ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

Хлопкова Оксана Васильевна
МБОУ Зареченская СОШ Владимирской области
кандидат философских наук, учитель и истории и обществознания

Аннотация
Религиозный экстремизм и терроризм являются серьезными проблемами современного общества. В статье рассматриваются религиозные основания терроризма, проводится анализ методов противодействия им.

Ключевые слова: гуманитарная безопасность, религиозный терроризм, религиозный экстремизм, толерантность


THE FORMATION OF CULTURE OF TOLERANCE AS A BASIS OF COUNTERACTION OF RELIGIOUS EXTREMISM AND TERRORISM

Khopkova Oksana
Zarechenskaya School of Vladimir region
PhD, and teacher of history and social

Abstract
Religious terrorism and extremism are serious problem of modern society. The article consider the religious foundation of terrorism, analyzes method used to combat them

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Хлопкова О.В. Формирование культуры толерантности как основа противодействия религиозному терроризму и экстремизму // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1276 (дата обращения: 11.01.2014).

Развитие толерантной культуры личности как основа противодействия религиозному терроризму и экстремизму

Современный мир столкнулся с серьёзной и беспрецедентной по своим масштабам проблемой – религиозным экстремизмом. Он не связан с каким-то конкретным обществом или культурной средой. Так называемый «религиозный ренессанс» конца XX века заставил вспомнить о разрушающей силе религиозного фундаментализма и экстремизма. Особая опасность экстремизма проявляется в его тесной связи с терроризмом. Современный терроризм – сложное культурное, социальное, экономическое и политическое явление, размах которого и опасность позволили отнести его к глобальным проблемам человечества.

Каждой исторической эпохе присущ «типичный конфликт», придающий особенность формам экстремистской активности. Революционно-идеологический экстремизм наиболее решительно представлен в XIX в., ХХ в. усиливает этнонациональные формы терроризма, в конце XX в. стал актуален «религиозный» терроризм. В настоящее время, в России доминирует специфическая форма экстремизма, имеющая явно выраженную этнорелигиозную окраску.

Для России проблема религиозного экстремизма и терроризма стоит особенно остро. Для Российской Федерации он тесно связан с перспективой сохранения государственности. Необходимо признать, что в последнее время на территории России принимаются серьезные усилия по снижению количества террористических структур и организаций, тем не менее, горькую статистику террористических актов и их жертв все еще приходится обновлять практически ежедневно. В мировом сообществе признается тот факт, что традиционные религии посредством межконфессионального диалога могут сыграть важную роль в противостоянии террористическим вызовам.

Несмотря на большое количество как зарубежной, так и отечественной научной литературы, посвященной изучению религиозному терроризма анализ этого явления представляет немалые трудности и, несмотря на свою безусловную актуальность, в научном плане является пока недостаточно разработанным.

Теракты 11 сентября 2001 г. существенно повлияли на аспекты социальной жизни, последовавший информационный взрыв оказал беспрецедентное воздействие на модификацию всего информационного поля. Д. Миллер (Miller) приводит следующие данные: в Великобритании: после 11 сентября 2001 года резко выросло число экспертов по терроризму (до 240 в Великобритании), также произошел беспрецедентный рост количества статей на темы, связанные с терроризмом (менее ста научных публикаций в 2000 году и более пятисот в 2002 году) [1]. В связи с произошедшими террористическими событиями в средствах массовой информации субъекты террористических событий в газетном дискурсе были подвергнуты конфессиональной категоризации. Многократное употребление прессой клише «мусульманские террористы», «исламский терроризм» подталкивало читателя к идентификации терроризма с исламской религией. Вместе с тем, поставить знак равенства между исламом как большой традицией, как системой религиозных смыслов и практик и терроризмом нельзя[2]. Политические силы в своих целях используют религиозность населения мусульманских стран, произвольно истолковывая отдельные и часто вырванные из контекста положения исламской теологии. Религия всегда выполняла функцию смыслополагания, придавая тот или иной «сакральный» смысл действиям и поступкам индивида и/ или группы, религия может приводить либо к стабильности, либо к деструкции.

Одним из основных мотивов обращения к терроризму является сильная потребность в укреплении личностной идентичности, что достигается принадлежностью к группе. Во-вторых, это мотивы самоутверждения. И третье, терроризм чаще всего является результатом идейного абсолютизма, убеждения в обладании высшей истиной, уникальным рецептом спасения своего народа или даже всего человечества.

Для террористов религия (юрисдикция, конфессия или даже традиционная культура) выступает как  идеология абсолютных противопоставлений, делящих мир на «мы» и «они», проявляющихся в крайней нетерпимости ко всякого рода инакомыслию. Религиозно мотивированному терроризму присущ высокий уровень консолидации участников террористических действий, наличие относительно устойчивой социальной базы движений [3, c.215]. Террористы – это религиозные фанатики, обладающие, по их мнению,  высшей и единственной истиной. Основная мысль лидеров религиозного терроризма очень проста: против тех, кто не соблюдает законы религии, надо сражаться. В каждой религии (юрисдикции) есть достаточное количество доктринальных обоснований правомерности фактического террора по отношению к разного рода изгоям, неверным, язычникам и др. Иными словами, при определенных исторических условиях любая религия способна выступить в роли «религии терроризма».

У. Лакер (Laquer) подчеркивает, что у современного терроризма много различных причин и проявлений, множество из них зависит от культурных традиций, социальной структуры общества и других особенностей различных стран [4]. Многие специалисты отмечают, что в современном терроризме тесно переплелись религиозный фанатизм, расовая ненависть, национальная нетерпимость, социальный и политический экстремизм, где присутствует весь набор асоциальных целей, нелегальных, нелегитимных и преступных методов их реализации[5,c. 86].

Актуальным в настоящее время является понятие «гуманитарной безопасности», под которой понимается сетевая надёжная и устойчивая совокупность факторов, т.е. «гуманитарных, социальных, культурных, религиозных взаимодействий эффективно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; человеческое в человеке и достойный смысл его жизни; состояние защищённости человека, семьи, народа; их целей, идеалов, ценностей и традиций, образа жизни и культуры; необходимое и достаточное поощрение и развитие прав и обязанностей человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии»[5, c. 14].

Устранение угрозы терроризма и достижение состояния «гуманитарной безопасности» сегодня, к сожалению, все чаще видится достижимым лишь путем применения «силовых методов», хотя очевидно, что использование репрессивных  мер против терроризма «может на время сбить температуру, но излечить болезнь оно не в состоянии»[6]. Много говорится о необходимости улучшении экономического положения государств, где терроризм процветает, поскольку улучшение экономической и политической ситуации, рост социальной мобильности, повышение уровня жизни населения, когда люди не будут чувствовать себя униженными и ущемленными, как очевидно, окажет свое влияние, хотя т в самых развитых странах остаются политические силы, которым выгодно разжигание террористической борьбы на религиозной или этнической почве. Необходима комплексная программа рационального, планомерного и постоянного привлечения ресурсов всех групп общества.

Сегодня молодое поколение, которое является основным реципиентом террористических организаций [7], беспрепятственно может  вовлекаться в экстремистскую деятельность через Интернет и иные СМИ, в которых легко распространяются множество материалов, признанных разжигающими этноконфессиональной рознь. В этих условиях подрастающее поколение оказывается самой незащищенной в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме, дезорганизованной, подверженной влиянию ксенофобии, разрушающей традиционные ценности национальных культур и религий.

В таких условиях, когда применение только административного ресурса невозможна, необходим иной путь – путь воздействия на личность, и прежде всего воспитание ее в рамках неприятия насилия, формирования установок на толерантность, просвещение, диалог и ответственность. Только сформированная личность с устойчивой гражданской позицией способна противостоять идеологии ксенофобии и различным экстремистским тенденциям.

Пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма угроза террористических актов будет сохраняться, несмотря на применение локализующих силовых методов. Ключевыми звеньями этой структуры являются: идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, каналы распространения этой идеологии, а также лица, попадающие под ее влияние[8, c. 100]. В ситуации, когда каналы распространения информации перемещаются в Интернет и становятся неподконтрольными,  исключение фактора появления носителей и вдохновителей идеологии терроризма не реально и фантастично, главным способом противодействия терроризму становится формирование антитеррористического мировоззрения населения.

Сегодня актуальным должно являться направление по профилактике экстремистских настроений в молодежной среде, а искоренение социальной агрессии – одним из главных направлений при разработке системы мер по формированию антитеррористической идеологии и воспитанию толерантного сознания в поликультурном многонациональном обществе. Поэтому необходимо разработка новых образовательных программ, а также коммуникативная подготовка тех, кто работает с молодежью и должен стать транслятором толерантной культуры. Таким образом, именно образование в современных реалиях должно заложить основы антитеррористического мировоззрения.

Однако, не стоит забывать, что школа и иные образовательные институты часто не являются для подростка референтными. Председатель совета муфтиев России, Равиль Гайнутдин признал, что негативное отношение к исламу в России сформировано СМИ, которым зачастую присущи категоричность и безграмотность в данном вопросе [3, c. 226]. Поэтому необходим более четкий и жесткий контроль над СМИ, пресекающий распространение экстремистских материалов, некорректное термина «религиозный терроризм» и «экстремизм».

Воспитание ответственной и просвещенной личности, отвергающей зло как таковое способно решить проблему терроризма. В связи с этим, эффективный подход к снижению террористической угрозы включает в себя учет особенностей культуры, традиций, менталитета населения того или иного региона, а также разрешение социальных и экономических проблем в развивающихся регионах мира путем прямых и целенаправленных программ по развитию сектора  малого и среднего бизнеса. Также на местах необходимо повышать уровень грамотности населения, как  наиболее эффективного средства по предотвращению внешней пропаганды религиозно радикальных идей.

В данном случае возможно два пути воспитания у населения чувства неприятия терроризма на религиозной основе:

–воспитание через распространение «правильной» религии и национальной политики;

–воспитание  на основе светской рациональной культуры, «федеральных» и общечеловеческих ценностях.

А.П. Назаретян утверждает, что «широковещательные заявления, будто теракты совершают приверженцы «ненастоящей» религии, тогда как «настоящая» вера такого не допускает, – самообман. По его утверждению из человека, верящего в загробную жизнь, легко сделать «самовоспламеняющуюся бомбу» [9]. Поэтому он предлагает распространение, прежде всего, светской культуры и воспитание человека в духе свободы и ответственности, в чем стоит с ним согласиться. Именно «этика ответственности», выражаясь языком М. Вебера, приводит к рациональному осмыслению человеком мира и всего происходящего. А вот «религиозные (и квазирелигиозные – национальные, классовые) идеологии всегда служили механизмом объединения людей в большие группы за счёт противопоставления другим людям. Поэтому их неизменным спутником оставалась реальная или потенциальная война» [9].

Однако, несмотря на то, что сегодня во многих регионах мира религия потеряла свое первостепенное значение, ее влияние по-прежнему велико. Поэтому необходимо правильно организовать распространение религиозного образования. Большая роль должна отводиться подготовке духовенства. Необходимо всесторонне повышать уровень образования представителей молодого поколения духовенства, развивать их потенциал знаний современных социогуманитарных наук, эрудицию, воспитывать поколение богословов (исламских, христианских и т.д.), способных вести, убедительную, аргументированную полемику с представителями иных, в том числе новых,  религиозных течений.

Вышеозначенное, в полной мере относится и к т.н. «межконфессиональному диалогу», ресурсы которого еще почти не востребованы. Сегодня социальные инициативы со стороны духовенства, практически отсутствуют [10, c. 197], однако и власти недостаточно стимулируют их социальную и просветительскую активность.

Профилактика использования религиозного фактора в экстремистской деятельности должна осуществляться постоянно, а не быть временной мерой. Для этого необходимо привлечение экспертов в сфере религиоведения и этноконфессиональных отношений, обладающих навыками экспертной оценки деятельности религиозных объединений [3, c. 224]. Сегодня состав экспертного сообщества не всегда отвечает всем требованиям, предъявленным к ним, в том числе оно не всегда объективно и независимо. По словам Д. Миллера (Miller) среди экспертов по терроризму существует консенсус по поводу идеологического отношения к данному явлению. Поэтому информация, поступающая от них в массы, не всегда объективна, так как «большинство экспертов занимаются не столько изучением самого терроризма и его особенностей, сколько комментируют и поддерживают решения государств применить силу в ответ на террор», причем «этот подход становится догмой» [1].

Таким образом, в  современных условиях конфликта интерпретаций и очевидной борьбы за власть некоторых субкультур, стремящихся навязать свои нормы понимания религии, личной религиозности и будущего религиозных объединений необходимо очень осторожно относиться к некорректному использованию понятия «религиозность» теми или иными политическими силами.

Необходимо сохранять разнообразие культур и цивилизаций, поощрять реализацию инициатив, направленных на углубление диалога между цивилизациями и религиями. В современном мире около 250 государств, около 5-ти тысяч этносов, находящихся на разных уровнях развития [5, c. 89]. Все это  создает «не только неравные возможности безопасного существования разных народов, но и опасную среду обитания» [5, c. 99 - 100]. Между тем, по мнению П. Тейяра де Шардена (Teilhard de Chardin) «народы и цивилизации достигли такой степени периферического контакта, или экономической взаимозависимости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга»[11, с. 54]. Поэтому важно понимать, что сохранение человеческой цивилизации связано с формированием новой культуры безопасности: нового мироощущения, миропонимания, мироотношения, т. е. осознания и возможности негативного будущего и практических действий по его предотвращению. Ислам как фактор терроризма не отличается от иных религии  по степени своего влияния. Не ислам является одной из основ терроризма, а использование любой религиозной идеологии в террористических целях.

Для исправления сложившейся ситуации необходимо, прежде всего, использовать не насильственные методы, которые не могут привести к положительным результатам в борьбе с терроризмом в долгосрочной перспективе, а «гармонизировать отношения верующих и неверующих, а также верующих различных конфессий»[12, c. 38]. Только диалог мировоззрений, признание права на существование разных точек зрения, может стать основой мира и благополучия. Действенным способом противодействия религиозному терроризму должно стать воспитание духа толерантности. Развитие толерантности, особенно у молодежи, включает культивирование духа открытости, умения конструктивно разрешать возникающие разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к преодолению пониманий и противоречий. Применение конфессиональных методов борьбы с терроризмом малоэффективно, так как в большей степени речь идет не  о религии, а  о политике.


Библиографический список
  1. Миллер Д. Нужное мнение о терроризме формируют эксперты. Интервью. [Электронный ресурс] // URL: http://www.antiterror.kz/terrorizm/news_2011-06-12-23-54-28-949.html (дата обращения: 10.10.2012).
  2. Кырлежев А. Терроризм. Религиозная традиция и религиозная мотивация [Электронный ресурс] // URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/544 (дата обращения: 07.10.2012).
  3. Кантеров И.Я. Религиозный фактор в современном экстремизме // Роль федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и СМИ в формировании системы противодействия идеологии терроризма, разработке и осуществлении мероприятий по информационному противодействию терроризму. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Москва, МГУ, 13–14 октября 2010. – Т. I. – М.: Университетская книга, 2010. – С. 215–227.
  4. Laquer W. The new terrorism /Fanatism and the arms of mass destruction / New York: Oxford, 1999. – Р. 226-237.
  5. Основы социологии терроризма. // Коллективная монография под ред. В.Н. Кузнецова. – М., 2008.
  6. Терроризм в России // Капитал страны [Электронный ресурс] // URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/175472 (дата обращения: 08.10.2012).
  7. Вершинин М. Психологический портрет терроризма, как социального явления // Охранная деятельность [Электронный ресурс]  // URL:  http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=30909 (дата обращения: 04.10.2012).
  8. Ермаков П.Н. Высшее образование как компонент системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма // Роль федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и СМИ в формировании системы противодействия идеологии терроризма, разработке и осуществлении мероприятий по информационному противодействию терроризму. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Москва, МГУ, 13–14 октября 2010. – Т. I. – М.: Университетская книга, 2010. – С. 99–105.
  9. Назаретян А. П. Терроризм, религия и задачи современного воспитания [Электронный  ресурс] // URL: http://www.atheism.ru/library/nazhar_1.phtml  (дата обращения: 17.06.2012).
  10. Албакова Ф.Ю. Роль социокультурного и межконфессионального сотрудничества в противодействии терроризму и экстремизму на Северном Кавказе  //  Роль федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и СМИ в формировании системы противодействия идеологии терроризма, разработке и осуществлении мероприятий по информационному противодействию терроризму. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Москва, МГУ, 13–14 октября 2010. – Т. I. – М.: Университетская книга, 2010. – С. 195–202.
  11. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
  12. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн., 1997.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация