СОВЕТСКОЕ И НЫНЕШНЕЕ ДЕТСТВО – В ЧЁМ РАЗНИЦА?

Виноградов Антон Александрович1, Францев Михаил Михайлович2
1Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры общественных наук, кандидат исторических наук
2Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, студент

Аннотация
В данной работе предлагается рассмотреть основные отличия между детьми, воспитывавшимися во времена СССР, и детьми нынешними. Предлагается следующее структурирование работы: даётся авторская точка зрения основных пунктов отличия, после этого идёт разбор отличий по некоторым критериям. В результате этого структурирования будут поэтапно разобраны прежние и нынешние игры, педагогические приёмы. В заключение будет дана, опять же, авторская точка зрения по данным изменениям – что стало лучше, что нет.
Также в работе предполагаются некоторые советы по работе с детьми, что не может не пригодиться нынешним студентам (которые предполагаются основной аудиторией), ведь со временем все они, будем надеяться, станут родителями. [6]

Ключевые слова: методы воспитания, нынешнее детство, основные различия между детством советских детей и нынешних, прежние игры и игрушки, Советское детство


SOVIET CHILDHOOD AND THE PRESENT - WHAT'S THE DIFFERENCE?

Anton Vinogradov1, Mikhail Frantsev2
1Saint-Petersburg branch FGOBUVPO "Financial University under the Government of the Russian Federation", Candidate of Historical Sciences, Associate professor of the chair "Social sciences"
2Saint-Petersburg branch FGOBUVPO "Financial University under the Government of the Russian Federation", student

Abstract
In this paper we propose to consider the main differences between the children, to bring in Soviet times, and children present. Televisions structuring work: given the author's point of view, the main points of difference, then is an analysis of the differences on some criteria. As a result of this structuring will be gradually dismantled the old and current games, teaching methods. In conclusion will be given, again, the author's point of view on these changes - which is better, which is not.
Also in the paper are some tips for working with children that cannot be useful current students (who are assumed to be the primary audience), because over time they will hopefully become parents. [6]

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Виноградов А.А., Францев М.М. Советское и нынешнее детство – в чём разница? // Культура и образование. – Октябрь 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: /2014/10/2343 (дата обращения: 07.10.2014).

Актуальность: Ни для кого не секрет, что в последние годы рождаемость находится на весьма низком уровне, недостаточном даже для воспроизводства населения. Данная проблема уже решается нашим государством, и тому свидетельствуют многочисленные программы по помощи матерям и льготы. Но демографическая яма всё равно пока существует, поэтому для любого родителя очень важно достойно вырастить своего ребёнка. Данная статья способна помочь будущим родителям, так как в ней рассматриваются плюсы и минусы современной системы воспитания, а также плюсы и минусы воспитания в СССР. Исходя из данного сравнения, возможно выбрать оптимальную политику по воспитанию своего ребёнка, что не может быть неактуально.

Со времени распада СССР до нынешнего дня произошли огромные изменения во всех сферах жизни. Но, пожалуй, наибольшие изменения произошли именно в сфере компьютерных технологий, что очень сильно сказалось на современной жизни. Не только нынешние молодые люди активно используют гаджеты, но этой гаджет-зависимости подверглись и старики, и малые дети. Действительно, современному человеку невообразимо сложно прожить даже день без современных устройств. Более подробно это рассмотрим ниже, причём конкретизируя различные способы использования IT – технологий [6].

Менталитет. Одного взгляда на нынешних школьников достаточно, чтобы понять -  со времён СССР он изменился [6].

Нынешние родители. Да, увы, казалось бы, дети, воспитывавшиеся в период правления коммунистической партией, должны передать своим детям всё то, что закладывалось в них самих. Но современная Россия избирает иную политику, и хорошо ли это – спорно. Тем не менее, многие родители разочарованы в некогда великом и могущественном государстве и прививают свой скептицизм детям чуть ли не с самых пелёнок [6].

Теперь, когда мы указали крупнейшие произошедшие изменения, начнём поэтапно перечислять присутствующие у детей формы деятельности и рассмотрим, как эти формы изменились. Разумеется, изменилось всё это в основном по указанным выше причинам, но нашей целью является рассмотреть как это изменилось [6].

Общение. Самое важное в жизни каждого человека. Раньше все – дети, взрослые, старики – общались лично. Дети выходили на улицу и там видели своих друзей (и не только – в то время практически у каждого мальчишки был «враг»). Сегодня же родители могут увидеть своё чадо, как правило, перед компьютером. Огромное количество сайтов знакомств, интернет-форумов и социальных сетей позволяют общаться, не выходя из дома. Конечно, благая задумка, позволяющая общаться людям с разных концов света, сегодня используется для общения с теми же друзьями, до которых на деле – рукой подать. Такое негативное свойство оказывают современные технологии – общение уже не происходит вживую, и это, несомненно, не может быть хорошо [4].

Образование. Тут дело, скорей всего, не в детях, а в самом государстве. Раньше дети изучали немного базовых дисциплин, но зато хорошо их знали. Да и учебники были понятными. А сейчас у ребёнка в школе сто предметов, и из-за нагрузок он не может сосредоточиться хотя бы на основных. Также значительно изменился сам подход к образованию детей. Если раньше учитель находил время на каждого ребёнка и старался дать ему материал в той мере, в которой ему это необходимо, то сейчас дело обстоит иначе. Очень многие учителя дают всё «по шаблону» и ориентируются только на слабых учащихся. Не в последнюю очередь на это влияет Единый государственный экзамен [4].

Развлечения. И здесь мы опять же вспоминаем про новые технологии. Да, компьютерные игры были и в СССР – знаменитое «Ну, погоди!» и другие – но всё равно львиную долю своего времени дети проводили на улице, играя в такие популярные игры, как «Зарница», «Войнушка» и другие… Компьютерные игры Советского союза развивали скорость мышления, координацию, внимательность и многие другие качества, что же развивают современные аналоги и развивают ли – неясно. Огромную популярность имели такие игры как кубик Рубика и прочее. Сегодня же компьютерные игры для многих детей заменяют всё, порою даже будущую жизнь. [4].

Вредные привычки. Конечно, и раньше дети пробовали курить сигареты, пить алкогольные напитки, но… То, с какой силой проявляется это в наши дни – пугает. Нельзя искоренить это явление – тяга к непослушанию проявляется при взрослении у всех детей, однако сегодня эта тяга очень сильно гипертрофирована, и если не бороться с этим радикально, то в молодёжь нынешние дети могут и не превратится [4].

Хобби. У многих до сих пор лежат стопки наклеек, вкладышей, фишек, коробки с монетами и альбомы с марками. Таковы были увлечения советских детей. Ещё кто-то увлекался конструированием и выписывал себе специальные журналы, кому-то родители привозили склеиваемые модели танков, самолётов… Сегодня же трудно сказать, что именно любят дети, чем они увлекаются. Однако несомненно – многие просто не имеют хобби, и это ещё одна тревожная нота [4].

Идеология. Каждый нынешний школьник знает, что во времена Советского союза шла капитальная «промывка мозгов». Начиналось всё это ещё с детского сада, где детям рассказывали, «что дедушка Ленин хороший, его надо любить». Но несмотря на кажущуюся ужасность, было ли это плохо? Люди верили, что они живут в лучшей стране и делают её ещё лучше. С ранних лет дети любили свою родину. Сегодня позиция власти другая, и что мы видим в итоге? Старики говорят, что раньше было хорошо… Взрослые утверждают, что наша страна о нас не заботится, так жить нельзя. А дети всё это слышат и, вероятно, в будущем будут говорить то же самое… [4]

Итак, это далеко не все различия, но те из них, которые можно считать весомыми в данном контексте. Да, многое изменилось – однако нельзя считать педагогические приёмы и игры Советского союза устаревшими [6].

Огромной популярностью, как уже упоминалось, пользовались военизированные игры. Было большое количество таких игр – от организованных в лагерях игр типа «Зарница» до «игр в индейцев», где дети делились на два лагеря и подолгу проводили время на свежем воздухе. Также пользовались популярностью такие игры как «Казаки – разбойники» и вариации пряток. Радует, что часть этих игр существует и сейчас [3].

Огромное значение всегда имела дошкольная подготовка детей и их учёба в школе. Так в СССР было выпущено большое количество специальных книг для родителей. Согласно некоторым таким пособиям ребёнок, поступивший в школу, необязательно становится школьником, как бы парадоксально это ни звучало. Изменение это должно было пройти в мировоззрении ребёнка, и чтобы это произошло существовало огромное количество специальных игр и упражнений. Например, известностью пользовалась сюжетно – ролевая игра, в которой взрослый распределяет между детьми-участниками роли, а в дальнейшем является координатором их действий. Такие игры помогают ребёнку усвоить правила и нормы поведения, изучить особенности некоторых профессий, помогают в коммуникации и не только. Наряду с сюжетно – ролевыми играми часто использовались и дидактические игры, главной целью которых было достижение ребёнком некоего результата. В данной игре взрослый выступает уже непосредственным участником, старшим товарищем ребёнка. В качестве поощрения зачастую готовые работы вывешивались на стены квартиры как экспонаты, что подстёгивало ребёнка к обучению. Существовало большое количество таких игр, и они помогали развиваться детям со всех сторон [1, С. 3-22].

Кстати, абсолютно все пособия имели одно общее утверждение. Родители не просто могут, а скорее обязаны советоваться с учителями о воспитании их детей. Воспитание ребёнка осуществляется не только дома, но и в школе, поэтому важно, чтобы «политики» и там и там совпадали. Тем более что учитель никогда не откажет вам, если вы обратитесь к нему за советом о воспитании вашего чада [2, С. 3-20].

Уже упоминалось про нежелание учиться. Как с этим обстояло дело в СССР, ведь одним дошкольным воспитанием тут не обойдёшься? Но для этого в Советском союзе существовала целая система, помогавшая контролировать детей с момента их поступления в школу. Сейчас её называют так: октябрёнок – пионер – комсомолец. Для первоклассника не было лучшего стимула идти в школу, чем поступление в октябрята. Не попасть в число пионеров считалось позором, а быть исключённым – ещё большим. Стоит ли говорить, что такая система поддерживала дисциплину и прививала идеологию детям? [5; 2, С. 25-42]

Таким образом, мы можем судить, что дети в СССР были счастливы. Для родителей существовало огромное количество пособий, помогающих им в воспитании. Игры со сверстниками помогали детям развиваться физически, а также развивать навыки коммуникабельности. Идеология, прививаемая с пелёнок, заставляла думать, что СССР – лучшая страна, и сложно сказать, плоха ли эта «промывка мозгов – ведь альтернативный вариант существует сегодня, и он отнюдь не счастливый. Современные дети не развиты физически, порой совершенно не обладают навыками коммуникабельности и необходимыми им для дальнейшей учёбы и работы знаниями. Виновато в этом, вероятно, излишнее увлечение компьютерными технологиями, что и занимает у многих детей огромную часть времени, которую бы они могли проводить с друзьями. Поэтому мы считаем, что предлагаемая мера запрета регистрации детей в социальных сетях актуальна, и следует воплотить её в жизнь. Также не стоит останавливаться на этом, и ввести строгое возрастное ограничение на все компьютерные игры независимо от их характера. Ну и само собой, мы рекомендуем всем контролировать пользование компьютером у своих детей – это не самое лучшее, что есть в жизни, и если обернуться назад, то на примере СССР мы можем в этом убедиться [6].


Библиографический список
  1. Бардин К. В. Подготовка ребёнка к школе. / Знание. Народный университет. – М., 1983, № 5, С. 3-72;
  2. Венгер Л. А. Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. / Знание. Народный университет. – М., 1985, № 12 С. 3-71;
  3. «Войнушка» любимая игра советских ребят/ Советское время// http://sovietime.ru/ [7.02.2014, свободный];
  4. 10 отличий советских детей от российских!/ Советское время// http://sovietime.ru/ [7.02.2014, свободный];
  5. Пионер – всему пример!/ Советское время// http://sovietime.ru/ [7.02.2014, свободный];
  6. Полевые исследования [4.02.2014-10.02/2014] [данные социологических опросов].

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация