СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Калинкина Елена Владимировна
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
старший преподаватель кафедры физического воспитания, аспирант кафедры связей с общественностью

Аннотация
В статье раскрываются педагогические возможности студенческого спортивного коллектива в решении задач формирования коммуникативной культуры и социальной компетентности молодых людей. Выделены личностные качества, значимые для компетентного коммуникатора, развитие которых обусловливает игра в спортивной команде. Делается вывод о целесообразности создания единого подхода к обучению студентов командной спортивной игре в системе физического воспитания в вузе.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, коммуникативный лидер, студенческий спортивный коллектив


MEANS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF STUDENT'S YOUTH

Kalinkina Elena Vladimirovna
Volga region state university of telecommunications and informatics
Senior teacher of chair of physical training, graduate student of chair of public relations

Abstract
In article pedagogical opportunities of student's sports collective in the solution of problems of formation of communicative culture and social competence of young people reveal. Personal qualities, significant for the competent communicator which development is caused by game in a team are marked out. The conclusion about expediency of creation of uniform approach to training of students in team sports game in system of physical training in higher education institution is drawn.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Калинкина Е.В. Средства формирования коммуникативной культуры студенческой молодежи // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1293 (дата обращения: 05.01.2014).

Коммуникация является неотъемлемой частью жизни человека. Успешное межличностное взаимодействие основано на достижении взаимопонимания. Сложность состоит в том, что достичь взаимопонимания должны люди, выросшие в разных социальных условиях, в различной культурной среде, и потому, заведомо отличающиеся друг от друга системой взглядов, убеждений, верований и пр. Задача коммуникации – организовать общение в режиме диалога с целью интеграции «картины мира» участников общения. Для этого необходимо уметь быстро и точно ориентироваться в собеседнике и в ситуации, проявлять эмпатию и реализовывать децентрацию. Вместе с этим многие специалисты отмечают, что коммуникативный менталитет россиян в текущее время отличается нигилистическим отношением к национально-культурным ценностям, пренебрежением к нормам языка и речевого общения. Причины этой ситуации можно найти как в наследии прошлого, так и в реалиях настоящего времени.  

Социально-психологическое сознание россиян до сих пор сохраняет разрушительные устремления социалистического режима ко всему «иному», «чуждому». До сих пор в общественном сознании существуют этнические «ярлыки», являющиеся программирующим императивом для совершения вероломных действий скинхедами. Между тем основой этнокультурного взаимодействия являются нравственные регуляторы и коммуникативные умения и навыки.  

В межличностном общении особую значимость имеют настроенность партнеров на конструктивное общение, умение грамотно взаимодействовать. Вместе с тем современная молодежь предпочитает интернет-общение, не требующее соблюдения ни речевых, ни статусно-ролевых норм общения.

Коммуникативная культура необходима всем и каждому для успешного вхождения в социум. Еще Наполеон подчеркивал зависимость карьеры от уровня сформированности коммуникативных навыков и умений. В наше время значимость коммуникативной грамотности возрастает. Коммуникативный лидер – воплощение концепции социального успеха.  

Задача современного вуза – готовить грамотного профессионала. Отметим, вслед за С.К. Бондыревой, что «вуз не только специальное учреждение, предназначенное для обучения. Он прежде всего порождение и составная часть культуры общества» [1, с. 290]. Вуз выступает особым культурным пространством, обладающим потенциальными возможностями трансляции научных знаний и формирования коммуникативной культуры межличностных отношений.

Культура отношений, взаимодействия, поведения формируется посредством включения студентов в психолого-педагогическую среду вуза. В качестве одной из коммуникативных моделей поведения в вузе, наряду с ученическим и педагогическим коллективами, можно рассматривать студенческую спортивную команду. В спортивной команде как контактной группе можно наблюдать статусные, ролевые, личные отношения между ее членами. С этой точки зрения студенческий спортивный коллектив является психолого-педагогическим средством развития межличностных отношений в условиях непосредственного общения, а также формирования коммуникативной компетентности студентов. Рассмотрим этот аспект подробнее с позиций системной методологии.

В работах И.В. Блауберга [2], Э.Г. Юдина [3], В.Н. Садовского [4] отмечается, что специфика сложного объекта (в нашем случае коллектива) определяется, во-первых, особенностями составляющих его элементов, а во-вторых, характером связей и отношений между этими элементами. Поэтому акцент в системном исследовании делается на выявлении многообразия связей и отношений внутри исследуемого объекта и его поведения во внешней среде.

Опираясь на принципы системного подхода, проанализируем спортивную команду как систему и целостное явление, рассмотрим процессы, связывающие ее членов друг с другом и с окружающим внешним миром.

Структура коллектива состоит из подсистем, как правило – студенческой и тренерской. Подсистемы разделены внутренними границами определенной жесткости. Коллектив как система характеризуется степенью открытости внешних границ для контактов с внешним миром. На актуальном уровне спортивный коллектив характеризуют:

1) статусы и роли каждого из его членов, определяющие устойчивые функции в работе системы;

2) устойчивые паттерны взаимодействия между членами, коммуникативные стереотипы: ссоры, обиды, конфликты и др.;

3) функциональное (ясное, понятное) или дисфункциональное (по типу двойной связи) циркулирование информации;

4) стилевые особенности эмоциональной коммуникации, которые определяются соотношением положительных и отрицательных эмоций, критики и одобрения в адрес друг друга, степенью открытости выражения чувств в системе;

5) особенности речевой коммуникации – процессы совместного обсуждения и осмысления того, что происходит между членами коллектива.

Возможность открытого обсуждения происходящих внутри и вокруг спортивной команды проблем способствует развитию у ее членов умения анализировать свои и чужие поступки, повышению доверия к членам команды, самоуважения и уважения других людей. Спортивный коллектив – это источник приобретения социального опыта, благоприятная среда для формирования коммуникативной компетентности, при условии ясности и недвусмысленности, присутствующих в общении спортсменов паттернов поведения. Студенты, которые получили опыт решения проблем общения в контактной группе, смогут успешно адаптироваться в новом коллективе. 

Опираясь на работу Л.Я. Коломин­ского [5], можно заключить, что сплочение студенческого спортивного коллектива как малой группы – это процесс формирования между его членами такого типа отношений, которые позволяют достигать единомыслия и единодействия ее членов, наилучших результатов совместной спортивной деятельности, избегать межличностных конфликтов и конфронтации.

Навыки социального, в частности коммуникативного, поведения, как и любые другие, требуют обучения. Тренер команды – это ее коммуникативный лидер, который наиболее активно воспринимает микросоциальные процессы на уровне межличностных отношений в коллективе и углубляет их эффекты на индивидуально-личностном уровне. Анализируя коммуникативные события в группе, тренер-преподаватель формирует у спортсменов-студентов личностные качества, значимые для компетентного коммуникатора: коммуникабельность, аутентичность, риторичность, ассертивность, эмпатийность, толерантность, рефлективность. Рассмотрим особенности психолого-педагогической среды спортивного коллектива как условия формирования вышеперечисленных личностных качеств и, в целом, коммуникативной культуры студентов.

Коммуникабельность личности И.В. Кабрин [6] определяет как центральную тенденцию поведения личности в коммуникативном пространстве. Характерные для данной личности формы общения репрезентируют собой уровни ее общения, в которых реализуются и развиваются ее коммуникативные качества. Импульсивное эмоциональное общение спортсменов происходит в ситуациях непосредственного контакта. Здесь проявляются качества сенсомоторной психики и свойства темперамента. В поле дискуссии между членами спортивной команды на тренировках реализуется проблемно-ролевое общение. Здесь проявляются и развиваются интеллектуальные качества и воспитанность личности. Отношения симпатии, приятельства, дружбы возникают на основе общих ценностных ориентаций и эмоциональных переживаний. В человеческих отношениях проявляется и формируется социальная зрелость личности.

Термин «аутентичность» используется для обозначения принципа соответствия личности самой себе. Университетское образование – это светское образование, которое транслирует социокультурные традиции – обобщенные формы социально одобряемого поведения, а каждый человек весьма оригинален и общественно-исторический опыт преломляет через призму субъективного социального опыта, что и приводит к формированию уникальной, самобытной личности, о которой говорилось в начале статьи. Внутри команды могут возникать острые внутригрупповые конфликты, причины которых связаны: во-первых, со спецификой коммуникативной роли тренера – он является одновременно и наставником, и судьей; во-вторых, у каждого спортсмена формируется индивидуалистическая установка на достижение успеха. Поэтому взаимоотношения внутри команды являются для каждого ее члена важным средством испытания собственных коммуникативных позиций, отработки навыков общения с другими людьми – старшими, младшими и сверстниками.

Личностная незаурядность, обширный коммуникативный потенциал находят свое выражение в речевом воздействии. В условиях командной игры необходимо уметь взаимодействовать с другими психологически корректно, достигая нужного эффекта. Тренер как коммуникативный лидер, исходя из уровня знаний и возможностей спортсменов, учит их целеустремленно взаимодействовать с товарищем по команде.    

Основой партнерских отношений является ассертивность – способность человека к саморегуляции своего поведения в ситуациях отстаивания своих прав и позиций. Известно, что достижение цели в спорте связано с борьбой за результат. Спортивная борьба всегда эмоциональна. В условиях командной игры каждый спортсмен имеет право выразить свое недовольство поведением товарища. Сделать это, не попирая его прав, помогает знание техник выражения конструктивной критики. Уверенное владение коммуникативными стратегиями способствует сохранению партнерских отношений внутри команды. Повышение уровня взаимодействия снижает враждебные намерения спортсменов по отношению друг к другу и к тренеру. Готовность и умение человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны, проявляется как социорефлексия. Рефлексивная позиции командного игрока требует непрерывного наблюдения и анализа действий, поступков всех членов команды и своих собственных. Такая позиция является источником саморазвития личности и позволяет спортсмену понимать субъективный мир другого человека, мыслить с позиции партнера, разрешать различные затруднения в совместной деятельности. Осознание значимости конструктивных моделей поведения составляет толерантный компонент коммуникационного пространства внутри спортивного коллектива.

Толерантность – интолерантность определяет остроту межличностных конфликтов в контактной группе. Наряду с этим толерантность как особая самостоятельная культурная ценность оказывается параметром анализа разного рода социальных конфликтов в обществе (войн, геноцидов, погромов). Сегодня уровень ксенофобии в нашем обществе достаточно высокий, что приводит к усилению интолерантных ориентиров [7], прежде всего, у молодых людей как более подверженных информационному влиянию СМИ.

Высшее образование, ориентированное на формирование системы социокультурных ценностных ориентиров у молодежи, должно максимально использовать все доступные для достижения этой цели педагогические средства. Студенческий спортивный коллектив является эффективным средством развития коммуникативной культуры как компонента социальной компетентности и личностной зрелости молодого человека. В связи с этим необходимо выработать единый подход к обучению студентов командной спортивной игре в системе физического воспитания в вузе, а также создавать условия для возникновения спортивных коллективов на базе учреждений высшего профессионального образования.


Библиографический список
  1. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М., 352 с.
  2. Блауберг И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969. 48 с.
  3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. 270 с.
  4. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-семан­тиче­ский анализ. М., 1974. 279 с.
  5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие. Минск, 2000. 432 с.
  6. Кабрин И.В. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М., 2005. 248 с.
  7. Жесткова Н.А, Крмоян Г.Г. Направленное информационное воздействие как фактор формирования этнической толерантности студенческой молодежи // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск, 2013. – С. 95-101.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация