ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИЗДАНИЕ ДЕТСКИХ КНИГ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

Попова Светлана Леонидовна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
заведующая кафедрой библиотековедения и документоведения, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматриваются особенности современного книгоиздания в области детской научно-познавательной литературы. Внимание акцентируется на анализе документального массива по теме «Человек и общество».

Ключевые слова: «Человек и общество»., детские книги, документальный массив, издание, интеллектуализация, личность, Научно-познавательная литература, ребенок


NTELLECTUALIZATION OF THE CHILD'S PERSONALITY THROUGH THE PUBLICATION OF CHILDREN'S BOOKS ON THE THEME "MAN AND SOCIETY"

Popova Svetlana
Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
head of the chair of library science and documentation, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The peculiarities of modern publishing in the field of children's scientific and educational literature. Focuses on the analysis of an array of documentary on "The Individual and Society."

Рубрика: Секция 6. Библиотековедение и документоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Попова С.Л. Интеллектуализация личности ребенка через издание детских книг по теме «Человек и общество» // Культура и образование. – Февраль 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: /2014/02/1282 (дата обращения: 26.02.2014).

Современная концепция образования предполагает в качестве одного из приоритетов формирование общей культуры личности, ее адаптации в обществе, создание основы для осознанного выбора в направлении развития интеллектуального потенциала детского населения Российской Федерации.

Главная тематическая составляющая детской научно-познавательной литературы гуманитарного профиля представлена документальным массивом «Человек и общество».

Гуманитарная проблематика научно-познавательных изданий для детского читателя представлена исторической, культурологической, нравственной и экономической литературой. Однако судить о благополучии на этом участке детской литературы достаточно сложно: это связано с противоречивыми реалиями современного российского общественного развития. Ломка сложившихся стереотипов в области социальных представлений, переориентация мировоззренческих подходов к явлениям современности повлияли на активизацию тематического направления «Человек и общество». Анализ изданий за последние несколько лет показал, что ведущее место принадлежит книгам, в которых утверждается историческая ментальность русского народа, его место в мировой цивилизации.

Пристальное внимание обращает на себя религиозно-нравственное направление в тематике научно-познавательных книг для детей. В настоящее время это явление представляется вполне закономерным. За многие годы советской власти религиозная литература для детского читателя считалась запрещенной к изданию. Человек без духовной жизни не может существовать полноценно и в интеллектуальном отношении. Популяризация детской литературы религиозно-нравственной проблематики осуществляется во многих издательских организациях (Издательство Московской патриархии, «Библия для всех», «РОСМЭН», «Просвещение», «Современник», «Белый город» и др.).

Из года в год (с начала 1990-х гг.) отмечается увеличение доли научно-познавательных книг для детей культурологической направленности. Такого рода литературные издания способствуют воспитанию художественного вкуса, повышению уровня творческого мироощущения. Сознание, что красота спасет мир, должно обрести для ребенка конкретный смысл и стать мотивацией его познавательных побуждений. В репертуаре детских специализированных издательств культурологическое направление представлено достаточно широко: от рассказов из жизни вдающихся деятелей культуры и искусства до сборников репродукций творений мировой художественной культуры.

Сегодня актуализируется тематика, отражающая повышенную заинтересованность читателей в экономической жизни страны. Появился целый пласт научно-познавательных изданий для детей, рассказывающий о перестройке и инновационных подходах к экономике. Часть изданий посвящена разъяснению терминов, понятий, например, таких как: цена, стоимость, товар, национальный доход и др. Интерес представляют издания, где даются практические советы по возможной организации собственного «бизнеса». Безусловно, подобные научно-познавательные книги для детей по экономике представляются не только популярными, но и современными, поскольку наполняемость такими сведениями молодого поколения содействует достижению качественно нового социально-экономического состояния общества.

В этом плане интересными представляются детские книги издательства «Махаон». Так, уникальная серия учебных пособий в картинках, аналогов которых до сих пор не было на российском книжном рынке – «Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса» – рассказывает о маркетинге и финансах. Эти книги предлагаются старшеклассникам, хотя по ним могут успешно заниматься и студенты лицеев и колледжей. Содержащиеся в этих изданиях знания подаются в легкой юмористической форме, что привлекает ребят и способствуют усвоению предложенного материала.

Таким образом, современная научно-познавательная литература, представленная таким тематическим направлением как «Человек и общество», активно развивает интеллектуальный потенциал подрастающего поколения.


Библиографический список
  1. Методика работы с научно-познавательной литературой в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://rudocs.exdat.com/docs/index-256226.html. – Загл. с экрана.
  2. Светловская Н.П. Методика работы с научно-познавательной литературой для детей и юношества / Н.П. Светловская. – М.: Дело, 2001. – 124 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация