ФЕНОМЕН «КУЛЬТУРА» В РЕСУРСАХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФК

Козырева Ольга Анатольевна1, Платоненко Алексей Игоревич2
1Кузбасская государственная педагогическая академия, кандидат педагогических наук, доцент
2Кузбасская государственная педагогическая академия, аспирант

Аннотация
В статье описывается феномен «культура» в структуре изучения педагогиче-ских дисциплин будущими педагогами по ФК.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы педагога, основы педагогической науки.


THE PHENOMENA “CULTURE” AT RECURS BY WORKING FEATURE TEACHERS BY ATHLETICS

Kozyreva Olga1, Platonenko Alexey2
1Kuzbass State Teachers’ Training Academy, Candidate of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics
2Kuzbass State Teachers’ Training Academy, Aspirant

Abstract
The article is an analysis of a nuance and features forming a teachers by learning base pedagogical disciplines around phenomena “culture”.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Козырева О.А., Платоненко А.И. Феномен «культура» в ресурсах подготовки будущих педагогов по ФК // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1303 (дата обращения: 05.01.2014).

Феноменология культуры в различных ресурсах педагогического и профессионально-педагогического знания объективно высвечивает приоритеты его пополнения, детализации, верификации, трансформации, применения и обновления.

         Не секрет, что культурологический подход как область педагогической методологии отражает возможности исследования и уточнения различных педагогически обусловленных процесс и явлений с позиции культуры как основы построения всех полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований в объективном пространстве с определенно заданными условиями и спецификой продуктивности и гуманизма как ресурсов становления личности в среде и деятельности.

         В данном направлении (методология педагогических исследований и педагогической практики) будущие педагоги по физической культуре (ФК) как подготовки специалитета, так и подготовки бакалавриата в структуре изучения педагогических дисциплин выполняют продуктивные задания. Проиллюстрируем в структуре изучаемых разделов совокупность заданий, обеспечивающий повышение уровня культуры личности педагога по ФК и сформированности различных знаний, умений, навыков, компетенций в контексте направления или вида той или иной культуросообразной единицы целостного учебного процесса или педагогического взаимодействия:

·                   Курс «Введение в педагогическую деятельность» (специалитет, бакалавриат) в структуре подготовки содержит следующие продуктивные задания: моделирование профессионально-педагогической презентации (самопрезентации), – « Я – профессионал»; решение задачи построения аксиологической и компетентностной профессиограммы педагога XXIвека, аксиологической (выделения ценностей и ранжирование их в порядке значимости будущего педагога по ФК), компетентностной – в структуре знакомства со стандартом бакалавриата изучение всей совокупности компетенций будущего педагога в соответствии с ФГОС третьего поколения; сравнение гносеолого-герменевтических особенностей аксиологической и компетентностной профессиограмм будущего педагога по ФК, что отражено в следующих работах [1, 2, 3].

·                   Курс «Общие основы педагогики» (специалитет) в структуре подготовки изучался культурологический подход как методологический подход, фасилитирующий изучение явлений и событий в контексте культуры как атрибута современной педагогической методологии и практики, построение исследований в соответствии с культурологическим подходом как области философско-педагогического знания, определяющегося нормы и специфику исторически сложившихся механизмов самозащиты системы и ее единицы – человека, личности, как социально-профессиональная страховка в контексте воспитания, обучения и образования, самоидентификации, самореализации и самосовершенствования; как условие становление личности в структуре ведущей деятельности и общения, как способ верификации гуманно-личностных отношений в контексте нормального распределения способностей субъектов образовательного пространства (одаренные, нормальные и аномальные или нуждающиеся в специальных условиях получения образования), как матрица всех антропологических инноваций и традиций, регулярно верифицирующих устойчивость социально-педагогических связей и моделей общения и взаимодействия и пр.; моделирование реферата в соответствии с выбранным направлением в структуре соблюдения общей схемы исследования по педагогики [4]; моделирование классного часа, где культурологический подход является основным в формировании потребностей, ценностей, взглядов, убеждений личности в структуре педагогического и социально-педагогического взаимодействии [4-11, 12, 13] и т.д.

·                   Курс «Теоретическая педагогика» (бакалавриат) в структуре подготовки опирается на знание «культуры» в изучении основ педагогического исследования, методологии и частного ее случая – культурологического подхода в структуре планирования и организации педагогического взаимодействия в контексте воспитательной работы, здоровьесберегающей деятельности будущего педагога по ФК, культурно-просветительской работы и работы по формированию потребности самообразования и саморазвития, самосовершенствования и самореализации (культура самостоятельной работы обучающегося и педагога), разработка классного часа или занятия в соответствии с общей структурой плана-конспекта классного часа или занятия [12, 14, 15, 16, 17], моделирование профессионально-педагогических презентаций «паспорт школы» и по итогам педагогической практики – профессионально-педагогический кейс [6, 8, 9, 11] и пр.

·                   Курс «Теория обучения. Теория воспитания. Психолого-педагогический практикум. Педагогические технологии» (специалитет) опирается на знание основ культурологического подхода в моделировании творческих проектов, решении занимательных задач, построении и уточнении определений категории «воспитание» и пр. [10, 14-15, 17].

·                   Курс «Управление педагогическими системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» (специалитет) опирается на основы культурологического подхода в структуре моделирования профессионально-педагогических презентаций и решении занимательных задач в структуре изучения данной дисциплины [11].

·                   Курс «Социальная педагогика» использует основы культурологического подхода в постановке и решении субъектно-средовых противоречий современного социально-педагогического знания, где культурологический подход предопределяет выбор методов, средств, форм, ресурсов, технологий педагогического взаимодействия будущего педагога по ФК [17].

·                   Курс «Специальная педагогика» опирается на знания основы культурологического подхода в изучении основ данной дисциплины, положение Выготского Л. С. о том, что педагог должен опираться на здоровое в личности ребенка, имеющего определенный физический или психический дефект, является базовым в структуре моделирования и реализации идей педагогического взаимодействия на практике [16].

·                   Курс «История педагогики» (специалитет) в структуре реализуемых идей и задач использует культурологический подход к ресурсах историко-культурного знания, определяющего специфику и возможности гуманизма и продуктивности как основ современного педагогического знания, опирающегося на основы и практики истории педагогики, способствующего формированию личности педагога по ФК, предопределяющего процесс и результат формирования потребности в самообразовании, самореализации, самосовершенствовании, – таким образом, одной из решаемых задач является процесс моделирования электронного учебника «Биография и педагогическое наследие … педагога».

·                   Курс «История педагогики и образования» (бакалавриат) рассматривает основы построения педагогического знания в контексте формируемых компетенций, где уделяется внимание и совокупности культурологически обусловленных единиц компетеностного ряда, данные практики реализованы в моделировании программ и учебных пособий, построении студентами электронных и прочих средств изучения курса «История педагогика и образования», самыми распространенными заданиями продуктивного характера являются знания на моделирование – рабочей тетради с конспектами первоисточников, электронного учебника «Биография и педагогическое наследие…» [20].

·                   Курс «Практическая педагогика» создает условия для осмысления и решения задач субъектно-средового характера, определяющих основы культуры и этики, права и личности как векторов и матриц реализуемых основ, специфика продуктивных заданий состоит в личностной постановке и решении данной проблемы будущим педагогом по ФК, примерами продуктивных заданий могут служить – моделирование педагогических средств, научной публикации и по определенному направлению практико ориентированного знания [18]. Данная практика широка в структуре изучения курса «Практическая педагогика» на факультете физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии (г. Новокузнецк), в прошлом учебном году 2012/2013 уч. год было 38 студентов, выразивших желание писать научную статью и выступать с ней на Международных научно-практических конференциях, проводимых в г. Новокузнецк, в результате будущими педагогами было занято два призовых места – второе и третье, все остальные студенты, выступавшие на конференциях получили сертификаты участников.

·                   Курс «Методика воспитательной работы» гибко использует основы культурологического подхода в построении и моделировании педагогического взаимодействия с обучающимися и их родителями, будущие педагоги по ФК разрабатывают педагогические средства решения субъектно-средовых противоречий в контексте определяемых направлений педагогической работы в различных школах [19].

         Совокупность педагогических дисциплин как в структуре специалитета, так и в структуре бакалавриата создают условия будущему педагогу по ФК в принятии норм и специфики образовательного и культурно-исторического пространства, фасилитирующих процесс становления личности как педагога-профессионала, включенного в условия непрерывного профессионального образования.

         Особенности уточнения понятия «культура» и разновидности определяемых культур будущими педагогами по ФК в Кузбасской государственной педагогической академии многообразна (культура самостоятельной работы, профессионально-педагогическая культура, культура самоидентификации, культура педагогического взаимодействия, информационная культура), в структуре бакалавриата выпускная квалификационная работа педагога по ФК проверяется программой «Антиплагиат», данные студенческих работ должны быть опубликованы, поэтому научный руководитель и создает условия для выступлений на конференциях, начиная с первого курса, чтобы к четвертому у будущих педагогов по ФК была сформирована потребность не только в спортивных достижениях, но и потребность в интеллектуальной работе, в научной деятельности как педагога по ФК.


Библиографический список
  1. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2009. – 121 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–457–5.
  2. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – 2-е изд. доп. и перераб. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. – 121 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–553–4.
  3. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2013. – 55 с. – ISBN 978–5–85117–739–2.
  4. Козырева, О. А. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 279 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–353–0.
  5. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2013. – 53 с. – ISBN 978–5–85117–742–2.
  6. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре :учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. – Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978-5-7148-0378-9.
  7.  Кундозерова, Л. И. Научная работа студентов : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2008. – 94 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–397–4.
  8. Кошелев, А. А. Портфолио школьника : учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. – 38 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–615–9.
  9. Колпаченко, Л. Я. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие/ Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. – 46 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–554–1.
  10. Козырева, О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие / О. А. Козырева. – Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 427 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 5–7291–0418–9.
  11. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.
  12. Кундозерова, Л. И. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 – “Физическая культура” (педагогический компонент) : учебное пособие для студентов специальности 033100 – “Физическая культура”, квалификации – “педагог по физической культуре” / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. – Новокузнецк : КузГПА, 2008. – 65 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–395–0.
  13. Кундозерова, Л. И. Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике студентам специальности 033100 – “Физическая культура” : учебное пособие / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. – Новокузнецк : КузГПА, 2008. – 50 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–393–6.
  14. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. – 359 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–270–0.
  15. Козырева, О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267 с. [+приложение на CD]. – ISBN 987–5–85117–379–0.
  16. Козырева, О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 114 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–496–4.
  17. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
  18. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2013. – 49 с. – ISBN 978–5–85117–743–9.
  19.  Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2013. – 54 с. – ISBN 978–5–85117–741–5.
  20. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2013. – 45 с. – ISBN 978–5–85117–740–8.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация