ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Гладышева Татьяна Андреевна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
студент

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы влияния институтов социализации на психику ребёнка, так как современное общество способно влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Проанализированы факторы, формирующие девиантное поведение, среди них, социальные, экономические, личностные, семейные. На основе проведенного исследования предлагается усилить роль всех институтов развития человека.

Ключевые слова: девиантное поведение, институты социализации., личностные факторы, неадекватное поведение, семейное воспитание, социальные факторы, факторы, экономические факторы


FACTORS OF FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR AMONG ADOLESCENTS

Gladyshev Tatyana
Volgograd State Pedagogical University and the social
student

Abstract
This article examines the problem of influence of social institutions on the psyche of the child, as a modern society can affect a person, both positively and negatively. The factors shaping deviant behavior, including social, economic, personal, family. On the basis of this study is proposed to strengthen the role of all institutions of human development.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Гладышева Т.А. Факторы формирования девиантного поведения среди подростков // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1284 (дата обращения: 04.01.2014).

В процессе исторического развития в социуме объективно возникают

регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определённая целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Социальные ценности являются принципиальными ориентирами общественного развития, осуществляя регуляцию поведения людей и социальных групп (свобода, равенство, справедливость). Социальные нормы представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой и, определяют  исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения, деятельности людей, социальных общностей, социальных организацией. Усвоение социальных норм – основа социализации личности. Вместе с тем в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм.  Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как некомфортное или ненормативное. В случае если это поведение имеет негативный, деструктивный характер – это ведёт к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся или девиантным. Под девиантным поведением принято понимать поведение индивидов и социальных групп, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и ожиданиям [1, c. 112]. Девиантное  поведение опосредуется многими факторами. Основные обусловливающие причины и взаимодействие социальных, личностных, общественных и биологических факторов носят индивидуальный характер.

Социальные факторы играют существенную роль в формировании девиантного поведения. Сюда прежде всего можно отнести: неблагоприятные условия социализации. Под этим понимается недостаточное внимание к ребёнку со стороны близких, смена референтных лиц в детстве и подростковом возрасте (развод родителей, повторное вступление в брак, помещение ребёнка в детский дом), трудные условия в семье (насилие, алкоголизм и наркомания родителей, судимость родителей или старших братьев и сестёр, а также сотоварищей по детскому дому) [2, c. 56].

Положительное подкрепление неадекватного поведения в группе сверстников. Дети и подростки с неблагоприятными условиями социализации обычно больше предоставлены сами себе и скорее оказываются под влиянием групп ровесников, отличающихся негативным поведением. В таких группировках (например, праворадикального толка) создаётся определённая среда для положительного подкрепления преступного поведения. Принадлежность к таким маргинальным группам обычно проявляется рядом отличительных признаков (стиль одежды, музыка, частое употребление алкогольных напитков и наркологических веществ). Поведение зависит от принадлежности к той или иной молодёжной группировке. Статус члена такой группировки тем выше, чем более активно он участвует в антиобщественных деяниях (например, степень воровства в магазинах, количество краж со взломом автомобилей) [3, c. 43].

Экономические факторы. Большинство девиантных подростков являются выходцами из социальных низов или маргинальных слоёв общества. Стартовые условия в детстве у них хуже, чем у представителей более зажиточных слоёв. Финансовое положение референтных лиц или «референтной» системы, обстановка гетто в «социальных» жилых кварталах обуславливает бедность эмоциональных впечатлений, которые можно получить легальным путём (узость пространства для конструктивных занятий в свободное время), возможности для приключений на почве нарушения закона и порядка, напротив, весьма разнообразны [4, c. 78]. Личностный потенциал индивида не находит своевременного и последовательного развития. Попытки конструктивных занятий в свободное время ( например, в обществах и кружках по интересам) несовершеннолетние девианты, прекращают со вступлением в пубертатный возраст.

Личностные факторы. Девиантные подростки часто страдают от недостатка социальной компетентности и испытывают дефицит чувства самооценки. Это проявляется в том, что они в большинстве случаев не владеют социально приемлемыми и эффективными способами общения (например, выражения своих чувств) и разрешения конфликтов. Помимо прочего нередко у них отмечаются дефициты в области школьной успешности (неоконченная основная школа, неумение хорошо читать и писать) и низкая толерантность к фрустрациям.

 Ещё одна личностная особенность заключается в недостаточно развитой способности к восприятию чувств,  других людей и сопереживанию. Страдания, которые испытывают собеседники во время или в результате общения с трудными детьми, редко принимаются в расчёт. Они либо вообще игнорируются, либо подростки – девианты изначально не способны поставить себя на место другого человека, т.е. они даже не могут перенести собственные страдания от применяемых к ним насильственных действий на состояние своих жертв.

Названные личностные дефициты часто существуют уже в детском возрасте, приводя к отклонениям в поведении (негативизм, вспышки ярости) и отрицательной реакции окружения. Переживание отверженности и трудовые условия социализации концентрируются, находя выход в неблагоприятных личных установках, эмоциях и механизмах поведения.

У малолетних девиантов развиваются деструктивные установки по отношению к окружающей среде и самим себе. Они страдают от отсутствия смысла жизни и перспективы, чувства бессилия что-либо изменить, часто смотрят на окружающей мир как нечто враждебное и несправедливое. Они готовы принять на себя необходимую долю ответственности за личное жизнеустройство.

Отдельные моменты, такие, как повышенная возбудимость и недостаток контроля над импульсивностью, следует рассматривать в контексте предрасполагающих предпосылок. Они провоцируют противоправное поведение постольку, поскольку их следствием может быть необдуманность и рискованность предпринимаемых подростком действий.

Воздействие  нарушений семейного воспитания на формирование девиантности. Складывающиеся в каждой семье методы воспитания детей представляют собой определенную совокупность вариантов родительского поведения, способствующего просоциальному развитию ребенка. Относительная неэффективность применения силы или власти в качестве дисциплинирующего воздействия в процессе социализации объясняется его зависимостью от присутствия наказывающего и страха перед ним, а также тем, что применение силы снабжает ребенка моделью враждебного поведения [5, c. 206].

Лишение знаков привязанности действенно только во взаимоотношениях, которые уже являются любящими. С другой стороны, индукция лучше всего обучает правилам поведения в конкретной ситуации, вызывает реакции, несовместимые с текущей девиантной деятельностью, и извлекает выгоду из способности ребенка к эмпатии.

Согласно некоторым исследованиям, в  семьях с отклонениями чаще всего прибегают к применению силы как способу добиться от ребенка соблюдения норм и правил поведения. Родители таких детей часто используют насмешки и физическое наказание, тогда как родители не девиантов больше полагались на индукцию и лишение любви.

В современном мире дети подвержены большому количеству факторов влияющих на них как положительно, так и отрицательно. Факторы, условно можно разделить,  на внешние, то есть со стороны, и внутренние. Со стороны ребёнок подвержен той среде, в которой он общается,  например, школьный класс, компания сверстников. Внутренними факторами для детей служат их установки, ценности, идеалы, которые формируются в процессе развития. Для того, чтобы социализация проходила успешно и  отклонения в развитии не проявлялись, нужна правильная сформированная система во всех институтах развития человека.


Библиографический список
  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб: Прайм – Еврознак, 2004. – 456 с.
  2. Клейберг Ю.А. Социальная психология. – М.: Сфера, 2004. – 189 с.
  3. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Смирнов С.Д. Подростки групп риска. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
  4. Долганов Д.Н. Когнитивная коррекция продуктивнрго поведения // Вопросы психологии. – 2008. – №3. – 109 с.
  5. Змановская Е.В. Девиантология. – 2-е изд. — М.: Академия, 2004. — 272 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация