УСТНАЯ ИСТОРИЯ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ

Камаева Айгуль Флюровна
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева
студент

Аннотация
Устная история - один из исследовательских методов в науке, позволяющий узнать так называемую малую историю микро сообществ, создаваемую «снизу», не вписывающуюся в общегосударственную со своими характерными особенностями и представляющую повседневную жизнь простых людей. Ведь источники, создаваемые разного рода чиновниками, пишутся с позиции государства. Устная история дает возможность изучать советскую общность изнутри, через ощущения и представления отдельного человека. Таковой в форме дневниковых записей стала история моего дедушки Камаева Шамиля Фаттаховича. Документы передают правдивую картину жизни простого человека, позволяют узнать, как жило старшее поколение, о чем думало, чему радовалось, чем занималось. С одной стороны, записи фиксируют этапы жизненного пути деда, с другой отражают события страны глазами деревенского жителя советского государства с миллионным населением. Я поняла, что в советский период именно человек труда был главной ценностью. Дед действительно верил в светлое будущее, считал, что благо страны - есть высшая цель. По его мнению, государство поддерживало развитие сельского хозяйства через механизацию производства, улучшение жизни селян, всегда с гордостью рассказывал, что он, рядовой сельский труженик, удостоился чести побывать за границей. «Труд – источник счастья», «Родина, как родители, только одна»- главные принципы его жизни, которые невозможно подвергнуть сомнению. Пока будут храниться эти кусочки памяти, и предаваться из уст в уста, будет продолжаться невидимый ход истории, плоть и кровь которой составляет жизнь отдельного человека как невидимого ее творца.

Ключевые слова: государство, дневник, документ, жизнь, медаль, советский период, устная история


ORAL HISTORY AS A SOURCE OF STUDY OF SOVIET HISTORY

Kamaeva Aigul
Kazan State Technical University named after A. Tupolev
Student

Abstract
Oral history - one of the research methods in science that allows learning the history of the so-called small micro communities, created "from below", does not fit into the overall with their characteristic features and represents the daily lives of ordinary people. After all sources generated all sorts of officials, are written from the perspective of the state. Oral history gives you the opportunity to study Soviet commonality within, through sensations and ideas of the individual. It forms of diary entries is the story of my grandfather Kamaeva Shamil Fattahovicha. Documents convey a true picture of the life of the common man; let you know how the older generation lived, what to think what to enjoy what you are doing. On the one hand, writing fixed stages of life of his grandfather, on the other hand reflect the events of the country through the eyes of a villager of the Soviet state with a million people. I realized that in the Soviet period it was the working man was the main value. Santa really believed in a bright future, believed that the benefit of the country - is the highest goal. According to him, the state supported the development of agriculture through the mechanization of production, improving the lives of the villagers, always told with pride that he, an ordinary rural worker, had the honor to go abroad. "Labour - a source of happiness," «Homeland, as parents, only one» - the main principles of his life , which cannot be questioned . While these pieces memory will be stored and indulge in word of mouth will continue invisible course of history, the flesh and blood which is the life of an individual as its creator invisible.

Рубрика: Секция 5. Теория и история искусств

Библиографическая ссылка на статью:
Камаева А.Ф. Устная история как источник изучения советской истории // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1294 (дата обращения: 03.01.2014).

    Устная история – один из исследовательских методов в науке, позволяющий узнать так называемую малую историю микро сообществ, создаваемую «снизу», не вписывающуюся в общегосударственную  со своими характерными особенностями и представляющую повседневную жизнь простых людей. Ведь источники, создаваемые разного рода чиновниками, пишутся с позиции государства. О действиях его  структур мы знаем больше, чем о спонтанной координации усилий миллионов безвестных индивидов, чья жизнь (быт, мотивация, менталитет, интересы), как высшая ценность для них, может определять векторы движения социальной системы. Именно человек массы, затерянный в толпе себе подобных, а не Хозяин и Агент собственной истории, является динамичным фактором исторического процесса. В этом отношении история советского общества представляет собой уникальный объект исследования, написанный на основе официальных источников, в которой всегда было место подвигу человека, но мир его чувствований оставался в тени. Устная история дает возможность изучать советскую общность изнутри, через ощущения и представления отдельного человека. Таковой в форме дневниковых записей стала история моего дедушки Камаева Шамиля Фаттаховича. Документы передают правдивую картину жизни простого человека, позволяют узнать, как жило старшее поколение, о чем думало, чему радовалось, чем занималось. С одной стороны, записи фиксируют этапы жизненного пути деда, с другой отражают события страны глазами деревенского жителя советского государства с миллионным населением. 

   Камаев Шамиль родился  6 января 1930 года в многодетной семье. Из восьми детей по причине голода в годы коллективиации выжили только четверо. Когда дед закончил четыре класса начальной школы, началась Великая Отечественная война, весь период которой он трудился в колхозе наровне со взрослыми, выполняя трудовые нормы. В 16 лет был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945гг.»[1]. С 1950 года он был призван на военную службу на Дальний Восток, где освоил специальность механика – моториста авиамоторов на военном аэродроме. «Изучаем военную технику, историю нашей Родины… впервые надел кирзовые сапоги»[2],- записал дед в своем дневнике 12 сентября 1950 года. Он часто вспоминал этот эпизод, так как все детство бегал босиком и только зимой – в лаптях. Интерес и любовь к своей профессии механизатора – хлебороба Камаев Шамиль пронес через всю свою жизнь. Его беспокоили коммунистические перегибы, переживал за колхозную жизнь деревни, мечтал об облегчении труда односельчан. К примеру, он первый в районе создал навесное устройство на тракторе для очистки животноводческого комплекса. Данное рациональное предложение, заменяло ручной труд. Но председатель колхоза был против такого нововведения, так как  возникали трудности, даже инженер не верил в её реализацию. Но дед был тверд в своем желании и воплотил идею в жизнь. Председатель вынужден был поддержать местного «Кулибина». Он был прекрасным рассказчиком  историй о жизни, о бытовых изменениях при разных руководителях СССР. По его мнению, Сталинские времена были не легкими. Люди в колхозе облагались налогами, например десятую курицу, второго ягненка из хозяйства приходилось сдавать государству. При Хрущеве в родном колхозе начали  осваивать возделывание кукурузы, подсолнечника, и дед одним из первых взялся за это ответственное дело, получил грамоту за высокие успехи  по их  выращиванию.[1] В 1962 году назначили бригадиром колхоза «Октябрь» Миякинского района Республики Башкортостан. При Брежневе начали возведение сельского клуба в деревне. После уборочной страды вместо строительного крана на своем тракторе-стогомете, он помогал рабочей бригаде, построили один из лучших клубов в районе. В 1968 году ему доверили современную технику того времени «Беларусь-МТЗ-50». Дедушка стал трактористом 1 класса. В 1973 году за трудовые заслуги, за стабильные высокие результаты в выполнении и перевыполнении плановых заданий и принятых социалистических обязательств был награжден орденом «Трудового Красного знамени»[1], поездкой в Москву на ВДНХ и туристической путевкой в Болгарию, что в то время было большим событием. «23 октября 1973 года,  прошли инструктаж о поведении за рубежом!», «…необходимо нести честь и достоинство гражданина СССР…»[2],- записано  в дневнике. Горбачевское руководство он критиковал за нечеткость сельскохозяйственной политики. Запись из дневника: «Почему в последние годы в колхозе выращиваются низкие урожаи». Во время путча 1991 года, дед и сельчане ждали стабильности, но она не наступила.

    Несмотря на произошедший коренной излом в стране и на неоднозначную оценку советской истории, для меня она продолжает быть историей моего дедушки, который внес свой достойный вклад в процветание родной деревни, а значит страны. Мне не довелось его увидеть, в 1992 году трагически оборвалась жизнь Камаева Шамиля. Но дневники и фотографии сохранили память той эпохи и дали  информацию о фрагментах жизни человека незначительного с точки зрения Мировой истории, но для меня главным историческим героем. Шамиль Фаттахович кавалер медалей «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «Победитель социалистического соревнования 1975года», «К 100–летнему юбилею Ленина», значок победителя 1973года.[1]. Прожив трудную жизнь, сумел не сломаться, стал абсолютно достойным человеком и личностью. Я поняла, что в советский период именно человек труда был главной ценностью. Дед действительно верил в светлое будущее, считал, что благо страны – есть высшая цель. По его мнению, государство поддерживало развитие сельского хозяйства через механизацию производства, улучшение жизни селян, всегда с гордостью рассказывал, что он, рядовой сельский труженик, удостоился чести побывать за границей. «Труд – источник счастья», «Родина, как родители, только одна»- главные принципы его жизни, которые невозможно подвергнуть сомнению. Пока будут храниться эти кусочки памяти и предаваться из уст в уста, будет продолжаться невидимый ход истории, плоть и кровь которой составляет жизнь отдельного человека как невидимого ее творца.

 


Библиографический список
  1. Дневник Камаева Ш.Ф./ Архив автора.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация