Современная концепция образования предполагает в качестве одного из приоритетов формирование общей культуры личности, ее адаптации в обществе, создание основы для осознанного выбора в направлении развития интеллектуального потенциала детского населения Российской Федерации.
Главная тематическая составляющая детской научно-познавательной литературы гуманитарного профиля представлена документальным массивом «Человек и общество».
Гуманитарная проблематика научно-познавательных изданий для детского читателя представлена исторической, культурологической, нравственной и экономической литературой. Однако судить о благополучии на этом участке детской литературы достаточно сложно: это связано с противоречивыми реалиями современного российского общественного развития. Ломка сложившихся стереотипов в области социальных представлений, переориентация мировоззренческих подходов к явлениям современности повлияли на активизацию тематического направления «Человек и общество». Анализ изданий за последние несколько лет показал, что ведущее место принадлежит книгам, в которых утверждается историческая ментальность русского народа, его место в мировой цивилизации.
Пристальное внимание обращает на себя религиозно-нравственное направление в тематике научно-познавательных книг для детей. В настоящее время это явление представляется вполне закономерным. За многие годы советской власти религиозная литература для детского читателя считалась запрещенной к изданию. Человек без духовной жизни не может существовать полноценно и в интеллектуальном отношении. Популяризация детской литературы религиозно-нравственной проблематики осуществляется во многих издательских организациях (Издательство Московской патриархии, «Библия для всех», «РОСМЭН», «Просвещение», «Современник», «Белый город» и др.).
Из года в год (с начала 1990-х гг.) отмечается увеличение доли научно-познавательных книг для детей культурологической направленности. Такого рода литературные издания способствуют воспитанию художественного вкуса, повышению уровня творческого мироощущения. Сознание, что красота спасет мир, должно обрести для ребенка конкретный смысл и стать мотивацией его познавательных побуждений. В репертуаре детских специализированных издательств культурологическое направление представлено достаточно широко: от рассказов из жизни вдающихся деятелей культуры и искусства до сборников репродукций творений мировой художественной культуры.
Сегодня актуализируется тематика, отражающая повышенную заинтересованность читателей в экономической жизни страны. Появился целый пласт научно-познавательных изданий для детей, рассказывающий о перестройке и инновационных подходах к экономике. Часть изданий посвящена разъяснению терминов, понятий, например, таких как: цена, стоимость, товар, национальный доход и др. Интерес представляют издания, где даются практические советы по возможной организации собственного «бизнеса». Безусловно, подобные научно-познавательные книги для детей по экономике представляются не только популярными, но и современными, поскольку наполняемость такими сведениями молодого поколения содействует достижению качественно нового социально-экономического состояния общества.
В этом плане интересными представляются детские книги издательства «Махаон». Так, уникальная серия учебных пособий в картинках, аналогов которых до сих пор не было на российском книжном рынке – «Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса» – рассказывает о маркетинге и финансах. Эти книги предлагаются старшеклассникам, хотя по ним могут успешно заниматься и студенты лицеев и колледжей. Содержащиеся в этих изданиях знания подаются в легкой юмористической форме, что привлекает ребят и способствуют усвоению предложенного материала.
Таким образом, современная научно-познавательная литература, представленная таким тематическим направлением как «Человек и общество», активно развивает интеллектуальный потенциал подрастающего поколения.
Библиографический список
- Методика работы с научно-познавательной литературой в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-256226.html. – Загл. с экрана.
- Светловская Н.П. Методика работы с научно-познавательной литературой для детей и юношества / Н.П. Светловская. – М.: Дело, 2001. – 124 с.