ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Шамсутдинова Татьяна Михайловна
Башкирский государственный аграрный университет
кандидат физико-математических наук, доцент

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности выпускников вузов в условиях информатизации общества. При этом анализируются понятия информационной культуры и информационной компетенции, приводятся этапы формирования профессиональной информационной компетентности студентов.

Ключевые слова: высшее образование, информационная компетентность, информационная культура, профессиональные компетенции


INFORMATION COMPETENCE AS AN ASPECT OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS

Shamsutdinova Tatiana
Bashkir State Agrarian University
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor

Abstract
This article is about the development of professional competence of students in the information society. Notions of information culture and information competence are analyzed, stages of development of professional information competence of students are described.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Шамсутдинова Т.М. Информационная компетентность как аспект информационной культуры студентов // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1299 (дата обращения: 03.01.2014).

Воспитание гармонично развитой личности – одна из основных задач системы современного высшего образования. Наряду с необходимыми профессиональными компетенциями, студенты должны овладеть и общекультурными компетенциями, показывающими, в том числе, и уровень их информационной культуры.

Надо заметить, что на данный момент нет достаточно четких, устоявшихся определений понятий «информационная культура» и «информационная компетентность». Развитие современного постиндустриального общества постоянно вносит всё новые коррективы в понимание информационной составляющей жизни человека и его взаимоотношений с окружающим миром.

Достаточно полный обзор эволюции понятия «информационная культура» приводится в работе [1, С. 43-54], где описываются основные этапы развития данного понятия с точки зрения функционирования информации в обществе. При этом из общего понимания информационной культуры личности выделяются такие самостоятельные направления как «философия информации» (А.А.Виноградов, А.И.Ракитов и др.), «информационная культурология» (труды М.Г.Вохрышевой), «компьютерная культура» (В.М.Монахов, А.П.Ершов и др.), «библиотечно-библиографическая грамотность» (например, работы Н.Б.Зиновьевой по изучению роли библиографии в структуре информационной культуры) и многое другое.

Информационная культура является важным, неотъемлемым аспектом общей культуры личности. К формированию информационной культуры при этом относится как «…гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-необходимой информации» (Н.Б.Зиновьева, [2, С. 115]), так и «…методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации» (Ю.С.Зубов, Н.А.Сляднева [3, С. 16]).

Современный компетентностно-ориентированный подход к системе высшего профессионального образования вносит свои коррективы и в понимание информационной культуры личности студента. В большинстве Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) упоминаются общекультурные компетенции, необходимые современному бакалавру-выпускнику вуза и напрямую связанные с информационной культурой.

Например, согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент, студенты-менеджеры должны овладеть следующими компетенциями:

­   «пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

­   владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

­   способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18)» и т.д.

В данном случае затрагивается такой аспект информационной культуры, как профессиональная информационная компетентность. Под информационной компетентностью специалиста будем понимать его знания, умения и навыки по сбору, хранению и обработке информации, а также все необходимые для этого индивидуально-личностные качества. При этом понятие информационной компетентности также должно учитывать готовность выпускника вуза к постоянному пополнению знаний в своей профессиональной области в условиях информатизации общества.

Как видим, понятие информационной компетентности является многокомпонентным и включает в себя целый ряд требований к профессиональной квалификации специалиста. Здесь можно выделить такие основные компоненты компетентности, как, например:

- знаниевый (знание  и понимание сути основных понятий информатики и информационных процессов в обществе, знания об основных методах и технологиях сбора, хранения, обработки и анализа информации);

- деятельностный (наличие практических умений и навыков по работе с различными видами информации, с информационными системами и технологиями, общая информационная и компьютерная грамотность);

- мотивационно-ценностный (осознание собственных потребностей в информации и необходимости их реализации);

- рефлексивный (способность к самооценке уровня своей информационной компетентности, готовность к его повышению);

- коммуникационный (охватывает умение грамотно строить устную и письменную речь, организовывать профессиональное общение с использованием сетевых компьютерных коммуникационных систем, умение общаться и работать в коллективе);

- личностный (включает личностные качества, позволяющие самореализовываться в условиях информатизации общественных процессов, например, лидерские качества, ответственность, целеустремленность и т.д.).

Как видим, формирование профессиональной информационной компетенции является сложной, комплексной задачей и включает множество разнообразных аспектов, связанных с формированием информационной культуры.

Выделим следующие основные этапы формирования профессиональной информационной компетентности студентов вузов:

- подготовительный (знакомство с предметной областью сферы будущей профессиональной деятельности, формирование мотивированности на получение информации в области выбранной специальности);

- развитие знаниевой компоненты компетенции (формирование необходимых теоретических знаний в сфере информационной компетентности);

- формирование информационно-деятельностной компоненты (вырабатывание необходимых практических навыков для работы с информационными ресурсами, приобретение личного опыта в решении задач в своей профессиональной области с использованием современных информационных технологий);

- рефлексия (осмысление и корректировка полученных ранее знаний с учетом приобретенного практического опыта по работе с информацией, адаптация  теоретических знаний к особенностям информационной среды выбранной профессии);

- научно-исследовательский этап (дальнейшее развитие информационной компетенции путем углубления имеющихся знаний и навыков,  обобщение накопленной информации, анализ и синтез профессиональных знаний);

- развитие и совершенствование профессиональной информационной культуры (формирование готовности к самостоятельной профессиональной деятельности с учетом информатизации материальных и духовных сфер жизни).

Практические аспекты формирования профессиональной компетентности бакалавров в контексте информатизации общественных процессов рассмотрены, например, в работе [4]. Для эффективного развития информационной компетентности студентов необходимо выполнение целого ряда условий, включая вопросы совершенствования материально-технического оснащения вуза, переподготовки преподавательских кадров в области e-learning, внедрения информационных технологий во все аспекты деятельности учебного заведения. Формирование информационной компетентности неразрывно связано с развитием творческого потенциала студентов, с повешением абстрактности их мышления, с формированием научно-исследовательской компетентности, с развитием личностно-волевых качеств.

В заключение отметим, что формирование информационной компетентности студентов – это не самоцель, а лишь средство гармоничного развития личности. Владение технологиями работы с информацией позволит студентам расширить свой кругозор знаний, поможет им быстрее и эффективнее адаптироваться к меняющимся профессиональным требованиям в условиях информатизации всех аспектов жизнедеятельности общества.


Библиографический список
  1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А.Стародубова, Ю.В.Уленко. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.
  2. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учебное пособие для вузов культуры и искусства /Краснодарская гос. академия культуры. – Краснодар, 1996.
  3. Зубов Ю.С., Сляднева Н.А. Человек в пространстве и времени: Информационный аспект проблемы //Информационная культура личности: Прошлое, настоящее, будущее: Тезисы докладов междунар. научной конференции. – Краснодар, 1996.
  4. Шамсутдинова Т.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования// Открытое образование. – 2013. – №6.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация