ОРГАНИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ДШИ

Хорольская Светлана Сергеевна1, Рыбина Наталья Митрофановна2
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, магистрант
2Белгородский государственный институт искусств и культуры, магистрант

Аннотация
В статье изучается педагогический потенциал эстетического воспитания в воспитательно-образовательном пространстве ДШИ.

Ключевые слова: воспитательное пространство, ДШИ, эстетическое воспитание


ORGANIZATION OF AESTHETIC EDUCATION IN THE CLASSROOM DANCE DISCIPLINES IN CHILDREN'S ART SCHOOL

Khorolsky Svetlana1, Rybina Natalia M2
1Belgorod state Institute of culture and arts, Graduate students
2Belgorod state Institute of culture and arts, Graduate students

Abstract
This article examines the pedagogical potential of aesthetic education in the educational space iobrazovatelnom children's art schools.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Хорольская С.С., Рыбина Н.М. Организация эстетического воспитания на уроках хореографических дисциплин в ДШИ // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1298 (дата обращения: 05.01.2014).

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной  чувствовать, оценивать и глубоко воспринимать прекрасное.

Понятие «эстетическое воспитание» тесно связано с термином «эстетика».  Эстетика (от греч. Aisthetikos – чувствующий, чувственный) – наука о прекрасном. Таким образом, эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувства прекрасного. Задача эстетического воспитания заключается в том, что ребенок должен не только видеть прекрасное, но и уметь им любоваться и оценивать его. Однако  он должен также  сам активно участвовать в создании  прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

Эстетическое воспитание направлено на формирование эстетической культуры личности,  которая включает:

-    эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;

-    эстетические чувства – эмоциональные переживания, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;

-    эстетические потребности – это потребности в эстетических переживаниях, гармонии, духовности;

-    эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;

-    эстетические идеалы – социально – и индивидуально- психологически обусловленные представления о современной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве. [1, с.50].

    Известный педагог – новатор  К.С.Станиславский писал: «Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, – эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука, лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается» [2, с.49].

         Повышение качества эстетического воспитания - одна из главных задач, решаемых на уроках хореографических дисциплин в учебно- воспитательном процессе хореографических отделений  ДШИ.     Воспитание творческой личности - важнейшая цель всего процесса обучения.   Состоявшаяся творческая личность – это результат и природной одаренности, и целенаправленной деятельности педагога – хореографа, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации учащихся на самовоспитание, предполагающие также собственные усилия и  постоянный упорный труд.  Слитность всех этих факторов дает шанс ребенку состояться как творческой личности [6,с. 59].

Эстетическое воспитание является основной деятельностью педагога – хореографа на уроках хореографии.  Она направлена на формирование у детей широкого  мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи могут быть реализованы через  вовлечение обучающихся в  учебно-творческий процесс, а также   художественно – исполнительскую деятельность.

Первый выделенный нами этап воспитания  - это формирование ребенка как личности и развитие в нем таких эстетических качеств,  как восприятие, чувства, потребности, вкусы, идеалы. Второй этап – это образование и обучение детей на уроках хореографии в соответствии с учебным планом. Третий этап – воспитание ребенка, посредством непосредственного участия в творческо – исполнительской деятельности. Последовательное осуществление творческо – педагогической деятельности на всех выделенных нами этапах, развивает и укрепляет у детей потребность в непосредственном  общении с искусством танца, понимание особенностей его языка, прививает  любовь  к  этому виду искусства. Для создания педагогических условий развития и воспитания обучающихся на уроках хореографических дисциплин  используются различные традиционные и инновационные методы и подходы.

         К традиционным методам, применяемымна уроках хореографии относятся методы и рекомендации по изучению истории становления и развития танцевальной культуры, танцевальной техники, построению и разучиванию танцевальных комбинаций, общее эстетическое развитие обучающихся.    

Инновации являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу – это введение нового во все компоненты педагогической системы – цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.  Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций [5, с. 492].

    Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:

- современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей;

- педагогические аспекты творческой деятельности;

- этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию;

- методы развития межличностного общения в коллективе;

- метод интеграции в процессе обучения;

- метод создания художественной среды на занятиях хореографии.

         Введение в образовательную деятельность по предмету «Народно-сценический танец»  метода проекта, дает возможность преподавателю целенаправленно и эффективно осуществлять эстетическое воспитание обучающихся, потому что  на уроках народно-сценического танца можно дать глубокие всесторонние знания по народному танцу,  расширить  кругозор детей через постижение народных традиций, дошедших к нам из глубины веков и сохранивших богатство этнического самосознания и высокую духовность. 

Проектная деятельность на уроках хореографии, является эффективной методикой, в связи с тем, что такой урок  формирует определенные личностные качества ребенка, необходимые для становления творческой личности:

- умение работать в коллективе;

- умение анализировать результаты деятельности;

- умение определять особенности различных танцевальных жанров;

- приобретение навыков импровизации  на заданную музыку;

- умение оценивать свои профессиональные достижения;

- умение быть самокритичным, принимать замечания;

- высокая личная заинтересованность.

Использование метода проектов на уроках хореографических дисциплин, является средством, которое способно обеспечить высокую эффективность в эстетическом воспитании детей, поскольку этот метод направлен на достижение интересов обучающихся, посредством их  познавательной и практической деятельности.

Занимаясь проектом, ученики  выполняют и исследовательскую работу: сравнивают, сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы. У детей формируется, например,  креативное мышление, которому трудно научить при традиционной форме обучения на уроках хореографии.

С одной стороны проект является методом обучения, а с другой - дает возможность общения в рамках определенной предметной деятельности, интеграции знаний из других образовательных предметов и из собственного жизненного и культурного опыта.

Педагогическая деятельность с использованием проектных технологий помогает достичь главной цели в работе  педагога- хореографа - этоформирование творческой личности, что решает одну из главных задач эстетического воспитания. В процесс проектной деятельности необходимо включать элементы эстетического образования, а также создавать условия, настраивающие учащихся на восприятие и создание прекрасного.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих обучающимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор,  получая опыт от практического его использования,  учатся слушать и понимать  друг друга при защите проектов,  что способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Работа над проектом - процесс творческий, который содействуетразвитию  воображения, фантазии, творческого  мышления, самостоятельности и других личностных качеств участников проекта.Обучающиеся самостоятельно или под руководством преподавателя  занимаются поиском решения какой-то проблемы, для решения которой необходимо,  владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа по методу проектов включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, распределение ролей при групповой форме работы. В процессе  работы над  проектом,  ученики обращаются к различным справочникам, используют internet, другие источники информации, советуются с родителями, компетентными лицами данной области знаний, изучают материалы, необходимые для выполнения проекта.   Результат  проекта  должен быть реальным, ощутимым.  Участниками проекта собирается папка документов (портфолио), в которых работа над проектом представлена подробно. Проекты могут оформляться как путем публичной защиты, так и в письменном виде. Оценки проекту могут давать сами разработчики, или  эксперты, окружающие люди (обучающиеся, педагоги, родители).  В курсе «Народно- сценический танец» метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.       

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения  народного танца.

Конструктивно-практические проекты, например, трансформация народных игр   в народной хореографии,  создание танца или танцевального  этюда  на основе игры,  их разбор и  семантическое описание.

Информативно-исследовательские проекты, например, «Стилистические особенностей танцев славянских народов», «Танцевальный фольклор Белгородской области».

Сценарные проекты– сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного мероприятия, например, «Неделя хореографического искусства», «День народного танца».

         Творческие проекты  создание композиционного плана, подбор музыкального материала, сочинение лексического материала для создания хореографической постановки.

Таким образом,эстетическое воспитание на уроках хореографических дисциплин в ДШИ  направлено на развитие и совершенствование способностей обучающихся, воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, отличать в искусстве гармонию от дисгармонии, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Специально созданные педагогические проекты: конструктивно-практические, информативно-исследовательские,  сценарные итворческие проектыспособствуют формированию эстетических качеств обучающихся. Это проявляется в повышении интереса к танцевальному искусству, музыке, к отдельным предметам.

На наш взгляд, реализация полноценного  эстетического  воспитания на уроках хореографии   обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, высокие эстетические качества, нравственную чистоту и большой интеллектуальный потенциал.

 


Библиографический список
  1. Краткий курс по педагогике: учеб. пособие.- М.: Окей-книга, 2013.- 128с.
  2. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
  3. Мукаржовский, Я. Исследование по эстетике и теории искусства / Я. Мукаржовский . -М., 1994.-156 с.
  4. Наумов, В.П. Основы проектной деятельности / В.П. Наумов – М., 2001. - 236 с.
  5. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г. - 492 с.
  6. Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М.: Время, 1994. – 244 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация