ПЕРЕЗАГРУЗКА БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ

Немыкина Юлия Николаевна
Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгородская Центральная районная детская библиотека
студентка, библиотекарь отдела обслуживания

Аннотация
В статье рассматривается деятельность библиотеки в современном обществе.

Ключевые слова: библиотечные услуги


RESTART LIBRARY SERVICES

Nemikina Yuliya
Belgorod State Institute of Arts and Culture, Central city children's library
Student, Librarian of the service Department

Abstract
The article discusses the library activity in modern society.

Рубрика: Секция 6. Библиотековедение и документоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Немыкина Ю.Н. Перезагрузка библиотечных услуг // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1281 (дата обращения: 04.01.2014).

В настоящее время библиотечное дело переживает период  стремительного вторжения информационно-коммуникационных технологий, что приводит к значительным переменам в профессии. Библиотекари должны постоянно учиться, позитивно относиться к переменам, проявлять активность и эволюционировать в соответствии с требованиями виртуальной среды.

Роль библиотекаря меняется – он становится уже не просто информационным посредником, а путеводителем в поиске различных знаний, необходимых пользователям для образовательной и научной деятельности. В наше время качество образования во многом определяется возможностью доступа к необходимой информации. Сейчас библиотека переживает  сложный технологический период в своем развитии: внедряются новые методы и формы библиотечно-информационного обслуживания, повышаются требования к подготовке профессиональных кадров. Ввиду того, что современный пользователь активно осваивает новые технологии, библиотеки должны постоянно модернизироваться. А главная задача библиотекаря состоит в том, чтобы понимать новые потребности различных групп пользователей, постоянно меняться вместе с ними и двигаться вперед. Будущее библиотек зависит от того, насколько они смогут вписаться в новую реальность. Если библиотеки не смогут работать эффективно и своевременно предоставлять пользователям актуальную информацию, то услуги библиотек можно считать невостребованными. Для того чтобы этого не произошло, наша библиотека осваивает несколько перспективных направлений работы в виртуальной среде.

Наша Белгородская центральная районная детская библиотека работает с читателями-детьми, которые прекрасно ориентируются в виртуальном пространстве. Для современных детей Сеть стала жизнью: здесь они общаются между собой, получают различную информацию, слушают музыку, смотрят фильмы и даже узнают, какая сегодня погода за окном. Интернет готов предоставить им множество ссылок – в зависимости от того, что им понадобилось конкретно сейчас: песня, мультфильм, фотография, список литературы по какой-либо теме. Имея такую возможность и навыки в работе Интернета, пользователи, обращаясь за помощью к библиотекарю, предполагают, что он сможет предоставить всю необходимую информацию. В данном случае ответ будет зависеть от профессионализма библиотекаря. Наша библиотека старается успеть за молодыми и активными читателями. Мы прекрасно понимаем, что от того, насколько мы сможем реализовать потребности пользователей, будет зависеть востребованность в наших услугах. На этом этапе одно из перспективных направлений развития детских библиотек – освоение новых интернет-технологий.

Белгородская центральная районная детская библиотека имеет свою страницу на сайте http://librarys.ru/ («Детская страничка»). Структура странички состоит из трех разделов: о библиотеке, библиотечные советы и библиотека сквозь объектив. В разделе «О библиотеке» наши читатели найдут информацию об истории библиотеки, правилах пользовании и режиме её работы. В разделе «Библиотечные советы» можно увидеть такие подразделы: новинки и бестселлеры, студии и клубы, в помощь родителям, интересности и конкурсы. Раздел «Библиотека сквозь объектив» представляет собой анонсы проведенных в библиотеке мероприятий. Информация на страничке представлена в простой и понятной ребенку форме. Конечно, нам хотелось бы, чтобы и родители чаще заходили к нам на страничку, поэтому специально для них был создан раздел «В помощь родителям». Мы регулярно занимаемся пополнением сайта новой, интересной нашим читателям информацией. Ведь главная задача библиотеки – удовлетворить запросы пользователя, и мы стараемся сделать всё, чтобы нашей библиотекой интересовались читатели. Хочется, чтобы дети часто посещали наш сайт, для этого мы используем современные виды библиографических услуг. Наша детская библиотека пытается освоить новые технологии и использовать виртуальное пространство для продвижения книги и чтения в детской среде.

«Такое интересное направление библиографической работы как виртуальная выставка возникла на стыке традиционных библиотечных и интернет-технологий. От традиционных взято само понятие «выставка литературы по определенной теме», а от интернет-технологий – способ и средства её организации. Сам процесс создания электронной книжной выставки требует высокой профессиональной подготовки библиотекарей» [1]. Как показывает практика, в нашей библиотеке заниматься созданием виртуальной выставки готовы не все. Инициативу в этом новом и перспективном виде библиографического обслуживания проявляют в основном молодые специалисты. Сотрудники старшего поколения предпочитают традиционные формы выставочной работы. Качество таких выставок напрямую зависит от креативности мышления и творческих способностей библиотекаря. Такие выставки разнообразны по исполнению: от простого представления обложек книг с аннотациями, до полноценных фильмов о книгах.

Современные дети уже не те, что были раньше. Для них Интернет предоставляет множество безграничных возможностей. Самостоятельно читающий ребенок – уже большая редкость, как ни печально осознавать это нам, библиотекарям. «В Польше, например, на данный момент действует один из наиболее ярких и успешных проектов продвижения чтения и книги. Для возрождения института семейного чтения в этой стране разработана специальная программа: «Вся Польша читает детям каждый день. По 20 минут в день». Инициаторы проекта обратились к своим согражданам с такими словами: «Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Достичь этого можно, читая детям вслух» [2]. Нам очень понравилась эта идея, и мы взяли её на вооружение. Мы понимаем, что родителям, вечно занятым зарабатыванием денег на обеспечение своего чада, не всегда удается найти двадцать минут. Вот они и перекладывают эту обязанность на других – бабушек и дедушек, братьев и сестер, воспитателей, учителей, библиотекарей.

Наша библиотека решила помочь родителям юных читателей – кроме чтения детям вслух в библиотеке было решено еще приобщить всех к виртуальному пространству. Кроме детской странички на сайте Центральной районной библиотеки, в чью структуру входит наша библиотека, мы создали свою личную страницу в самой популярной на сегодняшний день социальной сети «В контакте». Наш адрес http://vk.com/cd_biblioteka. На сегодняшний день наша группа еще молодая и только начала активно развиваться. Создать группу «В контакте» было инициативой молодого поколения сотрудников. Ведь мы прекрасно понимаем, что современные дети много времени проводят в этой сети. Наша задача – заинтересовать ребят книжными новинками, привлечь на мероприятия. Мы постоянно пополняем группу и создаем новые интересные записи. И теперь наши читатели знают, для того, чтобы продлить книгу или узнать, есть ли такая книга в библиотеке, им не обязательно приходить в библиотеку. Они могут написать в группу и получат своевременный ответ на свой запрос. Ребята, которые не могут вовремя принести книгу в библиотеку, могут написать нам, и мы обязательно продлим им срок возврата. Нам приятно осознавать, что мы заинтересовали наших пользователей, они заходят в нашу группу, интересуются новостями, ищут свои фотографии в анонсируемых мероприятиях, комментируют книжные новинки, смотрят видеозаписи.

Видеоформат – это наглядная и удобная форма передачи информации. Наша библиотека, готовя мероприятие к празднованию годовщины победы под Курском, решила снять видеопредставление книги С. Алексеева «Победа под Курском. 1943 г. Изгнание фашистов. 1943-1944 гг.». Этот форма очень понравился ребятам и их родителям. Мы и дальше будем работать в этом направлении, и радовать наших читателей. Также, в преддверии этого праздника, наша библиотека побывала в гостях у одного из «детей войны» – Н.К. Бобовой. Мы брали у неё интервью, записывали её воспоминания на видео. После этой встречи методистом нашей библиотеки был смонтирован фильм. Этот фильм получился очень трогательным – это отражение страшной действительности того времени. С нами на встречу ходили ребята, участвовали в разговоре: задавали вопросы о войне и искренне сочувствовали ветерану. Наш опыт в создании видеофильма не был напрасным – этот фильм мы показывали на мероприятии ребятам, и он им очень понравился. К тому же, мы, конечно же, подарили копию фильма Н.К. Бобовой. Этот фильм в библиотеке находится в свободном доступе, и мы с удовольствием показываем его всем желающим.

Не так давно мы попробовали себя в новом для нас направлении – сняли буктрейлер. «Буктрейлер – ролик-миниатюра, тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе. Буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и интернет» [3]. Наш буктрейлер снят по книге Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Методист по работе с детьми и молодежью нашей библиотеки участвовала в профессиональном конкурсе «Библиотекарь 2013» и этот буктрейлер стал её конкурсной работой. Нашей библиотеке, безусловно, приятно, что эту работу отметили и пригласили для участия в «Школе библиотечной инноватики» на базе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.

Создание буктрейлера – одно из современных направлений библиографической работы, современный способ продвижения книг в видеоформате. Продолжительность этого ролика должна составлять не более 3 минут. А информация должна подаваться так, чтобы хотелось сразу же взять в руки книгу и прочитать. К сожалению, создание тизеров – дело очень трудоёмкое, да и смонтировать ролик не так легко как кажется. Нужно часами просиживать за специальными программами. Надо признать, что квалификация библиотекаря тоже очень важна, не каждый специалист сможет создать ролик. А если посмотреть на этот процесс с другой стороны, то это еще один способ привлечь читателей в библиотеку, а точнее, предложить им самим попробовать снять свой буктрейлер на понравившуюся книгу. Нам хочется надеяться, что в будущем создание буктрейлеров станет еще одним средством для развития творческой активности читателей.

Сегодня настал такой момент, когда подавляющее большинство детей уже читает или скоро будут читать с монитора. Телевидение, компьютеры, гаджеты мало способствуют обращению к художественной литературе. Мы пока не знаем, плохо это или хорошо. Но мы можем подстраиваться под окружающую нас действительность. А вдруг окажется, что новые формы работы придутся нам по душе?

«Еще двадцать лет назад японские исследователи детского чтения завидовали нам, радовались огромному количеству читающих детей и высокому «качеству» чтения в нашей стране. В то же время они предупреждали, что впереди нас ждёт уменьшение роли книги в жизни детей, падение интереса к чтению, понижение уровня читательской культуры. «У нас компьютеризация уже «проглотила» читателей, – говорили они, – готовьтесь и вы к тому же» [2]. Прошло двадцать лет, а дети как читали книги, так и читают, что не может нас не радовать.

Сегодня библиотекам нужно использовать новые технологии для развития библиотечного обслуживания и развивать творческие способности своих реальных и потенциальных пользователей. «Библиотека должна быть ориентирована на поддержку читателей в стремлении самостоятельно «производить» информацию, создавать собственные цифровые ресурсы, дополняя ими фонды библиотеки» [4]. От качества нашей работы зависит, насколько услуги и ресурсы библиотеки соответствуют запросам пользователей.


Библиографический список
  1. Капочкина И.П. Библиотечные услуги: перезагрузка / И.П. Капочкина // Современная б-ка. – 2012. – № 6. – С. 43-44.
  2. Корф О.Б. Воспитание человека читающего: записки о семейном чтении / О.Б. Корф, О.Н. Мяэотс. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2008. – 39 с.
  3. Всероссийский конкурс буктрейлеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.booktrailers.ru/about/ (дата обращения 28.11.13).
  4. Максимова Н.В. Создаем буктрейлер / Н.В. Максимова // Современная б-ка. – 2013. – № 5. – С. 35.
  5.  

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация