприимство, трудолюбие, чистоплотность, хитрость, общинность (клановость, семейственность), а также национализм, на котором хотелось остановиться подробнее. Ретроспективный взгляд на историю позволяет увидеть исторические корни версий татарского национализма, которые находят отражение в национальных стереотипах. Проблемы развития этнической культуры, стоявшие в начале прошлого века перед татарским народом, не были своевременно решены: пришедший на смену монархии большевизм заморозил их, и в 90-х годах, с падением режима, они вновь обрели свое звучание. Прежде всего, это вопросы, связанные с религией (исламом), культурой и образованием.

Анализ публикаций конца ХХ века, затрагивающих в том или ином аспекте область межэтнических отношений, показывает, что их доминирующим мотивом является «мотив жертвы», причем чаще всего он встречается при оценке социально-экономического положения и в статьях, посвященных восстановлению исторической памяти. К тому же, добавляет «масло в огонь» историческая государственность Казанского ханства, независимость татарского народа, которая была нарушена завоеваниями Ивана Грозного. Логическим следствием «мотива жертвы» является упрек в адрес «народа-соседа» (это перераспределение доходов в пользу центра, разорение земель нефтяными промыслами, загрязнение окружающей среды), рождающий в свою очередь, стремление самим стать хозяевами на своей земле, и самим решать свои проблемы.

В социологической литературе выделяется два типа национализма [6]: 1) дополитический (внеполитический) национализм, когда подчеркивается родовая, примордиальная идентичность на основе этнокультурных признаков; 2) гражданский национализм, в основе которого лежит политическая, гражданская идентичность. Эти две идентичности, переплетаясь, сосуществуют в реальности. Между ними нет хронологической или диахронной связи. Можно лишь говорить о доминировании (преобладании) того или иного типа групповой солидарности. Следует подчеркнуть, что обозначенный в этностереотипах национализм не является синонимом этноцентризма, т. к. уровень взаимопринятия своих соседей по республике достаточно высокий. Можно определить, что «национализм» в контексте нашего исследования принимает «дополитическую» форму и не носит личностно-ориентированный характер.

Несколько выделяется из общего списка национальных стереотипов представителей татарской национальности такая черта, как «общинность», «клановость» или «семейственность» (по обозначению  в анкетных данных). Объясняется это рядом причин. Во-первых, поволжские татары в большинстве своем выходцы из сельской местности. Для наглядности приведем данные  по миграционным процессам  [3] в республике (табл. 2).

Как известно, жителям сельской местности присущ общинный уклад жизни. Он складывался как необходимая форма выживания в суровых климатических условиях Евразии. Приходилось работать экстенсивно с привлечением больших масс людей: всем миром строили избу молодоженам, и погорельцам, всем миром, а не семьей осваивали новые земли, на деревенских сходах всем миром решали не только общинные, но и лично-семейные проблемы. Во-вторых, татары географически намного ближе к своим родным местам и к родственникам, чем русские, приехавшие в Татарстан чаще всего издалека.

Фактором «возникновения татарской хитрости» было активное развитие торгово-предпринимательской деятельности, в которой татары опережали многие народы. Причинами подобного положения, на наш взгляд, были: 1) нравственная легитимация торговой деятельности в исламе по линии пророка; 2) традиции Волжской Булгарии, находившейся на географическом перекрестке торговых путей из Европы в Азию; 3) отсутствие в российском обществе правовых гарантий для предпринимательской деятельности и, как следствие, ориентация на торгово-посредническую деятельность, которая давала быстрый оборот капитала и была связана с меньшим риском. Такая ориентация на всестороннюю деятельность как средство преодоления напряженности между мирским и сакральным порядками, характерная для ислама, оказывается во многом близкой к протестантизму. Однако при всем практицизме татар, ориентация на материальный успех была подчинена в данной культуре высшим, абсолютным ценностям, о чем свидетельствует активное распространение меценатской и благотворительной деятельности среди местных промышленников.

Обратимся к этнологическим исследованиям 1989 года. «Представители татарской национальности склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку… Их отличает сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Это люди гордые, обладающие высокоразвитым чувством собственного достоинства, не без оттенка самоуверенности, иногда самолюбования. В профессиональной деятельности сметливы, трудолюбивы, но не без хитринки. Как правило, поволжские татары обладают опытом межнационального общения и легко сходятся с представителями любых национальностей…» [4, с.120-121]. Также в подтверждении «стойкости» этнических стереотипов татар, приведем слова историка и этнографа начала ХIХ века, профессора Казанского университета К. Фукса, изучавшего быт и культуру татарского народа, который писал, что они «горды, честолюбивы, гостеприимны, чистоплотны, рождены для торговли, хвастливы, между собой дружелюбны, искательны, вкрадчивого свойства и довольно трудолюбивы… Каждый народ имеет свое хорошее и дурное Равным образом и татары, этот уже более двух веков покоренный и рассеянный между русскими народ так удивительно умел сохранить свои обычаи, точно как они жили отдельно» [5, с.21].

Результаты, полученные нами, спустя 19 лет после публикации ци­тированных материалов исследования,  подтверждают устойчивость сложившихся гетеростереотипов поволжских татар как о консолидированном и открытом для межэтнического общения народе, об имеющимся у него «запасе прочности» в межнациональных отношениях и настрое на позитивное взаимодействие. Доказательством сказанному служит количественный рост межнациональных семей в Татарстане за последнюю четверть XX столетия: их численность увеличилась с 10,8 до 14,4% [1].

Возможно изменения, происходящие в современном мире, как с точки зрения политики, экономики, так и с позиции экологии приведут к перестройке психологических особенностей народов, населяющих нашу Землю. К примеру, жесткая регламентированность трудового кодекса может привести к уменьшению проявления «общинности», «семейственности» у татар. Модернизация условий труда, улучшение качества жизни, прогнозируемое «глобальное потепление» повлекут за собой снижение склонности употребления спиртных напитков у русского населения. Немыслимо настолько тесное единение чувашей с природой, землей, что является фундаментом чувашского трудолюбия, если уйдут в прошлое их языческие обряды и верования. Однако, перестройка этностереотипов сложный и долговременный процесс, который должен вначале произойти в поведении этнофоров, а затем в сознании людей.

При тщательном анализе результатов исследования можно обнаружить сходство авто- и гетеростереотипов каждого из этносов. Это сходство свидетельствует о близости оценок и самооценок каждого из наиболее распространенных этносов Татарстана, во-первых, а во-вторых, – о достаточно позитивном взаимном образе своих соседей. В целом, не было отмечено случая, чтобы представителям своего этноса давались лишь положительные оценки, а представителям другого лишь отрицательные. Чаще всего в ответах присутствовали как положительные, так и отрицательные черты, приписываемые своему и другому этносу.

Соотнося взаимные представления трех соседствующих в Татарстане этносов, можно констатировать их комплиментарность, сокращающую межэтническую дистанцию. События, происходящие в России в последние годы, подтвердили взаимную толерантность этносов и устойчивость межнациональных отношений в полиэтничном регионе Среднего Поволжья, которые обусловлены геополитическими факторами и выверены историческими испытаниями.


Библиографический список

  1. Абдрахманов Р. Республика Татарстан: модель этнологического мониторинга. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. – C.150.
  2. Додина Р.Р. Этнопсихологическое взаимопринятие русских, татар и чувашей Татарстана: автореф. …канд. Псих. Наук  // ЯрГУ, 2008. 24 с.
  3. Мустафин М. Р., Хузеев Р. Г. Все о Татарстане. Экономико-географический справочник. – Казань: Татарское книжное изд-во, 1994. – С.16-17.
  4. Татария: опыт этнопсихологическо­го исследования. – Казань: Татарское книжное издательство, 1989.
  5. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. – Казань, 1844. – С.21.
  6. Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность / Ю.Хабермас // Демократия, разум, нравственность: сб. науч. ст.   — М., 1995. – С.211 – 213.
  7. Хуснутдинова Р.Р., Сафина А.М., Гумерова М.М. Политическая идентичность детей различных возрастных групп как основа формирования гражданской позиции //В мире научных открытий. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. – №1.2 (37) (Гуманитарные и общественные науки). – 392с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация