УКРАИНСКАЯ РОК-ОПЕРА КАК КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Комликова Анастасия Викторовна
Национальная музыкальная академия Украины им. П.И. Чайковского
аспирант кафедры теории музыки

Аннотация
В статье осуществляется попытка систематизации и выделения общежанровых черт на основе анализа наиболее значимых украинских рок-опер. Рассмотрены главные интонационно-стилевые особенности, тенденции развития, а также инокультурные влияния.

Ключевые слова: «Белая ворона», «Энеида», мюзикл, стилевой синтез, украинская рок-опера


UKRAINIAN ROCK-OPERA AS A CULTURAL EVENT IN A MODERN MUSICAL AREA

Komlikova Anastasiya
Tchaikovsky National Music academy of Ukraine
Post graduate student of the chair of musical theory

Abstract
This article is an attempt to systematize and select the main characteristics of the genre based on the analysis of the outstanding Ukrainian rock-operas. It shows the most important intonation and stylish features, the tendencies of the development and also the foreign culture influence.

Рубрика: Секция 5. Теория и история искусств

Библиографическая ссылка на статью:
Комликова А.В. Украинская рок-опера как культурное явление в современном музыкальном пространстве // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2345 (дата обращения: 07.10.2014).

Одним из актуальных вопросов эпохи тотальной глобализации является интеграция современных национальных культур в общемировой культурный контекст и ее последствия. Существуют полярные позиции, первая из них предусматривает полный отрыв от этнических истоков, а вторая сохраняет преломление фольклорных корней в авторском художественном творчестве. Для музыкального искусства Украины конца ХХ – начала ХХI в., в котором прослеживается процесс заимствования и адаптации зарубежных стилей, приёмов и жанров в различных направлениях современной музыки, национальный компонент часто становится необходимым условием для создания самостоятельных образцов, избегающих эпигонства. Рок-опера как жанрово-стилевой феномен музыки так называемого «третьего направления» неизбежно отражает данную тенденцию.

Возникнув на стыке популярной и академической музыки в середине ХХ ст. рок-опера становится попыткой сближения массовой и элитарной культуры, которая призвана объединить классико-романтические оперные формы с современной ритмоинтонационной основой. В данной статье мы не будем касаться вопроса корреляции терминов «рок-опера» и «мюзикл», а будем опираться на титульные, заявленные авторами определения жанра, действительно во многом имеющие не музыкально-драматургические, а коммерческие и философско-эстетические предпосылки.

На протяжении полувековой истории в данном жанре создано ряд всемирно известных произведений, ставших в т.ч. и объектом научного исследования. Наибольшее влияние на развитие жанра в целом оказало творчество Е. Уеббера [см.: 1, 2], а на постсоветском пространстве – произведения А. Рыбникова, отчасти А. Журбина и А. Градского [см.: 3, 4]. Однако практически неисследованной областью являются украинские рок-оперы, несмотря на творчески и коммерчески успешные образцы, выдержавшие проверку временем. Данная проблематика изредка освещается прессой (статьи И. Мамчура, А. Матвейчука, А. Ещенко и др.), в которой размещаются рецензии, посвященные постановкам, а музыка анализируется поверхностно. Косвенно с ней соприкасаются культурологические исследования Е.Береговой [8] и С. Манько. Однако новизна и актуальность данной публикации обусловлена тем, что никто из перечисленных авторов не концентрирует внимание именно на развитии рок-оперы в Украине и не делает попытки систематизировать накопившиеся артефакты, а также проследить межнациональные взаимосвязи.

Говоря об украинском музыкальном пространстве, необходимо отметить, что национальная рок-опера появляется только в конце 1980-х гг. Ее появлению предшествовала фактически 20-летняя практика использования жанра в творчестве западноевропейских и российских композиторов. Первыми образцами с украиноязычным либретто стали «Энеида» (1986) С. Бедусенко и «Белая ворона» (1989) Г. Татарченко, воплощенные режиссером С. Данченко на сцене Киевского академического украинского драматического театра им. И. Франко. Хронологически их опережает только украинская рок-опера с русскоязычным текстом – «Девушка и смерть» Е. Лапейко (по поэме М. Горького), поставленная на сцене ДК Одесского политехнического института режиссером В. Подгородинским.

Исходя уже из специфики раннего периода развития, можно заметить, что вопрос национально-культурной принадлежности многих украинских рок-опер является дискуссионным, что обусловлено, в первую очередь, языком либретто: треть из них написаны на русском языке либо существует русскоязычная (иногда – англоязычная) версия. Однако, фактор поэтического теста не может фигурировать как определяющий, ибо в оперном жанре главенствующее значение имеет музыкально-интонационная основа, которая, в данном случае, имеет неоспоримые отпечатки украинской композиторской школы.

Основные типологические аспекты – активное использование народного мелоса и его объединение с характерными приемами рока, джаза и популярной эстрадной музыки, которые присутствуют в «Белой вороне» и «Энеиде», – станут в будущем отправной точкой для большинства национальных украинских рок-опер. Имея широкий спектр средств выразительности, каждая из них склоняется к определенному стилевому течению как к языковой и ритмоинтонационной основе.

Для дальнейшей возможности анализа и классификации, а также прослеживания тенденций развития составим из разрозненных информационных источников список произведений данного жанра, которые были сценически воплощены либо записаны на цифровые носители (в хронологическом порядке):

  • Е. Лапейко «Девушка и Смерть» (1978), на русск. яз.
  • С. Бедусенко «Энеида» (1986)
  • С. Бедусенко «Суд» (1988)
  • Г. Татарченко «Белая ворона» (1989)
  • Г. Татарченко «Мистер Сковорода» (1994)
  • С. Бедусенко «Ярослав Мудрый» (2002)
  • М. Захарова, О. Полянский «Проповедник» (2002)
  • Е. Лапейко «Ромео и Джульетта» (2003) на русск. яз.
  • А. Войтович, В. Майструк «Платный пляж на Стиксе» (2006)
  • группа «Гравлики Supersonics» «Полуденная ночь», по мотивам «Слова о полку Игореве» (2007)
  • И. Демарин «Парфюмер» (2007) на русск. яз.
  • И. Поклад «Ирод» (2011)
  • Ю. Дерский «Распятая юность» (2012) на русск. яз.
  • Е. Лапейко «Нить Ариадны» (2013) на русск. яз.
  • Н. Любинец, А. Охрименко «Миф» (2014).

Также существует ряд утерянных, незавершенных либо сценически неосуществленных рок-опер, которые не внесены в этот список. Оговорим отдельно, что рок-оперу И. Демарина «Парфюмер», несмотря на ее постановку в Москве, мы можем рассматривать в контексте киевской композиторской школы, опираясь на факт написания И. Демариным первой, утерянной ныне, рок-оперы «12 монологов, подслушанных в толпе прохожих» на стихи И. Афанасьева еще во время обучения в Киевской консерватории в классе проф. Л. Колодуба, у которого также учился другой автор украинских рок-опер – С. Бедусенко.

Необходимо отметить и то, что фактическое отсутствие нотных материалов и записей в свободном обращении усложняет проникновение заявленной проблематики в сферу научных исследований. Не углубляясь в музыковедческий анализ конкретных рок-опер из приведенного перечня (данный анализ отчасти проводится в специальных публикациях автора – см.: 5-7), проследим основные тенденции.

Со времен первых, часто экспериментальных, постановок жанр планомерно пополняется новыми образцами. Однако в 90-е гг. прослеживается уменьшение динамики развития, спровоцированное кризисными экономическими явлениями, и, как следствие, невозможностью сценического воплощения произведений, которые требуют значительной концентрации исполнительских сил и материальных ресурсов.

Над созданием рок-опер работают как признанные композиторы, проявившие ранее себя в песенной и театральной сфере (С. Бедусенко, Г. Татарченко, И. Демарин, Ю. Дерский, И. Поклад, Е. Лапейко), так и любительские авторские коллективы.  Некоторые из них нацелены на трактовку жанра в качестве концепт-альбома, продолжая одно из общемировых направлений развития («Платный пляж на Стиксе», «Полуденная ночь» и др.).

Разнообразна тематическая палитра созданных произведений. Так, ряд композиторов обращается в качестве сюжетной основы к мировой литературной классике (В. Шекспир, П. Зюскинд), произведениям русских поэтов (М. Горький, М. Цветаева), бóльшая же часть авторов отдает предпочтение сочинениям украинских драматургов – И. Котляревского, И. Кочерги, Ю. Рыбчинского, А. Вратарева и др.). Особую мини-группу формируют «Мистер Сковорода»  и «Миф» (рок-опера о Т. Шевченко), посвященные двум знаковым фигурам в отечественной литературе и философии.

Оригинальной часто бывает и эстетическая платформа рок-опер: так, в «Ироде» И. Поклада прослеживаются черты экспрессионизма, в «Энеиде» С. Бедусенко преобладает бурлеск, а «Белая ворона» Г. Татарченко приближена к романтической исторической драме. Следует отметить и черты ораториальности в «Распятой юности» Ю. Дерского, которая не имеет персонифицированных действующих лиц (произведение посвящено деятельности молодежной подпольной организации «Молодая гвардия»).

Подходя к вопросу стилевых ориентиров и предпочтений, можно говорить о главенствующей роли арт-рока и симфо-рока как принципов мышления. Также нужно подчеркнуть, что наибольшая симфонизация музыкальной ткани прослеживается у композиторов с академическим профессиональным композиторским (либо музыковедческим) образованием – И. Демарина, И. Поклада, С. Бедусенко, Г. Татарченко (преимущественно в «Белой вороне»). Для их рок-опер характерно использование системы лейтмотивных связей, наличие лейттембров и полистилистических переплетений («Гопак-сиртаки» в «Энеиде», необарочный вокализ в «Парфюмере» и т.п.). Композиционная логика данных произведений основана на классико-романтическом принципе чередования сольных и массовых номеров, а оркестровка содержит в органичном переплетении электронные и акустические тембры.

Другие же авторы, ориентированные в основном на эстрадные популярные жанры и стили, ставят во главу музыкальной драматургии принцип песенности (зонговости) и структурируют материал, исходя из сюжетно-композиционных особенностей. В оркестровке их произведений прослеживается тяготение к набору определенных инструментов и средств, типичных для избранного ими конкретного стилевого направления. Так, в рок-операх Е. Лапейко преобладает стилистика прогрессивного рока, в «Платном пляже на Стиксе» О. Войтовича-В. Майструка – неопрогрессивного, в «Распятой юности» Ю. Дерский заявляет главным стилевым течением фьюжн, а «Проповедник» М. Захаровой-О. Полянского позиционируется авторами как «джаз-фолк рок-опера». «Полуденная ночь» является результатом коллективного творчества и, как следствие, отражает эстетическую позицию рок-группы «Гравлики Supersonics» в целом, которая определяется музыкантами как «интеллигентный рок». Охватывая весь период развития жанра, отметим прослеживающуюся тенденцию к уменьшению концентрации неофольклорных элементов и переход к универсальным ритмоинтонационным формулам.

Исходя из имеющегося разнообразия рок-опер в Украине, можно утверждать, что перспективность данного жанра в современных условиях достаточно велика. Эклектика и синтез, эпатаж и зрелищность, стирание стилевых границ – все эти признаки характерны не только для рок-оперы, но и для искусства в целом. Научные исследования в сфере музыкальных коммуникаций доказывают, что «украинская рок-опера ярко демонстрирует постмодернистские тенденции современной культуры» [8, с.6].

Этот музыкально-сценический жанр подталкивает оперную драматургию к обновлению, указывая одно из направлений преодоления нарастающего размежевания массового и академического искусства. Стремительно реагируя на новшества в сфере популярной и электронной музыки, рок-опера не теряет своей актуальности и пускает новые ветви в различных национальных культурах.


Библиографический список
  1. Сахарова А. В. Музыкальный театр Эндрю Ллойд Уэббера: жанрово-стилевые модели массовой и академической музыки: Дис. канд. искусст. /17.00.02  – М., 2008. – 249 с.
  2. Андрущенко Е. Ю. Мюзиклы Э.Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика: Дис. канд. искусст. /17.00.02 – Ростов-на-Дону, 2007.
  3. Боброва М. С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX – начала XXI века. – Дис. канд. искусст. /17.00.02 – Ростов-на-Дону, 2011. – 294 с.
  4. Бахтин А. А. Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей: Дис. канд. искусст. / 17.00.01 – М., 2006. – 143 с.
  5. Комликова А. В. Рок-опера: к вопросу становления жанра в Украине / А. В. Комликова //  Киевское музыковедение. – К., 2011. – Вып. 39. – С.159-166.
  6. Комликова А. В. Рок-опера «Парфюмер» И. Демарина – образец триллера в музыкальном театре Украине / А. В.Комликова //  Киевское музыковедение. – К., 2012. – Вып. 44. – С.195-201.
  7. Комликова А. В. «Ирод» И. Поклада – воплощение украинского рок-оперного экспрессионизма в Украине / А. В. Комликова // Киевское музыковедение. – К., 2013. – Вып. 46. – С.225-234.
  8. Береговая Е. Н. Современная украинская опера как музыкальная коммуникация / Е. Н. Береговая // Арт-курсив. – К., 2010. – № 4. – С.5-9.

 

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация