ОЦЕНКА РАБОТОДАТЕЛЯМИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ КАФЕДРЫ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ РЗИ (Ф) МГУКИ: ПО МАТЕРИАЛАМ АНКЕТИРОВАНИЯ

Попова Светлана Леонидовна1, Хомякова Ирина Георгиевна2
1Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств, заведующий кафедрой библиотековедения и документоведения, кандидат педагогических наук, доцент
2Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств, доцент кафедры библиотековедения и документоведения, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Библиотечные учреждения России переживают сегодня активный процесс обновления и реформирования информационно-технологических процессов. В свете заявленных современных требований мнение работодателей о специалистах высшего библиотечного звена представляется крайне актуальной.
Кафедрой библиотековедения и документоведения РЗИ (ф) МГУКИ проведено специальное исследование призванное дать оценку качества профессиональной подготовки выпускников. В статье приведена статистика и рекомендации работодателей в рамках заданного исследования.

Ключевые слова: библиотекари, качество, оценка, профессиональная подготовка, работодатели


EMPLOYERS' EVALUATION ON PROFESSIONAL GROUND OF GRADUATES OF LIBRARY AND DOCUMENT SCIENCE SUBDEPARTMENT IN RYAZAN BRANCH OF MOSCOW STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ART

Popova S.L.1, Homyakova I.G.2
1Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts, Ph. D. on Pedagogics, assistant professor
2Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts, Ph. D. on Pedagogics, assistant professor of library and document science sub-department

Abstract
Library establishments are experiencing today a trend of renewal and reformation of informational and technological processes. With all modern requirements, the employers' opinion on the specialists in the field is very urgent. A research was made by the library and document science subdepartment in Ryazan Branch of Moscow State University of Culture and Art that is aimed at evaluating their own graduates' professional expertise. Statistics and recommendations of employers' are also included in the article.

Рубрика: Секция 6. Библиотековедение и документоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Попова С.Л., Хомякова И.Г. Оценка работодателями качества профессиональной подготовки выпускников кафедры библиотековедения и документоведения РЗИ (ф) МГУКИ: по материалам анкетирования // Культура и образование. – Сентябрь 2014. - № 9 [Электронный ресурс]. URL: /2014/09/2529 (дата обращения: 10.11.2014).

В последние годы библиотечные учреждения переживают активный процесс обновления, что обусловлено реформированием экономических, информационно-технологических, социокультурных и других аспектов жизни общества. Интенсивной реорганизации подвергается и сфера высшего профессионального образования, задачи и содержание которого требуют максимального соответствия уровню современных запросов библиотечно-информационной практики.

Одним из факторов актуализации высшего библиотечно-информационного образования является обеспечение подготовки не просто квалифицированных кадров, но специалистов, способных к профессиональной мобильности с учетом меняющихся требований рынка труда, динамики развития тех или иных приоритетов в профессиональной сфере деятельности. Сегодня, как никогда, чрезвычайно востребованы такие кадры, которые легко адаптируются к новым формам и направлениям библиотечно-информационной работы, готовы к решению новых профессиональных задач любого уровня сложности. Эти позиции регламентирует и действующий Государственный образовательный стандарт ВПО по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

Кафедра библиотековедения и документоведения Рязанского института (филиала) МГУКИ в своей деятельности стремится к решению выше указанных задач. Кафедра является структурным подразделением факультета организации и управления. Формирование педагогического состава кафедры началось в 1980 году. Сегодня её коллектив включает высококвалифицированных преподавателей, среди которых число доцентов и кандидатов наук составляет 80% общего педагогического состава. За более чем 30-летнюю историю института кафедрой подготовлено свыше 2000 библиотечно-информационных работников высшего профессионального звена для Рязанской, Тульской, Владимирской, Липецкой, Пензенской и других областей России. Наши выпускники своим трудом и свершениями доказали способность к успешному решению многочисленных профессиональных задач – организационно-управленческих, научно-методических, исследовательских, информационно-технологических и других.

Организация учебного процесса подчинена тесному взаимодействию с библиотечными учреждениями г. Рязани и Рязанской области. Они предоставляют возможность проведения на своих площадках учебных занятий со студентами, являются базами производственных практик. Библиотеки Рязанской и других близлежащих областей являются главными работодателями подготовленных нами кадров, поэтому сотрудничество с ними является одним из важных направлений деятельности кафедры. Мы стремимся учитывать пожелания и предложения, высказываемые руководителями библиотек, анализируем их оценки, касающиеся качества подготовки наших выпускников.

С этой целью кафедрой осуществляются специальные исследования, призванные выявить мнения работодателей об уровне профессиональных знаний, навыков, умений выпускников. Не требует доказательств тот факт, что для сегодняшних работодателей степень профессиональной компетентности принимаемых на работу специалистов является главным, определяющим критерием.

В марте 2014 года кафедрой было проведено анкетирование среди ведущих руководителей библиотечных учреждений Рязанской, Тульской, Липецкой и других областей. В опросе приняли участие заведующие такими библиотеками, как Рязанская областная детская библиотека, Центральная библиотека Рыбновского района Рязанской области, Новомосковская районная библиотека Тульской области, библиотека-филиал ЦБС г. Липецка и другие (всего 15 респондентов).

Отзывы работодателей, принявших участие в анкетном опросе, свидетельствуют о достаточно высоком уровне качества подготовки кадров преподавателями кафедры. Например, выпускница 2013 года Ирина Юрьевна Петренко, заведующая филиалом № 11 Тульской централизованной библиотечной системы, выступает за сохранение и дальнейшее развитие положительной динамики уровня профессионального обучения на кафедре. Её поддерживают руководители других библиотек, утверждая, что качество подготовки наших выпускников соответствует современным требованиям к библиотечным специалистам.

Первый вопрос, поставленный в анкете, предполагает выяснение степени удовлетворенности работодателя качеством теоретической подготовки выпускников. Здесь речь идет об интеллектуальной культуре библиотекаря, представляющей собой органическое соединение таких профессиональных качеств, как широкая эрудиция, базирующаяся на общенаучном и историко-культурном фундаменте, методологическая подготовленность, способность к практическому применению теоретических знаний. Ответы работодателей, выраженные в количественных показателях по пятибалльной системе, показали, что они в целом удовлетворены качеством теоретической подготовки выпускников и соответствием полученных ими теоретических знаний задачам профессиональной деятельности. Это отражено в следующем соотношении показателей: 5 баллов поставили 62,5% опрошенных, 3 балла – 37,5%. К сожалению, работодатели констатируют, что применять теоретические знания в реальных процессах деятельности с успехом могут лишь 50% выпускников.

Неоднозначны оценки работодателей в отношении вопроса о практической подготовке библиотекарей. Функция современного практикующего библиотекаря состоит в том, чтобы создать необходимые условия, организуя комфортную информационную среду в библиотечном учреждении так, чтобы максимально сэкономить силы и время пользователя, добиться полного удовлетворения его информационных потребностей. Без специальных прикладных знаний, умений, навыков здесь не обойтись. Большинство анкетируемых работодателей удовлетворены степенью практической подготовки выпускников, что выражается в показателях: 5 баллов – 37,5%, 4 балла – 50%. Однако часть анкетируемых (12,5%) не вполне довольны практическими навыками выпускников. Это побуждает к анализу содержания учебных программ по профессиональному и специальному блокам, их соответствию реальным запросам практики. И в дальнейшем – к усилению практической составляющей отдельных учебных дисциплин.

Важнейшим аспектом в подготовке библиотечно-информационных работников является профессиональная адаптивность, готовность к применению полученных знаний в нестандартных рабочих ситуациях, способность к инновационному мышлению, инициации новых начинаний. Как отмечают  50% работодателей, наши выпускники обладают перечисленными качествами не в полной мере. В этой связи стоит задуматься над совершенствованием различных аспектов подготовки кадров, в том числе психологической, направленной на выработку гибкости и адаптивности мышления как способа стать на позиции инновационного профессионального поведения.

Заметный интерес проявили респонденты к вопросу анкеты, касающейся удовлетворенности правовой, экономико-управленческой и информационно-технологической подготовкой выпускников. Наиболее высокие показатели (75%) зафиксировали удовлетворительную подготовку по циклу экономико-управленческих дисциплин. Правовая база знаний выпускников несколько ниже – 50%, что заставляет усилить внимание к такой учебной дисциплине как «Правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности». Владение студентами компьютерными технологиями выражено в следующих показателях: 5 баллов – 50% респондентов, 4 балла – 37,5%. На  недостаточную подготовку выпускников в области информационных технологий указали 12,5% работодателей. Это также требует анализа и принятия решения по укреплению данного направления подготовки. (В настоящее время кафедрой прорабатываются возможные пути тесного взаимодействия в этом направлении с Рязанской областной универсальной научной библиотекой, что, на наш взгляд, является крайне перспективным).

Вопрос об удовлетворенности респондентов исполнительской дисциплиной наших выпускников вызвал полное и завидное единодушие – 100% работодателей отмечают такие качества выпускников, как самодисциплина, неукоснительное выполнение правил внутреннего распорядка библиотечного учреждения, должностных и функциональных обязанностей. Радует и отмеченная респондентами высокая степень культуры общения наших выпускников как в трудовом коллективе, так и в контактах с пользователями библиотек.

Уровнем способности к самообразованию выпускников кафедры удовлетворены 87,5% респондентов. Это достаточно высокий показатель, свидетельствующий о понимании нашими студентами того, какая значимая роль отводится сегодня профессиональному и личностному саморазвитию, постоянному самообучению, самоорганизации. Вместе с тем мы хотим отметить и заслуги преподавателей нашей кафедры, уделяющих серьезное внимание вопросам самообразования студентов в условиях заочного обучения.

Работодатели также признают хорошие способности выпускников к рациональной организации труда – одному из важнейших профессиональных критериев. Это отметили 88% респондентов. Современная библиотечная деятельность не только наукоемкая, но и энергозатратная. Интенсивность и сложность библиотечного труда постоянно возрастает, требуя усиления расходования интеллектуальных, психологических и физических ресурсов человека. Чтобы не допустить так называемой «профессиональной усталости» и «профессионального выгорания», как отмечают специалисты, необходимы знания по рациональной организации труда и отдыха, умение восстанавливать силы. Судя по анкетному опросу, наши выпускники успешно этим владеют.

Таким образом, изучение компетентного мнения работодателей о качестве подготовки выпускников кафедры является одним из приоритетных направлений её деятельности. Анализ и учет оценок руководящих работников библиотечной сферы об уровне теоретической и практической подготовки выпускаемых кафедрой специалистов позволяет вносить коррективы в организацию учебного процесса, совершенствовать имеющиеся образовательные программы. Всё это даст возможность максимально адаптировать процесс обучения к потребностям современной библиотечно-информационной практики и сделать наших выпускников более востребованными специалистами в библиотечно-информационных учреждениях.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация