В процессе исторического развития в социуме объективно возникают
регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определённая целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Социальные ценности являются принципиальными ориентирами общественного развития, осуществляя регуляцию поведения людей и социальных групп (свобода, равенство, справедливость). Социальные нормы представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой и, определяют исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения, деятельности людей, социальных общностей, социальных организацией. Усвоение социальных норм – основа социализации личности. Вместе с тем в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как некомфортное или ненормативное. В случае если это поведение имеет негативный, деструктивный характер – это ведёт к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся или девиантным. Под девиантным поведением принято понимать поведение индивидов и социальных групп, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и ожиданиям [1, c. 112]. Девиантное поведение опосредуется многими факторами. Основные обусловливающие причины и взаимодействие социальных, личностных, общественных и биологических факторов носят индивидуальный характер.
Социальные факторы играют существенную роль в формировании девиантного поведения. Сюда прежде всего можно отнести: неблагоприятные условия социализации. Под этим понимается недостаточное внимание к ребёнку со стороны близких, смена референтных лиц в детстве и подростковом возрасте (развод родителей, повторное вступление в брак, помещение ребёнка в детский дом), трудные условия в семье (насилие, алкоголизм и наркомания родителей, судимость родителей или старших братьев и сестёр, а также сотоварищей по детскому дому) [2, c. 56].
Положительное подкрепление неадекватного поведения в группе сверстников. Дети и подростки с неблагоприятными условиями социализации обычно больше предоставлены сами себе и скорее оказываются под влиянием групп ровесников, отличающихся негативным поведением. В таких группировках (например, праворадикального толка) создаётся определённая среда для положительного подкрепления преступного поведения. Принадлежность к таким маргинальным группам обычно проявляется рядом отличительных признаков (стиль одежды, музыка, частое употребление алкогольных напитков и наркологических веществ). Поведение зависит от принадлежности к той или иной молодёжной группировке. Статус члена такой группировки тем выше, чем более активно он участвует в антиобщественных деяниях (например, степень воровства в магазинах, количество краж со взломом автомобилей) [3, c. 43].
Экономические факторы. Большинство девиантных подростков являются выходцами из социальных низов или маргинальных слоёв общества. Стартовые условия в детстве у них хуже, чем у представителей более зажиточных слоёв. Финансовое положение референтных лиц или «референтной» системы, обстановка гетто в «социальных» жилых кварталах обуславливает бедность эмоциональных впечатлений, которые можно получить легальным путём (узость пространства для конструктивных занятий в свободное время), возможности для приключений на почве нарушения закона и порядка, напротив, весьма разнообразны [4, c. 78]. Личностный потенциал индивида не находит своевременного и последовательного развития. Попытки конструктивных занятий в свободное время ( например, в обществах и кружках по интересам) несовершеннолетние девианты, прекращают со вступлением в пубертатный возраст.
Личностные факторы. Девиантные подростки часто страдают от недостатка социальной компетентности и испытывают дефицит чувства самооценки. Это проявляется в том, что они в большинстве случаев не владеют социально приемлемыми и эффективными способами общения (например, выражения своих чувств) и разрешения конфликтов. Помимо прочего нередко у них отмечаются дефициты в области школьной успешности (неоконченная основная школа, неумение хорошо читать и писать) и низкая толерантность к фрустрациям.
Ещё одна личностная особенность заключается в недостаточно развитой способности к восприятию чувств, других людей и сопереживанию. Страдания, которые испытывают собеседники во время или в результате общения с трудными детьми, редко принимаются в расчёт. Они либо вообще игнорируются, либо подростки – девианты изначально не способны поставить себя на место другого человека, т.е. они даже не могут перенести собственные страдания от применяемых к ним насильственных действий на состояние своих жертв.
Названные личностные дефициты часто существуют уже в детском возрасте, приводя к отклонениям в поведении (негативизм, вспышки ярости) и отрицательной реакции окружения. Переживание отверженности и трудовые условия социализации концентрируются, находя выход в неблагоприятных личных установках, эмоциях и механизмах поведения.
У малолетних девиантов развиваются деструктивные установки по отношению к окружающей среде и самим себе. Они страдают от отсутствия смысла жизни и перспективы, чувства бессилия что-либо изменить, часто смотрят на окружающей мир как нечто враждебное и несправедливое. Они готовы принять на себя необходимую долю ответственности за личное жизнеустройство.
Отдельные моменты, такие, как повышенная возбудимость и недостаток контроля над импульсивностью, следует рассматривать в контексте предрасполагающих предпосылок. Они провоцируют противоправное поведение постольку, поскольку их следствием может быть необдуманность и рискованность предпринимаемых подростком действий.
Воздействие нарушений семейного воспитания на формирование девиантности. Складывающиеся в каждой семье методы воспитания детей представляют собой определенную совокупность вариантов родительского поведения, способствующего просоциальному развитию ребенка. Относительная неэффективность применения силы или власти в качестве дисциплинирующего воздействия в процессе социализации объясняется его зависимостью от присутствия наказывающего и страха перед ним, а также тем, что применение силы снабжает ребенка моделью враждебного поведения [5, c. 206].
Лишение знаков привязанности действенно только во взаимоотношениях, которые уже являются любящими. С другой стороны, индукция лучше всего обучает правилам поведения в конкретной ситуации, вызывает реакции, несовместимые с текущей девиантной деятельностью, и извлекает выгоду из способности ребенка к эмпатии.
Согласно некоторым исследованиям, в семьях с отклонениями чаще всего прибегают к применению силы как способу добиться от ребенка соблюдения норм и правил поведения. Родители таких детей часто используют насмешки и физическое наказание, тогда как родители не девиантов больше полагались на индукцию и лишение любви.
В современном мире дети подвержены большому количеству факторов влияющих на них как положительно, так и отрицательно. Факторы, условно можно разделить, на внешние, то есть со стороны, и внутренние. Со стороны ребёнок подвержен той среде, в которой он общается, например, школьный класс, компания сверстников. Внутренними факторами для детей служат их установки, ценности, идеалы, которые формируются в процессе развития. Для того, чтобы социализация проходила успешно и отклонения в развитии не проявлялись, нужна правильная сформированная система во всех институтах развития человека.
Библиографический список
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб: Прайм – Еврознак, 2004. – 456 с.
- Клейберг Ю.А. Социальная психология. – М.: Сфера, 2004. – 189 с.
- Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Смирнов С.Д. Подростки групп риска. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
- Долганов Д.Н. Когнитивная коррекция продуктивнрго поведения // Вопросы психологии. – 2008. – №3. – 109 с.
- Змановская Е.В. Девиантология. – 2-е изд. — М.: Академия, 2004. — 272 с.