ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ

Кан Жанетта Ильинична
Костанайский государственный педагогический институт
старший преподаватель кафедры психологии

Аннотация
В статье описываются результаты тренинговой работы со студентами педагогического института по созданию психологического комфорта внутри учебных групп.

Ключевые слова: комфорт, основные жизненные позиции, психологические поглаживания, психологический комфорт, трансактный анализ, тренинговая работа, треугольник Карпманна., эго-состояния


EFFECT OF PSYCHOLOGICAL TRAINING TO CREATE A COMFORTABLE ENVIRONMENT IN STUDENT GROUPS

Can Zhanetta
Kostanaysky state teacher training college (Republic of Kazakhstan)
Senior teacher of chair of psychology

Abstract
In article results of training work with students of teacher training college on creation of psychological comfort in educational groups are described

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Кан Ж.И. Влияние психологического тренинга на создание комфортной среды в студенческих группах // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1295 (дата обращения: 05.01.2014).

Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. В процессе тренинга участники имеют возможность через механизмы обратной связи с группой и с ведущим диагностировать свои проблемные области, которые нуждаются в изменении. С точки зрения теории деятельности, процесс построения модели идеального поведения во внешнем плане представляет собой не что иное, как попытку переопосредствовать сложившиеся паттерны поведения участников, и, таким образом, ввести в их схемы поведения новые более успешные инструменты организации поведения [1].

Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Отечественные психологи рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания психологического комфорта для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний. Так, Е.И. Рогов считает, что «группа представляет собой собрание индивидов, которые…воспринимают группу как источник удовлетворения» [2].

К проблеме комфорта и комфортного состояния учащихся разных возрастов в средах образовательных учреждений современные исследователи приходили неоднократно. Но, в большей степени, исследования касаются дошкольного и младшего школьного возрастов (Белякова Е.Г., Воробьева  О.А., Лошакова Т.Ф., Ниязбаева Н.Н. (Бугаева Н.Н.) и др.). Наша исследовательская позиция: именно комфортное состояние студента позволяет стать  ему независимым, свободным, умеющим делать выбор и нести за него ответственность.

Н.Н. Ниязбаева (Н.Н. Бугаева) считает комфорт необходимым условием, оптимальным средством и возможностью для полноценной образовательной деятельности. Комфортное состояние автор рассматривает как состояние, характеризующееся комплексом долговременных приятных субъективных ощущений, связанных с удовольствием и удовлетворением возникающих потребностей [3, с. 6-9].

Т.Ф. Лошакова в своем диссертационном исследовании дает обоснование   комфортной  среды как   «совокупности условий, которые способствуют экологическим взаимоотношениям участников образовательного процесса, улучшению физического и психического здоровья, создают интеллектуально-эмоциональный фон, положительно воздействуют на актуализацию творческого потенциала, сопутствуют вдохновению, созидательной и профессиональной деятельности и духовным достижениям человека, предотвращают неблагоприятное воздействие на организм вредных факторов, сопровождающих жизнедеятельность»  [4, с. 12].

Следует отметить, что во многих инновационных образовательных  системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание внутри образовательного учреждения, на занятиях такой атмосферы, которая расковывает студентов и в которой они чувствуют себя «как дома». Однако психологическая комфортность необходима не только для развития студента, усвоения им знаний; доказана прямая зависимость физиологического состояния от психологического комфорта. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье студентов. Психологический комфорт – одно из условий жизненной среды, при которых человек чувствует себя спокойно.

Опрос студентов психолого-педагогического факультета Костанайского государственного педагогического института показал, что они достаточно точно идентифицируют понимание комфорта. Комфортная среда в их понимании  - это та среда, где человек чувствует себя спокойно, уверенно, легко; где светло, нет раздражителей; куда им хочется возвращаться и где им нравится находиться. Это уют, удобство (сравните со значением слова «комфорт» в словаре Даля: «Комфорт – удобство, уютство, холя, приволье, домашний покой, удобства и избыток»), хороший коллектив, приятное общение, воспитанные люди.

Нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление возможности применения техник трансактного анализа для гармонизации межличностных отношений и создания комфортного психологического климата в студенческой группе. В эксперименте участвовали студенты 3-4 курсов специальностей «Педагогика и психология» и «Психология», изучающие дисциплину «Трансактный анализ» (в течение одного семестра). В области практического применения данное психологическое направление является системой психотерапии, которая используется при лечении всех типов психологических расстройств отдельных людей, групп, супружеских пар и семей. Вне терапевтической области трансактный анализ применяется в системе образования, помогая преподавателям и учащимся плодотворно общаться и избегать ненужных конфликтов.

Была составлена программа тренинговых занятий, которая включала как теоретический материал, так и практические занятия:

1. Диагностика эго-состояний личности (Родитель, Взрослый, Ребенок).

2. Анализ трансакций.

3. Определение основных жизненных позиций.

4. Работа с драматическим треугольником Карпманна (Жертва, Преследователь, Спаситель).

 Эго-состояния диагностировались с помощью модифицированного опросника Д. Джонгвард (Родитель, Взрослый, Ребенок). Кроме того, в группе анализировались жесты, выражение лица, тон голоса, часто употребляемые слова студентов. Отмечалось, что все три структурные части присутствуют в личности любого человека, но желательно, чтобы они находились в гармоничном сочетании.

При анализе факторов Контролирующего и Воспитывающего Родителя отмечалось, какого родителя  (отца, мать) они копируют в своем поведении, какие мысли и чувства сопровождают это поведение. Анализируя факторы Адаптивного и Свободного Ребенка, студенты вспоминали ситуации детства, когда они вели себя подобным образом, определялся возраст и чувства, которые они испытывали в этом возрасте, а также причины переноса этих деструктивных способов поведения на события повседневной жизни. Анализ факторов Взрослого состоял в осознании того, что их поведение не является проигрыванием детства, отличается рациональным отношением к людям и событиям, но именно эта рациональность и «правильность» часто мешает взаимодействовать с окружающими. Кроме того, определялось процентное соотношение эго-состояний на настоящий момент, анализировалось, насколько оно мешает или, наоборот, помогает в межличностных отношениях. Предлагалось изменить привычные способы реагирования, войти в другое эго-состояние, если взаимоотношения с окружающими людьми не были комфортными и вызывали напряженность. Отмечались изменения во взаимоотношениях (в динамике).

Давалось домашнее задание: составить эгограмму по Дж. Дюссею в течение недели (до следующего занятия), при этом акцент делался на межличностных отношениях в группе, которые должны быть скорректированы. Результаты сравнивались с ранее полученными, анализировалось эмоциональное состояние.

Анализ трансакций позволил выявить негативные паттерны поведения в различных социальных ситуациях из жизни студентов. Рассматривались различные виды трансакций, анализировалось, как меняется ситуация взаимодействия при изменении цепочек трансакций. При проведении данного занятия студентами осознавалось, что неправильно построенное взаимодействие является причиной конфликтных ситуаций и дискомфорта во взаимоотношениях внутри группы. Студенты самостоятельно и при поддержке группы проигрывали свой новый стиль общения, находили новые, более щадящие, пути выхода из конфликта. В некоторых ситуациях использовался психодраматический подход.

Следующий этап состоял в определении основных жизненных позиций – фиксированных эмоциональных установок. Теоретический материал включал как личностную, так и клиническую характеристику: вредные привычки, хронические соматические заболевания, сопровождающие каждую жизненную позицию.

Составлялся индивидуальный профиль поглаживаний и были проведены упражнения «Карусель самопоглаживаний» и «Просьба о поглаживании». Надо отметить, что последнее упражнение вызвало эмоциональный всплеск, что говорит о дефиците похвалы, одобрения, моральной поддержки и безусловного принятия в жизни студентов. Кроме того, выявилось, что многие из них не получают тех поглаживаний, которые им необходимы на данный момент. Это занятие было самым эмоционально насыщенным и длительным по времени, при этом и после окончания занятий студенты не хотели расходиться.

Работа с драматическим треугольником Карпманна (Преследователь, Жертва, Спаситель) показала, что большинство студентов неправильно оценивают себя и соответственно неправильно интерпретируют и анализируют отношение к ним окружающих. Например, проведенный анализ ролей студентки К., находящейся на стадии разрыва отношений с любимым человеком, показал, что она считает себя Жертвой, хотя на самом деле находилась по отношению к молодому человеку в роли Преследователя (это явилось для нее открытием с последующим инсайтом).

В процессе практических занятий студентами были проиграны другие, более эффективные паттерны поведения. Для закрепления результатов были проведены упражнения «Подарок», «Письмо врагу», «Я человек, который…» и т.д., а также медитативные техники. После каждого проведенного упражнения проводился шерринг.

Наблюдалась положительная динамика во взаимоотношениях внутри групп: студенты стали более открыто и свободно выражать свои чувства по отношению к тем или иным событиям своей жизни, с большим уважением и эмпатией выслушивали других. Повторная диагностика выявила изменения эго-состояний у большинства студентов.

К сожалению, рамки семестра не позволили провести упражнения на осознание своих психологических игр, разрушение неконструктивных психологических игр (антитезисы), диагностику сценария жизни (предполагалось применение метода сказкотерапии) и изменение сценарного процесса. Тем не менее, учитывая позитивный опыт проведения тренинга, можно говорить о достаточной эффективности этих занятий и предложить разработанную программу для коррекции межличностных взаимоотношений в студенческих группах.

 


Библиографический список
  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 1999. – 176 с.
  2. Рогов Е.И. Психология группы. – М.: Владос, 2005. – 430 с.
  3. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. – 2004. – № 1. – С. 6-9.
  4. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении: монография. – Екатеринбург, 2001, – 269 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация