НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

Логачева Наталья Викторовна1, Ступин Вячеслав Сергеевич2
1Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва, методист Новокузнецкого училища (техникума) олимпийского резерва
2Кузбасская государственная педагогическая академия, студент Кузбасской государственной педагогической академии

Аннотация
В статье описывается возможность и специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, осуществляемые в реализации идей гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и гибкости, состоятельности практики и объективности оценки результатов педагогически модифицируемых процессов социализации, самореализации, самоутверждения.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, портфолио


THE SAME PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CASES BY CREATING PORTFOLIO PUPIL, WHO SELF-REALIZATIONS BY ATHLETICS-DISCIPLINES

Logacheva Natalia1, Stupin Vaycheslav2
1Novokuznetsk School (college) the Olympic reserve, Educator-instructor Novokuznetsk-college Olympic-reserve
2Kuzbass State Pedagogical Academy, Student Kuzbass State Teachers’ Training Academy

Abstract
The article is an analysis of a nuance and features forming a self-depending living activities culture by pupil, who self-realizations by athletics-disciplines, a presen-tations results analyses at portfolio scholars

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Логачева Н.В., Ступин В.С. Некоторые психолого-педагогические условия моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1297 (дата обращения: 04.01.2014).

Возможность самореализации личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, – в современном понимании – неизученная грань социальной и профессиональной педагогики как систем социального и социально-профессионального знания, обеспечивающих всесторонний анализ и постановку вопроса о необходимости ситуативной самоидентификации и продуктивного самовыражения личности в структуре деятельности и общения.

         Одним из продуктов и ресурсов самореализации и рефлексии является портфолио.

         Под портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, будем понимать презентацию, составленную обучающимся самостоятельно при минимальной помощи со стороны взрослых (тренеров и родителей), акцентирующего внимание на позитивных достижениях в области обучения, спорта, легкой атлетике, различных видах состязаний и соревнований, связанных с творческой самореализацией и самопрезентацией в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и средах, располагающих верификационным и адаптационным потенциалом модификации и реконструкции моделей деятельности и общения в структуре субъект-субъектных отношений и субъект-объектных преобразований.

         Специфика определения психолого-педагогических условий моделирования портфолио обучающегося в контексте гуманизма и продуктивности связана с соблюдением определенных положений, предопределяющих возможность самоидентификации и самовизуализации собственных достижений в различных областях жизнедеятельности в соответствии с определяемыми приоритетами и особенностями физического и социального развития личности, включенной в систему субъект-субъектных отношений и субъект-объектных преобразований, системно отображающих качество сформированности культуры самостоятельной работы личности.

         Практика формирования культуры самостоятельной работы широка – это и обучающиеся [1, 7, 8, 9, 10], и студенты[1, 2, 5], и педагоги, получающие образование в условиях профессионально-педагогического образования и системе непрерывного профессионального образования [1, 3, 4, 6, 11-17].

         Под культурой самостоятельной работой обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, будем понимать ресурс становления личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования на всех этапах ее жизнедеятельности, определяемый нами через процесс построения и модификации модели познания и преобразования объективного, сводимого нами к четырем ступеням – объективному уровню (владением всеми способами фиксации информации), индивидуальному уровню (владением всеми способами фиксации информации и моделированием), субъектному уровню (владением всеми способами фиксации информации, моделированием и реализацией продуктов моделирования в личной практике) и личностному уровню (владением всеми способами фиксации информации, моделированием, реализацией продуктов моделирования в личной практике, распространения идей личной практики на широкие круги педагогической реальности – создания авторской школы).

         В системе приоритетов и ценностей, моделей и концепций социально-педагогического знания попытаемся уточнить психолого-педагогические условия моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, как продукта и ресурса процесса и результата формирования культуры самостоятельной работы обучающегося (Ступин В. С., Логачева Н. В., 2013):

         1. Соблюдение основ здорового образа жизни (ЗОЖ) при акцентуации выбора способа, методов и средств поиска и достижения акметраекторий становления личности в структуре ведущей деятельности и общения.

         2. Соблюдение основ этики, права, культуры и интересов личности, включенной в различные воспитательно-образовательные и социокультурные отношения.

         3. Формирование потребности в самоидентификации и самореализации, самосовершенствовании и самовыражении, взаимодействии и общении, самовоспитании и саморазвитии, физической культуре и спорте.

         4. Прямое и опосредованное формирование общих и специальных компетенций спортсмена, занимающегося легкой атлетикой.

         5. Ситуативное формирование потребностей в выступлении на соревнованиях, конференциях, смотрах и пр. в системном развитии общеучебных и предметных компетенций, использовании компьютера и программных средств презентаций.

         6. Создание условий для включения личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, в систему непрерывного профессионального образования на различных этапах профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, профессионального становления, переподготовки и повышения квалификации.

         Поясним выделенные нами психолого-педагогические условия моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой.

1.       Соблюдение основ здорового образа жизни (ЗОЖ) при акцентуации выбора способа, методов и средств поиска и достижения акметраекторий становления личности в структуре ведущей деятельности и общения предопределяет способы построения субъект-субъектных (полисубъектных) отношений в контексте саморазвития и самосовершенствования личности, где приоритеты отдаются гуманистической основе построения всех социально-образова­тель­ных отношений, располагающих унифицированным механизмом фасилитации включения личности в социальные отношения и роли, в структуре которых наивысшие достижения в различных областях деятельности являются приоритетными и определяются личностью самостоятельно. В нашем случае легкая атлетика выступает как ресурс становления личности, тип личности, исходя из физического развития, может быть одним из трех выделяемых групп – аномальный, нормальный, одаренный. Причем как «королева спорта» легкая атлетика определяет различные направления и практики формирования личности в структуре выделяемых видов легкоатлетических упреждений и соревнований. Высокие достижения в данном случае – это опосредованная типом личности единица, располагающая верификационным механизмом определения качества и приоритетов ведущей деятельности, где спортсмен, занимающийся легкой атлетикой, строит свои акмеперспективы и реализует свой потенциал сформированности культуры самостоятельной работы как уровня усвоения норм самопознания и самореализации, самосовершенствования и самоидентификации.

2.       Соблюдение основ этики, права, культуры и интересов личности, включенной в различные воспитательно-образовательные и социокультурные отношения, предопределяет качество и результативность всех преобразований, связанных с личностью и мультисредой, создавшей личность, в контексте отражения результатов ведущей деятельности и общения, где приоритеты отдаются общечеловеческим ценностям и нормам современного общества в системе гуманизма и толерантности, продуктивности и креативности, гибкости и конкурентоспособности, самореализации и самовыражения, в нашем случае – легкая атлетика является катализатором всех достижений и ресурсов самоидентификации личности, отраженных в портфолио обучающегося.

3.       Формирование потребности в самоидентификации и самореализации, самосовершенствовании и самовыражении, взаимодействии и общении, самовоспитании и саморазвитии, физической культуре и спорте предопределяет качество и специфику построения, модификации, детализации, реконструкции модели ведущей деятельности и общения, самореализации и социализации личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, конструктивно располагающих все структуры формируемой и развивающейся личности к поиску оптимальных условий сотрудничества и сотворчества, формирования культуры самостоятельной работы как вектора детерминации и самоидентификации, самоопределения и самовыражения, самореализации и самосовершенствования, саморазвития и самоутверждения, способы и методы которых должны быть в русле идей гуманизма и продуктивности, состоятельности деятельности и гибкости, в полисистемном понимании смыслов и приоритетов которых личность является уникальным новообразованием социальной (социально-профессиональ­ной) среды, педагогической поддержки (педагогического сопровождения педагогически обусловленного процесса, воспитания, обучения, развития, образования, социализации, адаптации и пр.), самостоятельного поиска «Я» в формируемых и модифицируемых структурах личности (самодетерминации и самовыражения, самореализации и самосовершенствования, саморазвития и самоутверждения и пр.); портфолио является продуктом рефлексии самоидентифицирующийся, самодетерминирующейся, самореализующейся личности; легкая атлетика – видом спорта, предопределяющем качество социализации и самореализации, т.е. продуктивную социализацию и персонифицированную самореализацию личности.

4.       Прямое и опосредованное формирование общих и специальных компетенций спортсмена, занимающегося легкой атлетикой предопределяет учет потребностей, склонностей, предпочтений, индивидуальных особенностей личности спортсмена, занимающегося легкой атлетикой, в постановке и решении субъектно-средовых противоречий, предопределяющих качество тренировочного процесса и наивысшие достижения в выбранном виде спорта как направлении деятельности, располагающей атрибутами и приоритетами самореализации и самоутверждения. В нашем случае легкая атлетика формируется у субъекта образовательной среды в соответствии с типом личности (аномальный, нормальный, одаренный) систему общих и специальных компетенций, иллюстрирующих в деятельности и общении возможности личности и среды в ситуативном распределении наивысших достижений как форм соревновательной и гуманистической направленности взаимодействия и общения, деятельности и роста. В портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, отражаются направления и качество формирования общих и специальных компетенций спортсмена-легкоатлета, все достижения личности в анализе имеют прямое и опосредованное продолжение и значение в смысловом и гносеолого-герменевтическом, индивидуально-деятельностном и культурологическом, гуманистическом и полисистемном, мультисредовом и антропологическом значении.

5.       Ситуативное формирование потребностей в выступлении на соревнованиях, конференциях, смотрах и пр. в системном развитии общеучебных и предметных компетенций, использовании компьютера и программных средств презентаций предопределяет качество всех продуктов ведущей деятельности, где спорт (в нашем случае – легкая атлетика) является базой (основой) построения личности гуманной, тактической, дисциплинированной, самостоятельной, активной, гибкой, целеустремленной, ответственной, конкурентоспособной, продуктивной, целостной, определяющей приоритеты своей ведущей деятельности в области здорового образа жизни (ЗОЖ), физической культуры и спорта (ФК и С), различных направлениях культуры, искусства, науки, являющихся продолжением и дополнением выбранного вида спорта (легкой атлетики).

6.       Создание условий для включения личности обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, в систему непрерывного профессионального образования на различных этапах профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, профессионального становления, переподготовки и повышения квалификации предопределяет реализацию модели «Образование через всю жизнь», атрибуты которой у личности легкоатлета могут быть сформированы, начиная с раннего детства и заканчивая периодом андрогогически обусловленных практик в контексте решения поставленных субъектно-средовых противоречий, приоритетами данных преобразований являются благополучие, здоровье, социальная обеспеченность, социальная и профессиональная зрелость и пр. В таком случае портфолио обучающегося отражает этапы включения личности спортсмена, занимающегося легкой атлетикой, в систему непрерывного профессионального образования.

         Вся совокупность выделенных психолого-педагогические условия моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, является показательным отражением ресурсов самоидентификации и самореализации личности в структуре ведущей деятельности и общения в нашем случае – личности спортсмена, включенного в систему и условия получения непрерывного профессионального образования.

         Многовариативность оценки портфолио определяется потребностями социальной и социально-образовательных сред, располагающих уникальным ресурсом визуализации и актуализации необходимости таких педагогически обусловленных феноменов, явлений и процессов, как самоидентификация, самореализация, самосовершенствование, саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самообучение.

         Выбор приоритетов моделирования портфолио обучающегося может быть выбран или самими субъектами моделирования и педагогической поддержки, или субъектами контроля результатов деятельности, например, комиссии, оценивающей качество созданного и представленного портфолио обучающегося – в нашем случае – источник [18].

         В структуре общепедагогического и методико-методологического знания возможность моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой, в контексте детерминации особенностей самореализации личности определяется системой приоритетов социально-профессиональной среды и личности, включенной в процесс социализации и саморазвития, самосовершенствования и взаимодействия, общения и самореализации, где психолого-педагогические условия моделирования портфолио обучающего определяют базис педагогического взаимодействия, от которого зависит качество продуцируемых работ обучающихся и их востребованность в системе полисубъектных отношений, социальных и образовательных институтах, будет рассматриваться нами с позиции полисистемного подхода, выделяющего вариативные направления оценки и отображения приоритетов построения самопрезентаций, в общем случае, и портфолио, в частности, предопределяющих получение наивысших оценок и достижений у различных групп субъектов нормального распределения.

         Одним из возможных вариантов награждения обучающихся в структуре рассмотрения результативности моделирования портфолио является:

·        диплом IIIстепени – за хорошо построенный и отраженный рассказ, отображенный в последовательно выделенных слайдах, где описание своих продуктов жизнедеятельности номинируется в заслугах и достижениях в различных областях самостоятельно выделяемых видов творчества, науки, спорта, искусства и пр.

·        диплом IIстепени – точно, без каких-либо недочетов или неверифицируемых данных, аккуратно, без излишеств и без утомительных уточнений, полно, всесторонне раскрыты особенности самосовершенствования и самореализации в различных областях самостоятельно выделяемых видов творчества, науки, спорта, искусства и пр.

·        диплом Iстепени – самые яркие, безупречные портфолио обучающихся, где соблюдены все нормы визуализации и идентификации личности в контексте всех предъявляемых требований в структуре моделирования самопрезентаций, включения продуктов жизнедеятельности личности обучающегося в конкурентоспособные отношения.

         В данной совокупности критериев и показателей и осуществлялась оценка результатов сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося легкой атлетикой.


Библиографический список
  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы студентов / О. А. Ко­зы­рева // Известия Южного Федерального университета. – 2007. – №2. – С.184-192.
  3. Козырева, О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования / О. А. Козырева // Сибирский педагогический журнал. – № 6. – 2011. – С.54-73.
  4. Козырева, О. А. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования / О. А. Козырева, М. Е. Гайко, И. А.Горбунова, К. С. Седова. // Europan Soucial Science Jornal. –2012. – № 8. – С.83-90.
  5. Козырева, О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии / О. А. Козырева // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №6. – С.313-323.
  6. Козырева, О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога / О. А. Козырева // Вестник СГУ. – 2011. – №.2 (73). – С.109-117.
  7. Кошелев, А. А. Портфолио школьника : учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. – 38 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–615–9.
  8. Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося : монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012. – 113 с. – ISBN 978-5-85117-675-3.
  9. Кошелев, А. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы / А. А. Кошелев, О. А. Козырева // Europan Soucial Science Jornal. –2011. – №6. – С.210-217.
  10. Логачева, Н. В. Исследование особенностей социализации и самореализации обучающихся, занимающихся легкой атлетикой / Н. В. Логачева, О. А. Козырева // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА : ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. – За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. – № 22 (257) листопад 2012. – Частина VІ. – С.236-238.
  11. Марініч, Н. В. Вивчення основ соціальної педагогіки як модель формування гуманістичної спрямованості особистості майбутнього педагога / Н. В. Марініч, О. А. Козирєва, Е. Ю. Шварцкопф , А. І. Платоненко // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА. ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. – № 13 (272) ЛИПЕНЬ, 2013. Частина ІІ. – С.261-271.
  12. Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – №1 (3). – С. 49 – 62.
  13. Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования / С. М. Редлих, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА : ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. – За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. – № 22 (257) листопад 2012. – Частина VІ. – С. 84-91.
  14. Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 11. – С. 58 – 65.
  15. Редлих, С. М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – №1 (5). – С. 27 – 29.
  16. Редлих, С. М. Специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и студентов в контексте идей гуманно-личностной педагогики / С. М. Редлих, А. А. Кошелев, О. А. Козырева // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА. ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. – № 5 (264) березень, 2013. Частина ІІ. – С.216-229.
  17. Степанов, С. В. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности / С. В. Степанов, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – №1 (3). – С. 76 – 80.
  18. Портфолио Обучающегося // http://vk.com/portfolioxxi

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация