Федеральный закон «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ) определяет не только порядок выборов руководителей образовательных организаций, но и впервые устанавливает минимальные квалификационные требования. В частности, закон предусматривает наличие высшего образования у кандидата на должность руководителя образовательной организации и соответствие квалификационным требованиям, установленным правительством РФ по соответствующим должностям. Закон также содержит запрет на занятие должностей руководителей образовательных организаций лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.
Вместе с тем, за рамками законодательства остаются вопросы, связанные с личностными особенностями современного руководителя, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности.
В последние десятилетия выдвигается множество концепций по формированию имиджа педагога [2] и руководителя, по определению личностных, лидерских качеств управленца, ставятся вопросы о характере развития, формирования личности руководителя, который приведет его к успешной карьере.
Отечественные исследователи внесли огромный вклад в создание имиджа руководителя образовательной организации. Так, В.М. Шепель выделяет три блока качеств руководителя. К первому блоку (общим качествам) отнесены: незаурядный интеллект, фундаментальные знания, достаточный опыт. Второй блок включает конкретные идейно-нравственные, научно-профессиональные, организационные и психофизические качества. К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества, представленные, прежде всего, психолого-педагогическими качествами: коммуникабельность, эмпатичность, способность к психоанализу, стрессоустойчивостъ, красноречивость, визуальность [3].
Л.В. Фаткин, опираясь на системно-факторный подход, создает имидж руководителя, выделяя пять интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциальных качеств: адаптационная мобильность, эмоциональное и деловое лидерство, способность к интеграции социальных функций (ролей), контактность, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость [4].
При всем многообразии подходов к изучению данного вопроса, наиболее продуктивной, по нашему мнению, является концепция Р.Л. Кричевского, который выделяет следующие качества современного руководителя: высокий профессионализм; ответственность и надежность; уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных; самостоятельность; способность к творческому решению, стремление к достижениям; коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным [5].
Анализируя имидж современного руководителя, важно учитывать мнение «изнутри». Так, например, А.Ф. Чуричева, директор МБОУ «Сусловская СОШ», в статье «Верить в себя» акцентирует внимание на необходимости комплексной подготовки руководителя: «Директор школы – это воспитатель, стратегический менеджер, администратор, коллега, дипломат, психолог, конфликтолог, правовед, истец. <…> В моем понимании, директор современной школы – «летящая звезда», это тот, кто находится в непрерывном духовном движении, увлекая за собой всех жителей звенящего детскими голосами дома, имя которого – школа». [6].
С целью формирования целостного представления об имидже современного руководителя образовательной организации нами был проведён социологический опрос среди студентов Арзамасского филиала ННГУ, директоров, учителей и учащихся образовательных учреждений г. Арзамаса Нижегородской обл. Интервьюеры отвечали на вопрос: «Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный руководитель образовательной организации?». При этом учащимся школы предлагалось ответить на поставленный вопрос, выбрав пять важных качеств из предложенных семнадцати.
Согласно результатам опроса учащиеся, в первую очередь, видят в директоре школы доброго человека. Личностное качество «доброта» названо наибольшим числом учеников – 14 из 24, что составляет 58% всей опрашиваемой аудитории. Вслед за этим качеством, девятиклассники выделяют сразу два – «целеустремленность и чувство юмора» – это
13 учащихся, что составляет 54 % всего класса. Кроме того, важными для них являются и такие качества как «активность» (50% опрашиваемых), «образованность» (46% учащихся) и «креативность» (42% девятиклассников). Один из учащихся указал свой вариант ответа – «знающий свое дело».
Важно отметить, что школьники на первое место ставят не лидерство, стрессоустойчивость, перспективность – качества, которые выделяют ученые, а те личностные характеристики, которые говорят о директоре школы как о человеке. Вероятно, это связано с возрастными особенностями учащихся. В 14-15 лет происходят своеобразные сдвиги в психологии подростков: на первый план в личностных потребностях выходит общение. Отношение к школьным предметам, учителям складывается на основе эмоций, поэтому учащиеся и ставят такие качества как «доброта», «чувство юмора» на первое место.
Студентам Арзамасских филиалов ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НГТУ им. Р.Е. Алексеева предлагалось выбрать основные качества современного руководителя образовательной организации исходя из предложенного списка. Все качества были объединены в группы: научные и профессиональные знания, организаторские, деловые, нравственные, физиологические и психологические качества. Кроме того, студентам предлагалось выбрать оптимальный, по их мнению, стиль управления.
На первое место студенты ставят деловые качества (114 баллов). На втором месте – научные и профессионально-педагогические знания (96 баллов). И на третьем месте – нравственные качества (75 баллов). Следовательно, для студентов, в первую очередь, важны те навыки и качества руководителя, которые приведут образовательную организацию к непосредственному успеху, те качества, которые станут основой для успешной карьеры руководителя. Такая точка зрения находить подтверждение в исследованиях С.Д. Резника, А.А. Сочиловой [7]. Что касается выбора стиля управления, то на первое место был выдвинут демократический стиль управления образовательной организацией, позволяющий подчинённым участвовать в принятии решений, поддерживающий делегирование полномочий и ответственность (74 % опрашиваемых). Данное мнение также соответствует выводам современных исследователей, таких как Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова и др.[8]
В исследовании также принимали участие учителя школ г. Арзамаса, которые в качестве определяющих выделили следующие качества руководителя: хозяйственность, организованность, умение убеждать, коммуникабельность, отзывчивость, техническая грамотность, эрудированность, компетентность, умение сплотить коллектив школы, умение защищать учителей в конфликтных ситуациях.
Директора образовательных организаций г. Арзамаса выделили следующие личностно-значимые качества: выдержка, внимательность, целеустремленность, отзывчивость, эрудиция, организаторские способности, мудрость, знание основ экономики, стремление развивать свое учреждение, лидерство, прогнозирование, профессионализм.
Результаты опроса показали, что различные категории участников образовательного процесса обращают внимание на разные стороны имиджа руководителя образовательной организации, наиболее важные для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, профессиональных потребностей педагогов и самих руководителей. И хотя механическое соединение названных качеств в силу субъективности опрашиваемых не позволяет сформировать целостное представление об имидже современного руководителя образовательной организации, полученные результаты важны для подтверждения теоретических моделей имиджа руководителя, созданных учеными.
Библиографический список
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013. – 160 с.
- Касаткина Е.С. Имидж современного учителя: гендерный аспект // Грани познания.– 2010. – №2 (7), с.30-31.
- Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. – М., 2000. – 260 с.
- Фаткин Л. В. Руководитель в системе менеджмента: Учеб.пособие / Л. В. Фаткин, Л. Ю. Карась, Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. – М. : Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999. – 71 с.
- Кричевский Р.Л. Психология лидерства. СПб: Изд-во Статут, 2007. –544 с.
- Чуричева А. Верить в себя [Текст]/ А. Чуричева// Директор школы. – 2013.- №5. – С. 38-39.
- Резник С.Д., Сочилова А.А. Основы личной конкурентоспособности менеджера: Учеб. пособие / Под общ. ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 224 с.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для бакалавров / Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 365, [1] с.