ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Казанцева Валькирия Григорьевна
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Почётный работник среднего профессионального образования РФ, преподаватель кафедры общего фортепиано факультета музыкального творчества

Аннотация
В статье рассмотрена эстрадно-джазовая музыка в контексте музыкального образования. Раскрыты основные компоненты джаза. Рассказано о развитии навыков исполнения эстрадно-джазовой музыки, обучении технике джазовой игры студентов колледжа культуры и искусств. Представлены авторские учебно-методические пособия в помощь пианисту эстрадно-джазовой специализации.

Ключевые слова: джаз, джазовая импровизация, исполнение эстрадно-джазовой музыки, обучение технике джазовой игры, учебно-методический материал по обучению игре эстрадно-джазовой музыки, фортепианная джазовая техника, элементы джаза, эстрадно-джазовая музыка


POP-JAZZ MUSIC IN THE CONTEXT OF MUSIC EDUCATION

Kazanceva Valkiriya
Belgorod state institute of arts and culture
Honoured worker of the SPO Russian Federation, Teacher of department of general fortepiano of faculty of musical creation

Abstract
The article describes the pop-jazz music in the context of music education. Covers the main components of jazz. Talked about the development of performance skills pop-jazz music, learning the art of jazz playing college students of culture and arts. Presented copyrights educational tools to help pop-jazz pianist specialization.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Казанцева В.Г. Эстрадно-джазовая музыка в контексте музыкального образования // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1286 (дата обращения: 04.01.2014).

Джаз – не просто однообразно модулированный сигнал, а настоящие гимны думающих музыкантов.

Сергей Беличенко

Эстрада является одним из любимых жанров молодёжи и, учитывая это предпочтение студенческой аудитории современной музыке, можно успешно развить этот интерес в самых разных условиях, в том числе и в условиях подготовки студентов к их профессиональной деятельности. Работа в этом направлении предусматривает определённую музыкальную подготовку, так как требует выполнения сложных ритмических приёмов, гармонического слуха, освоения ряда специфических исполнительских приёмов джазовой культуры. Популярная эстрадно-джазовая музыка, представляющая одну из граней массовой музыкальной культуры, является важным дополнением к сложившейся системе классического музыкального образования, и призвана стать важной частью общей культуры студента.

История джаза по-своему уникальна. В сущности, ей нет аналогов. Ни один вид искусства не знал такого стремительного развития, таких крутых поворотов, смен стилей и направлений за короткое, всего несколько десятилетий, историческое время. Истоки джаза глубоки, многообразны, но в законченном своём виде, как явление сложившееся, джаз целиком «приписан» к XX веку, он – его дитя и ровесник, его ярчайшая музыкальная эмблема. Не случайно звуки джаза, наряду с другими символами современной цивилизации, были заложены в закодированное Послание Человечества, отправленное на космическом корабле в бесконечное плавание по Вселенной (1, с. 3).

Стернс писал: «…где бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. Но в самом первом приближении мы можем определить джаз как полуимпровизационную музыку, возникшую в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций – западноевропейской и западноафриканской, т.е. фактического слияния белой и чёрной культуры» (2, с. 8).

В педагогической модели современной музыкальной культуры джаз исполняет роль промежуточного звена между эстрадной и академической музыкой и рассматривается в качестве серьёзного искусства по отношению к популярной музыке. Имея свои специфические особенности, эстрадно-джазовая музыка дополняет традиционный материал, основанный на классике, давшей человечеству художественные ценности непреходящего значения.

Развитие навыков исполнения эстрадно-джазовой музыки требует значительного внимания. Джазовую технику игры на фортепиано необходимо изучать так же, как и классическую, в которой существуют специальные музыкальные упражнения, построенные на последовательном развитии всех видов традиционной фортепианной техники, начиная с упражнений и этюдов Гнесиной, Шитте, Черни и др.

Как и в любом другом жанре музыкального искусства, важным компонентом в джазе является мелодия, которую характеризует, прежде всего, манера атаки звука, артикуляция и акцентирование. Ритм занимает центральное место среди элементов джаза, а ощущение джаза достигается присутствием свинга – полной и вдохновенной свободы ритмической интерпретации. Обучение технике игры джазовой музыки идёт последовательно на основе специально скомпонованного музыкального нотного материала. Внимание студентов акцентируется на интерпретации восьми нот триолями, что и будет являться основой для воспитания чувства свинга. Редкий музыкант склонен к джазовой импровизации, так как для этого необходимы исполнительские природные данные и композиторское чутьё. Импровизация (англ. Improvisation) – вид музыкального творчества, при котором создаётся спонтанно, непосредственно в процессе исполнения. Импровизацию определяют обычно как искусство мыслить и исполнять музыку одновременно (3, с. 58-59). Вследствие этого задача педагога заключается не в том, чтобы научить студента играть джаз, в котором 90 % составляет импровизация, а научить исполнять музыку джазовых композиторов.

Обращение к эстрадно-джазовому искусству в фортепианном обучении способно оживить учебный процесс, пробудить у студентов творческий интерес и активность в дальнейшей самостоятельной работе. Многие музыканты и преподаватели, работающие в этом жанре, испытывают трудности из-за отсутствия отечественных учебных и учебно-методических материалов по обучению игре эстрадно-джазовой музыки. Опираясь на материалы публикаций известных зарубежных музыкантов-педагогов, используя свой личный опыт работы в этом ключе, мне представилась возможность в 2000 г. стать составителем учебно-методического пособия «В помощь пианисту: эстрадно-джазовая специализация» в двух частях. Оно окажет практическую помощь в овладении специфическими способностями исполнения эстрадно-джазовой музыки на фортепиано.

Первая часть пособия содержит разделы: избранные произведения Ш. Ганона, ритмы джаза в игре на фортепиано, контрольные работы, джазовые ансамбли и пьесы, усложнённые комбинации ритмов, словарь-минимум (итальянские названия звуков и тональностей). Во второй части представлены: обозначения аккордов в джазе, упражнения для разыгрывания перед занятиями и выступлениями, пьесы и этюды (О. Питерсон, М. Дворжак, W. Donaldson, Г. Уоррен), творческие портреты джазовых пианистов (С. Джоплин, П. Джонсон, Мортон, Т. Уоллер, Д. Эллингтон, Д. Брубек, И.М. Бриль, Т. Монк, Л. Чижик, Б. Эванс, О.Э. Питерсон, Дж. Ширинг, Ч. Кориа), задания для самостоятельной работы студентов, словарь-минимум.

Небольшие по объёму пьесы, представленные в пособии, имеют характерные мелодии, ритмы, гармонии и отличаются яркой, легко запоминающейся мелодией, удобной фортепианной фактурой, что позволяет освоить её играющему студенту колледжа. Музыкальные миниатюры знакомят студентов с популярными эстрадно-джазовыми мелодиями, основными стилями и присущими джазовой музыке особенностями. Пособие адресовано преподавателям и студентам, изучающим курс фортепиано в колледже культуры и искусств, а также для учеников ДМЭЦ. Оно поможет молодым музыкантам обогатить свой фортепианный репертуар и расширить культурно-эстетический кругозор.

В 2009 году вышли в свет учебно-методические материалы «Музыкально-теоретические и исполнительские аспекты работы над циклом П.И. Чайковского «Детский альбом», составителями которых стали Н.В. Васильева, О.А. Титова. В сборник вошли переложения и аранжировки преподавателей и студентов музыкальных дисциплин нашего вуза.

Продолжением творческой деятельности явилось создание учебно-методического пособия ««Classicandjazz». Аранжировки и переложения произведений П.И. Чайковского» в двух частях, авторский коллектив которого включил преподавателя кафедры эстрадного оркестра и ансамбля А.В. Огородову и кафедры общего фортепиано В.Г. Казанцеву, Н.В. Васильеву. Издание этих материалов было приурочено к VI Всероссийскому фестивалю-конкурсу музыкально-просветительских программ в РАН им. Гнесиных в Москве. Пособие посвящено проблемам фортепианного исполнительства и является уникальным сборником, включающим богатейшую палитру аранжировок и переложений классических и эстрадных произведений. Жюри конкурса с благодарностью приняли в дар совместный труд музыкантов БГИИК, представляющий на страницах сборника исполнительскую программу конкурса.

В декабре 2012 г. по приглашению администрации детских музыкальных школ украинского города Кременчуг преподаватели и студенты Белгородского государственного института искусств и культуры выступали с просветительской музыкальной программой «Классика и джаз», включающей мастер-класс «Классика и джаз». Доминантой программы был прекрасный материал классического репертуара детских музыкальных школ в переложении А.В. Огородовой, кандидата философских наук, доцента кафедры эстрадного оркестра и ансамбля БГИИК, Почётного работника СПО РФ.

Обращение к теме эстрадно-джазовой музыки, джазовой стилистике обусловлено её характерным влиянием на музыкальную культуру России. Следствием этого является внимание исследователей к элементам джаза в динамике исторического развития, его сущности, основных компонентов этого вида искусства. Анализ влияния этих структурных единиц на формирование целого пласта отечественной музыки приводит к выводу о том, что джаз конца XX – начала XXI века эволюционировал в академический жанр и занял достойное место в культуре России. Наряду с академической музыкой в России развивается и другая составляющая музыки – музыкальное искусство эстрады, имеющая большой спектр течений и стилей, уходящих своими корнями в джаз. Становление отечественного профессионального образования в этой области знания занимает позиции актуальной потребности современности. Ведь именно сегодня и джаз, и поп-музыка, и современная академическая музыка способствуют формированию нового искусства в рамках планетарного мышления.


Библиографический список
  1. Коллиер, Дж.Л. Дюк Эллингтон / пер. с англ. М. Рудковской, А. Доброславского; предисл. А.В. Медведева. – Москва: Радуга, 1991. – 351 с.
  2. Верменич, Ю.Т. Джаз [Текст]: История. Стили. Мастера: [популярная джазовая энциклопедия] / Ю.Т. Верменич. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2009. – 608 с.: ил. – (Мир культуры, истории и философии).
  3. Королёв, О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки [Текст]: термины и понятия / О.К. Королёв. – Москва: Музыка, 2006. – 168 с. – Библиогр.: С. 166-167.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация