В самые ранние годы своей жизни ребенок сталкивается с детской книгой, насыщенной красочными иллюстрациями, текст в таких книгах представляет по сути подписи к рисунку, иллюстрации. Именно поэтому иллюстрации играют важнейшую роль в эстетическом воспитании детей и требуют от художника-иллюстратора очень серьезной и ответственной работы.
Слово «иллюстрация» восходит к латинскому глаголу illustrare, что означает «пояснить». Таким образом, иллюстрация – это изображение, которое поясняет или дополняет какой-либо текст [1].
Влияние детской иллюстрированной книги на эстетическое развитие читателя огромно, так как в «симбиозе» художественной литературы и изобразительного искусства реализуется сразу двойной потенциал. По мнению М.А. Алуевой, иллюстрация выступает доминирующим фактором воспитательно-познавательного, эмоционального и эстетического воздействия на ребенка [2]. Статьи А. Жаворонковой, Г. О. Векслер, В. Н. Довжиковой подтверждают, что иллюстрация способствует раскрытию идейно-художественного содержания литературного произведения. Она помогает ребенку познавать мир, углубляет восприятие самого произведения, а также способствует освоению эстетических идеалов, нравственных ценностей.
Для «взрослой» книги чисто познавательные задачи иллюстрации не являются насущно необходимыми, поскольку у взрослого уже есть опыт, знание жизни, вкус. Для детей же книги – это своеобразный визуальный путь познания окружающего мира. Именно с детской художественной книги начинается воспитание высоких эстетических чувств, любви к прекрасному, ведь именно иллюстрация в большей степени, чем текст, материальная конструкция и другие элементы книги, способствует их реализации [3].
Поэтому проблемы отбора документов в библиотечный фонд с точки зрения их эстетической ценности и эстетического воспитания читателя-ребенка как никогда своевременны [4].
Практически каждый ребенок выбирает книгу для чтения по иллюстрациям: чем ярче и красочней она будет, тем выше шанс, что выбор остановится на ней. Но если художник-иллюстратор «перестарается», то излишняя яркость или выбор стиля рисования могут отпугнуть юного читателя.
Иллюстрация способствует понимаю ребенком литературного текста, может содержать оценку героев и событий литературного произведения, формирует представление о его теме. Такие изображения погружают ребенка в литературный мир, помогают почувствовать его, познакомиться с населяющими его персонажами. Отношение к героям литературного произведения во многом зависит от того, как изобразить тот или иной персонаж: нужно отразить важные черты его характера, помочь ребенку понять, является он отрицательным или положительным героем произведения. Например, бабу Ягу не зря изображают с крючковатым носом, с клыками, в рваных одеждах, помогая детям тем самым сформировать негативное отношение к ней.
Проведенные в ряде библиотек исследования ярко демонстрируют падение интереса к чтению у современного ребенка, а также падение престижа не только чтения, но и книги в целом. Многие дети сегодня не читали лучших детских произведений, к созданию которых были привлечены замечательные художники, не были в драматическом театре или детском кукольном театре. Здесь уместно справедливое замечание Е.В. Полевиной о том, что современные дети «вырастают в сфере суррогатов, а не подлинной культуры» [1].
В век информационных технологий аудиовизуальные средства, Интернет-источники зачастую отвлекают ребенка от чтения, а порой и вовсе заменяют его. Понятно, что проще посмотреть фильм или мультсериал, не прилагая никаких усилий, достаточно просто смотреть на экран, то же самое можно сказать и о прослушивании аудиокниг, где чтец, исполнитель навязывает слушающему свое понимание произведения, свою трактовку событий, поведения героев книги. Но это не заставляет анализировать, размышлять, включать фантазию. А читая, ребенок может в воображении рисовать свои картины, иллюстрации же могут направлять фантазию в нужное русло.
Хочется отметить большую работу, проводимую Белгородской государственной детской библиотекой А.А. Лиханова по развитию у ребенка эстетического восприятия книги. Большая часть мероприятий, использующих эстетический потенциал детских книжных иллюстраций, проводится в рамках программ и проектов, реализуемых БГДБ А.А. Лиханова. Среди них:
- Проект «Подрастаю с книжкой я» (для детей от 0 до 7 лет);
- Проект по созданию мультимедийных ресурсов «Мультимедиа ресурсы: вектор развития»;
- Проект продвижения чтения и книги «Книжный перекресток»;
- Проект эстетического развития личности ребенка «Искусства лучистый свет»;
- Проект по экологическому просвещению подрастающего поколения «Земля – наш общий дом».
Наиболее серьезно потенциал детской книжной иллюстрации используется в проектах «Искусства лучистый свет» и «Книжный перекресток».
Так, в проекте «Искусства лучистый свет» указано, что он предназначен для эстетического развития личности ребенка, направлен на развитие его эстетических чувств, формирование основы его духовного богатства и нравственности.
Задачи проекта:
• воспитание и духовное обогащение личности ребенка, знакомство с различными видами искусства;
• воспитание эстетического отношения к действительности, предполагающее эмоциональную отзывчивость и «открытость» к прекрасному;
• формирование художественного вкуса на примерах лучших произведений мирового и отечественного искусства;
• развитие творческих способностей детей.
Достигаются эти задачи при организации комплекса мероприятий: организации книжно-иллюстрированных выставок, встреч с художниками и иллюстраторами, конкурсов рисунков и т.д.
За 2013 год БГДБ А.А. Лиханова в рамках данного проекта были подготовлены следующие мероприятия: беседа с презентацией иллюстраций к детским сказкам «Сказка в русской живописи» (для детей 10-12 лет); видео-путешествие по картинам русских художников «Слава солдатская, сила богатырская» (для детей 10-12 лет); on-line-встреча с иллюстратором детских книг «Книга и иллюстратор» (для детей 10-12 лет); мастер-класс с детской анимационной студией «Ас» «Детские мультяшки» (по мотивам детских книг); беседа-диалог «Рисование – это чудо, воплощенное на бумаге» (для детей 10-12 лет); видеокруиз по картинам художников «Осенняя палитра» (для детей 10-12 лет).
Наиболее интересным было мероприятие, организованное в марте 2013 г. В БГДБ А.А. Лиханова состоялась онлайн-встреча читателей библиотеки с Александром Гурьевым (г. Москва) – режиссером, художником-постановщиком, аниматором, иллюстратором детских книг и сценаристом. В беседе А. Гурьев рассказал о сложностях мультипликационного искусства, раскрыл некоторые секреты иллюстрирования детских книг, а также ответил на вопросы читателей библиотеки.
Одной из задач другого проекта – «Книжный перекресток» – является формирование у ребенка культуры чтения и использование чтения как инструмента эстетического познания мира. В рамках данного проекта состоялась on-line встреча с художником В. Назарук «Книга и иллюстратор», а также было организовано 2 конкурса рисунков: конкурс рисунков на асфальте «Солнечные краски» и конкурс рисунков на песке «Сегодня я художник, и я рисую лето» и оформлен ряд книжно-иллюстрированных выставок.
В рамках других проектов также были использованы некоторые интересные формы, позволяющие раскрыть эстетический потенциал иллюстрации детской книги, а также и потенциал ребенка.
Так, одной из задач проекта «Земля – наш общий дом» является развитие эмоционально-чувственной сферы и нравственно-эстетического отношения к окружающей среде. Достигается это, как правило, при помощи организации и оформления книжно-иллюстрированных выставок экологической направленности для детей.
В рамках данной программы за 2013 год было подготовлено 3 книжно-иллюстрированных выставки, а также организовано 2 конкурса рисунков: конкурс рисунков для детей 8-11 лет «Природа ищет друга» и конкурс эко-зарисовок для детей 5-7 лет «В гости к первоцветам».
Проект «Подрастаю с книжкой я» предназначен для детей от 0 до 7 лет и разбит на ряд циклов. Нам показался интересным цикл мероприятий «Такие разные книжки», который позволяет познакомить детей 4-5лет с разнообразными видами книг и привить любовь к книге через иллюстрацию и игру. В рамках данного проекта в 2013 году были подготовлены и проведены следующие мероприятия: рассказ о книжках-малышках, книжках-картинках, книжках в кармашках, книжках-гармошках, книжках-вертушках и т.д. «Сама мала, а ума придала»; игра-сказка, посвященная книгам с оживающими картинками, – «Читай, слушай, смотри»; знакомство с книгами из серии «Трансформеры» «Изучай, рисуй, играй и животных узнавай»; путешествие по книгам с объемными наклейками «Мы в ответе за жизнь на планете» и др.
В марте2014 г.в рамках Недели детской книги состоялась всреча с Членом Союза писателей России – Колесником В.В., не только писателем, но и художником собственных книг. В феврале2014 г. дети 8-10 лет познакомились с творчеством художника-иллюстратора В.М. Васнецова «Сказки в красках». Библиотекари познакомили их с репродукциями картин по русским народным сказкам «Три царевны подземного царства», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич на Сером волке» и др. Детям была представлена книжно-иллюстрированная выставка «Художник-иллюстратор детских книг».
В январе2014 г. сотрудниками библиотеки для детей 8-9 лет была организована дискуссия о «картинках» в детских книжках, в ходе которой дети познакомились с иллюстрациями детских книг, с творчеством и биографией таких художников-иллюстраторов, как Б.А. Дехтерев, Н.А. Устинов, Ю.А. Васнецов, Л.В. Владимирский, В.А. Чижиков, И.Я. Билибин, Е.И. Чарушин, В.Г. Сутеев. Дети узнали, что В.А. Чижиков не только иллюстратор детских книг, но и автор образа Мишки – талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, что он также иллюстрирует детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», а В.Г. Сутеев не только художник-иллюстратор, но еще и писатель, и режиссер-мультипликатор. В завершении мероприятия ребята с удовольствием рассматривали книги с иллюстрациями самых известных художников страны.
Эстетическая функция иллюстрации выражается в связи с текстом художественного произведения. В иллюстрации воспроизведены художественные средства выражения содержания произведения. В процессе постижения содержания литературного произведения ребенок знакомится не только со словесными выразительными средствами, но и их художественным выражением. Понимание и тех и других средств, в свою очередь, способствует развитию творческих способностей ребенка.
Библиографический список
- Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников – читателей детских библиотек : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 05.25.03. М., 2010.
- Алуева М.А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте ее интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 2. С. 64-66.
- Батинова А. Детская иллюстрированная книга в эстетическом воспитании дошкольников // Изобразительное искусство в школе. 2012. № 1. C. 48-57.
- Эстетическая функция иллюстрации в детской книге [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://tnu.podelise.ru/download/docs-298625/298625.doc. – (07.03.2014). – Загл. с экрана.