ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. ИЛЬИНА

Рюмин Сергей Геннадьевич
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина
кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Аннотация
Проблемы кризиса культуры философ И.А. Ильин рассматривал с точки зрения отношения культуры и цивилизации к духовной и религиозной цели жизни человека. Основная причина кризиса культуры – приоритет материального над духовным, отсутствие цели в жизни человека, игнорирование нравственных ориентиров. И.А. Ильин предлагает для преодоления кризиса духовно и нравственно обновить общество, изменить сознание человека, восстановить культурно-историческую преемственность. Вера, надежда, любовь, совесть, родина – путь духовного возрождения.

Ключевые слова: духовность, кризис, культура, нравственность, цивилизация


THE PROBLEMS OF THE CRISIS OF CULTURE IN THE CREATIVE WORK OF I.A. ILYIN

Ryumin Sergey Gennadievich
Ryazan State University named after S. Esenin
candidate of philosophical science, senior lecture

Abstract
The philosopher I.A. Ilyin considers the problems of the crisis of culture from the point of view of relation of culture and civilization to the spiritual and religious aims in the life of a man. The main reason of the crisis, to his mind, is the priority of material values over the cultural wealth, the absence of the purpose in the life of a man, the ignorance of moral values. In order to overcome the crisis, I.A. Ilyin suggests that we should revive the society, change the consciousness of a man, reconstruct the cultural and historical succession. Faith, love, freedom, conscience, family, Motherland is the way to the spiritual revival.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Рюмин С.Г. Проблемы кризиса культуры в творчестве И.А. Ильина // Культура и образование. – Февраль 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: /2014/02/1369 (дата обращения: 04.02.2014).

Проблема кризиса культуры приобрела особую актуальность и значимость в XX-XXI веках, когда человечество получило в свое распоряжение достижения науки и техники, многократно повысившее его силу и могущество, давшие ему гигантские возможности, не всегда соответствующие уровню духовного и нравственного развития обладателей. Поэтому весьма большой интерес представляют исследования кризиса культуры в творческом наследии русского философа И.А.Ильина.

XX век, вместивший в себя ряд социально-исторических катаклизмов, включая мировые войны и революции, ознаменовался кризисами, охватившими различные стороны жизни европейского общества: социальный, политический, экономический, а также кризис в искусстве, философии, естествознании. Проблема кризиса культуры неоднократно рассматривалась различными мыслителями, включая Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера, К. Ясперса, П.А. Сорокина.

Кризисное состояние культуры и искусства раскрывала и русская литература, в которой отразились настроения декаданса, ощущение скуки жизни, любование смертью, амбивалентность нравственного сознания, подмена любви к жизни играми с оккультизмом и мистицизмом.

 В творчестве русских мыслителей начала XX в. нередко доминировали эсхатологические мотивы. Господствующими в русской религиозной философии становятся поиски ответа на вопросы о смысле и конце истории. H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, и другие русские мыслители обращались к анализу проблемы кризиса культуры, рассматривали различные аспекты противопоставления культуры и цивилизации, под которой понимали бездуховные утилитаризм и техницизм, признавали опасность происходящих цивилизационных процессов для сохранения духовной культуры, отмечая такие негативные тенденции как мещанство и бесчеловечность.

Русский философ И.А. Ильин рассматривал проблему кризиса культуры в своих произведениях «Путь духовного обновления», «Путь к очевидности» и «Основы христианской культуры», а также ряде статей. В труде «Пути духовного обновления» И.А. Ильин констатировал, что современный мир переживает глубокий кризис – религиозный, духовный, национальный, а в книге «Путь к очевидности» говорит о тотальности негативных процессов, захлестнувших мир. «Слово кризис, – пояснял И.А. Ильин, – есть первоначально слово греческое. Оно происходит от “крино”, что значит “сужу”. Кризис обозначает такое состояние человека, его души или тела, или дел и событий, в котором выступают скрытые силы и склонности». И далее философ отмечает, что эти силы развиваются, достигают той стадии, за которой начнется «или их преодоление и крушение, или же умирание того человека или того человеческого дела, которое было настигнуто кризисом». [1, с. 332] Основную проблему кризиса культуры русский мыслитель видели в противостоянии материального начала духовному, в постепенном забвении духа ради земных благ. Так И.А. Ильин считал, что в мире идет борьба божественного в своей основе духовного начала с иррациональной материальной стихией. Философ связывал представление о материальной основе мира с цивилизацией, а духовной – с культурой. Понимая культуру как духовные достижения человечества, И.А. Ильин относил к ней нравственность, науку, искусство, политику и т. п. «Культура, – писал он, – есть явление внутреннее и органическое, она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия». [2, с. 300]

Согласно И.А. Ильину, религиозность человека является определяющим фактором духовной жизни, а главный источник негативных последствий распространения цивилизации – утрата веры в Бога, из которой вытекают индивидуализм и прагматизм общества потребления, потеря нравственных ориентиров и религиозной устремленности, а вместе с этим и смысла жизни. «Цивилизованное человечество наших дней, – писал И.А. Ильин, – оскудело духом и любовью и ожесточилось». Причины данного явления  философ видит в том, что происходит «торжество рассудка над вдохновением, расчета над сердцем, механического над органическим, внешнего опыта над внутренним опытом» [3, с. 3]

Для И.А. Ильина как для религиозного философа кризис культуры связан в первую очередь с утратой веры в Христа: «Без Бога вся культура человечества теряет свой смысл и свое значение». При торжестве агрессивного атеизма «убивается в людях вдохновенное, подавляется и пресекается напряжение их богоданного, естественного инстинкта, извращается наука, мертвеет совесть, выдыхается искусство, разлагается характер, вырождается правосознание и распадается хозяйство». [4, с. 334-358]

Анализируя процесс отделения культуры от веры, русский мыслитель приходит к выводу о том, что существуют силы, ведущие к глубоким кризисам в жизни людей: духовная беспринципность техники, светская безрелигиозная государственность, консьюмеристские инстинкты, безрелигиозное и безбожное искусство. [5, с. 288]

И.А. Ильин отмечал, что торжество чувственного материализма над внутренним и духовным опытом привело к тому, что люди обратились к религии с чувственными мерилами и материалистическим пониманием, что привело к отрицательным результатам. [6, с. 335]. Эти гипотезы можно отнести и к попыткам подойти с позиции пользы к культуре, произведениям искусства. Из этого следует, что кризис искусства – это выражение общего кризиса культуры, который, по мнению мыслителя, охватил Европу во второй половине XIX в. Философ рассматривал искусство как источник жизненного духа и света, как силу, способную помочь человеку проанализировать и взять под контроль в бессознательные инстинкты и влечения, которые он сам не может «оформить, взрастить и одухотворить…» и становится в результате их слепым орудием и жертвой. Искусство же дает творческий выход этим силам, «прожигая их зрелым духом и облекая их в верную форму». [7, с. 8]

Истинным искусством И.А. Ильин считал то, которое наполнено творческим порывом и содержательной мощью, «прожжено молнией духа». Искусство, «которое выбрасывается из недр бездуховной души, есть ничтожное, пошлое, мнимое искусство», и, по мнению философа, это «больные выкрики, несущиеся из разлагающегося бессознательного; это нечистые следы нечистого опьянения, – явные знаки духовного безволия, немощи и распущенности…». [8, С. 12]

И.А. Ильин писал о «мнимой культуре», «бессердечной культуре», «больной культуре», «культуре без сердца» – в этих дефинициях выражается нравственная позиция мыслителя, считавшего, что «человечество творит свою культуру неверным внутренним актом, из состава которого исключены: сердце, совесть и вера, а сила созерцания – заподозрена, осмеяна и сведена к подчиненному, почти подавленному состоянию». [9, с. 391]

И.А. Ильин ставит диагноз современному обществу, констатируя ослабление духовных скреп, импотенцию в творчестве, недостаток вдохновения. «Человечество, – пишет философ, – подошло к пропасти, не замечая ее, воображая, что оно творит “новую культуру” и осуществляет великий прогресс “свободы” и “гуманности”; а на самом деле оно создавало бескрылую, декадентскую псевдокультуру, подрывающую свободу и отрекающуюся от гуманности. Оно не заметило главного, а именно: омертвения своего сердца и своей духовности и обессиления своего творческого акта». [10, с. 385]

Создавая новую культуру без опоры на религиозные ценности, XX век, по мнению И.А. Ильина, так и не сумел удовлетворительно сформировать культурную парадигму, способную одухотворить бессознательные инстинкты индивидуума. Современная культура, по мнению философа, обнаружила свою несостоятельность, так как оказалась неспособной противопоставить духовному варварству ничего, кроме развращающих чувственных услад и экономической наживы. Негативные проявления массовой культуры столь же актуальны и для современной России.

И.А. Ильин видел главную проблему человека XX в. во внутренних противоречиях души, сердца, рассудка и чувств, когда творческие достижения оцениваются материально, формально и приземленно, но философ верил, что современный человек рано или поздно поймет, что так жить нельзя. По мнению русского мыслителя, современный человек, переживающий духовный кризис, не в состоянии адекватно оценить свои потенции и результаты собственной деятельности. Связано это, прежде всего, с тем, что человек ценит лишь внешние критерии силы, богатства и власти, гедонистические удовольствия: «Современное человечество переоценивает чувственную жизнь и чувственные наслаждения, а, погружаясь в хаос затмения – исполнения желаний и удовольствий, они тем самым разрушают духовные основы культуры». [11, с. 395]

Данный вывод И.А. Ильина позволяет не только постигнуть состояние человека в ситуации кризиса, но и поднять вопрос об ответственности каждого человека за развитие культуры. Сегодня данная проблема является не менее важной, чем во времена И.А. Ильина, ибо, только осознав собственную ответственность за культуру, за свой город, свою страну, человек может понять и свою роль в этом мире, и изменить свое поведение, свое отношение к происходящему, осознанно подходить к своей деятельности и жизни вообще.

И.А. Ильин пытается понять причину того, почему человек ничего не предпринимает, чтобы избежать духовного кризиса. «Сегодняшний человек, – пишет философ, – страшась неминуемой бедности и упиваясь мнимой мощью капитала, старается “нажить” как можно больше, а отдать взамен как можно меньше. Он гонится за прибылью, жаждет иметь много, а трудиться не желает вообще. Он хочет жить долго и наслаждаться жизнью…». [12, с. 337]

Нельзя не согласиться с тем, что этот диагноз актуален и сегодня.

И.А. Ильин полагал, что во всеобщей погоне за удовольствиями современное человечество растеряло духовное измерение вещей и деяний; оно разлюбило духовность в жизни и вместе с тем разучилось любить, а научилось ожесточаться и ненавидеть. По мнению философа, «большинство людей жаждет не духа, а наслаждений; трепещет от несовершенства и близости к нему, а от земных, чувственных сладострастии всех родов и видов, пресыщаясь ими и хладея ко всему иному». [13, с. 337]

При этом человечество разработало теории, оправдывающие такую бездуховную жизнь: гедонизм, сводящий смысл жизни к наслаждениям, утилитаризм, во всем ищущий практическую пользу, экономический материализм с его классовой борьбой и уравниловкой и т. д. Особенно опасным, по мнению И.А. Ильина, является то, что люди теперь не хотят иного, они «ожесточились в отрицании духа и любви», и создали «воинствующий мировой центр, хотящий словом и примером, лукавством и преступлением, мукой, нищетой, страхом и кровью навязать всему человечеству уклад бездуховный и противолюбовный, навязать всем людям слепоту безбожия и ожесточенность в этой слепоте. И еще страшно то, что человечество видит эту затею и в большинстве своем безразлично молчит или предательски способствует этой затее». [14, с. 337]

Люди готовы отвергнуть любовь и предпочесть ей расчет, а потому для многих актуально звучат сегодня слова философа о том, что человечество попыталось за последние два века создать культуру «без веры, без сердца, без созерцания и без совести; и ныне эта культура являет свое бессилие и переживает свое крушение». [15, с. 332]

При этом И.А. Ильин подчеркивает, что люди не захотели больше веровать, потому что они уверовали в себя, стали считать, будто вера – это противоразумное, научно несостоятельное и «реакционное» состояние души. Люди отреклись от сердца, потому что им стало казаться, что сердце мешает инстинкту, что оно есть разновидность «глупости» и сентиментальности, что оно подрывает человеческую деловитость и ставит человека в смешное положение; а «умный» человек больше всего боится показаться смешным; он желает «делать дела» и утверждаться в земной жизни. «Люди, – отмечает философ, – отвергли созерцание, потому что их трезвый, прозаический “ум” презирает человеческую “фантазию” и считает, что самое важное в жизни есть “эмпирическое” и “прозаическое”. Они вытеснили из жизни начало совести, потому что ее живоносные призывы и укоры совершенно не укладываются в контекст хладнокровных расчетов и деловых планов. И за всем этим, наряду с черствым себялюбием и самомнением, скрывался ложный стыд и ложный страх: люди боятся остаться в бедности и неизвестности, они боятся прослыть ребячливыми, несерьезными и смешными… Голодное самочувствие, тщеславие и честолюбие соединяются здесь с робостью перед “общественным мнением”». [16, с. 443]

Современный человек, утверждает И.А. Ильин, наивен в своем эгоцентризме, не позволяет видеть дальше собственных желаний, так как его “я” занимает все внимание и любовь. «Его «эго» для него – все: это его мир, его клад, его цель, его гордость. Сочувствие другим людям и народам для него чуждо, да и к чему оно, если он – само совершенство?». [17, с. 361-362]

На почве пресыщенности и замкнутого эгоцентризма вырастают распад и гибель культуры, духовными тенденциями современности всё чаще становятся скорбное неверие и моральный релятивизм.

Еще в 30-е гг. прошлого века И.А. Ильин предостерегал от негативных явлений, порождаемых современной цивилизацией. «Никогда еще человек не располагал такими техническими возможностями, никогда еще он не владел такими разрушительными средствами». [18, с. 263]

И.А. Ильин показывал и внешние причины духовного оскудения: распространение поверхностной полуобразованности, популизм, а также «революционный выход масс на поверхность жизни; технические открытия, создавшие новую промышленность; развитие капитала и связанная с ним новая и обостренная классовая дифференциация; образование промышленного пролетариата и крупных городов, население которых отрывается от природы и покоряется машинной жизни; дразнящие, назойливые успехи материальной цивилизации и связанная с этим всеобщая жажда комфорта и наслаждений; и многое другое» [19, с. 336]

При этом И.А. Ильин отнюдь не был противником благ цивилизации, но он указывал, что лишь культура, как совокупность духовных возможностей человечества, может задать смыслы и цели общественного и личного бытия, а без духовной культуры «жизнь людей на земле не может стать достойной и прекрасной». [20, с 81.] Признавая известное значение за материальной культурой, он писал: «В первую очередь культура требует известного равновесия духовных и материальных ценностей». [21, с. 289]

 При этом, люди, пренебрегающие душою и неведающие духа, по мнению философа, осуществляют хозяйство ради хозяйства, накапливают богатство ради богатства, развивают технику ради технического развития, предпринимают вооружения ради того, чтобы лучше вооружиться. При этом они постепенно слепнут, застревают во вторичном и служебном, в средствах, «принимая элементарную и материальную основу прекрасной жизни за самое прекрасную жизнь», и только мощные экономические, политические и военные кризисы, в которые неизбежно втягивает их слепая деятельность, как отмечал И.А. Ильин, «способны хоть на миг пробудить их и напомнить им о высшем назначении человека». [22, с. 332].

Ныне стало очевидным, что глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в XX-XXI вв., сотворены техногенной западной цивилизацией, порождающей унификацию культуры, стирание национальных особенностей, разрушение ценностно-нормативных установок и, как следствие, моральную деградацию общества. Культуре грозят разложение и гибель, и объясняется это тем, как считает философ, что в основе ее лежит «акт неверного строения», направивший развитие по ошибочному пути. Субъектом ложной культуры оказывается индивид, переживший духовный раскол личности, у которого все основные душевные способности – мышление, воля, воображение – подверглись деформации и извращению. Его мышление, проницательно замечает И.А. Ильин, остается безразличным и бесчеловечным. «Оно, оказывается, – развивает свою характеристику мыслитель, – бесчувственным, равнодушным, релятивистическим (все условно, все относительно), машинообразным, холодным и циничным; особенно – циничным, а потому характерным для карьеристов, для людей пролазных, льстивых, пошлых и жадных. Такое мышление не умеет вчувствоваться в свои предметные содержания; оно не созерцает, оно лишено интуиции». По мнению И.А. Ильина, это делает мышление беспредметным, хотя люди этого не замечают, поэтому появляется «формалистическая и схоластическая наука – формальная юриспруденция, разлагающая психотерапия, бессодержательная эстетика, аналитическое естествознание, парадоксальная математика, абстрактная и мертвая филология, пустая и безжизненная философия». [23, с. 394]

Человек, не знающий о своем духовном достоинстве, не испытывающий его, ведет жизнь, по мнению ученого, уродливую, нездоровую. Можно сказать, что современный человек склонен к недугам духовного самоутверждения. Но в основании духовного уважения к себе должно лежать верное восприятие себя, а не иллюзии самомнения. «Чувствование себя как благой силы, – продолжает свою мысль философ, – должно быть не случайным и не эфемерным, но подлинным и предметным самочувствием. Оно не может быть и не должно быть заменяемо никакими суррогатами: ни мечтательным воображением о своих мнимых достоинствах и о своем «историческом предназначении», ни пустою гордостью или культивированием формальной “чести”, ни случайным и изменчивым приговором “общественного мнения”, ни корыстным и капризным “народным плеском”». [24, С. 377]

В современной массовой культуре происходит подмена духовности, превращающая ее в эрзац. Поэтому, по мнению И.А. Ильина, спазмы современной культуры – революции, гражданские и международные войны – не случайны: «они суть естественные выражения сердечной жестокости, алчности, зависти и ненависти», которые, в свою очередь, вызваны утратой духовности конкретных личностей, таким образом, кризис культуры связан с духовным кризисом личности, ставшим столь характерным для людей в XX в., и так и не преодоленным в XXI в. Тем актуальнее звучат слова философа о том, что необходимо найти пути к духовному обновлению, к первоначальным основам духа и жизни. [25, с. 389]

Учение И.А. Ильина в основе своей оптимистично: он не просто видит кризис культуры, но и указывает потенциальные пути выхода из этой ситуации. Культура, по мнению русского философа, способна противостоять цивилизации. Но для этого необходимо сделать выбор между цивилизацией, уничтожающей своеобразие, ведущей к обезличиванию и унификации, обездушивающей мир – и культурой, к ценностям которой относится своеобразие, в том числе национальное.

Важно отметить, что, И.А. Ильин, в отличие от европейских философов, пишет не столько о закате западной цивилизации, сколько о преодолении кризиса культуры. Поскольку цивилизация, в том числе и техническая, возникает не сама по себе, а в рамках определенной культуры, то цивилизация сама по себе не может быть «плохой» или «хорошей», а приобретает тот или иной характер в результате деятельности человека, с которым оказывается связан и культурный кризис. Именно поэтому человек должен преобразовать свое сознание, перейдя к восприятию мира на основе сердечного созерцания. В работе «Взгляд в даль» И.А. Ильин в качестве пути выхода из культурного кризиса предлагает путь духовного и нравственного обновления общества. Этот путь сложен, ибо требует религиозного, нравственного и художественного осмысления основополагающих вопросов жизни человека. Изменения, по мнению русского мыслителя, должны происходить внутри каждой личности, ее «поющего сердца» и «верующей души», признаками которых являются своеобразное излучение живой доброты, сердечного созерцания, совести и веры.

И.А. Ильин не только призывает к возрождению духовности, а тем самым и к возрождению культуры, но и утверждает, что это духовное обновление неизбежно: «Современный мир идет навстречу духовному обновлению». [26, с. 443]

И.А. Ильин, будучи глубоко национальным мыслителем, специально обращал внимание на особый путь России в эпоху кризиса мировой культуры. По его мнению, невозможно найти выход из духовного кризиса, не постигнув основы русской культуры. И.А. Ильин считал, что русскому человеку предстоит «сделаться из “особи” – личностью, из “бунтовщика” – свободным и лояльным гражданином. Тогда Россия преобразуется «из песчаного вихря – в художественное здание несокрушимой прочности. Она станет поющим хором, и хаос не будет ей страшен» [27, С. 122]

Русский мыслитель рассматривал кризис культуры с точки зрения отношения культуры и цивилизации к духовной и религиозной цели жизни человека. Основными причинами кризиса культуры, приведшего к глобальным катастрофам, И.А. Ильин называет приоритет материального над духовным, игнорирование нравственных ориентиров, отсутствие цели в жизни человека, отход от религии. Анализируя кризисное состояние культуры, главную проблему человека середины XX в. философ видел во внутренней «расколотости» личности. Для преодоления кризиса необходимо духовно и нравственно обновить общество, изменить сознание человека, восстановить его культурно-историческую преемственность, обрести духовную свободу, возродить, сохранять и созидать христианские ценности. Единственный выход из духовного кризиса – это путь духовного возрождения, где главенствуют такие ценности как вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина.


Библиографический список
  1. Ильин И.А. Кризис безбожия // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.1. М.: Русская книга, 1993.
  2. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. С. 300.
  3. Ильин И.А. Кризис безбожия // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.1. М.: Русская книга, 1993.
  4. Там же.
  5. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.3. М.: Русская книга, 1993.
  6. Там же.
  7. Ильин И.А. Путь к очевидности // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.3. М.: Русская книга, 1993.
  8. Там же.
  9. Там же.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Ильин И.А. Кризис безбожия // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.1. М.: Русская книга, 1993.
  13. Там же.
  14. Там же.
  15. Ильин И.А. Путь к очевидности // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.3. М.: Русская книга, 1993.
  16. Там же.
  17. Ильин И.А. Поющее сердце // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.8. М.: Русская книга, 1993.
  18. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.1. М.: Русская книга, 1993.
  19. Там же.
  20. Ильин И.А. Духовный смысл войны // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.9. М.: Русская книга, 1999
  21. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.1. М.: Русская книга, 1993.
  22. Там же.
  23. Ильин И.А. Путь к очевидности // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.3. М.: Русская книга, 1993.
  24. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.4. М.: Русская книга, 1994.
  25. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.1. М.: Русская книга, 1993.
  26. Ильин И.А. Взгляд в даль: Книга размышлений и упований // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.8. М.: Русская книга, 1998.
  27. Ильин И.А. Наши задачи // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т.2. М.: Русская книга, 1993.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация