БАШКИРСКИЕ СУВЕНИРЫ: ПРИМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ФАБРИЧНЫХ ТКАНЕЙ И ПРОДУКЦИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Швалёва Ольга Владимировна
Уфимский государственный университет экономики и сервиса
студентка-магистрант

Аннотация
Статья рассматривает такой феномен повседневности как сувенир. Так же в статье поднимается вопрос о том, какие материалы необходимо применять для формообразования традиционного текстильного сувенира, и современных способах его производства.

Ключевые слова: легкая промышленность, народные художественные промыслы, сувенир, сувенирная продукция, традиционные материалы, туризм.


BASHKIR SOUVENIRS: THE USE OF TRADITIONAL MATERIALS, FACTORY FABRICS AND LIGHT INDUSTRY PRODUCTS

Shvaleva Olga
Ufa state University of Economics and service
The student of master

Abstract
The article examines the phenomenon of everyday life as a souvenir. As the article raises the question of what materials should be used for forming of traditional textile Souvenirs, and modern methods of its production.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Швалёва О.В. Башкирские сувениры: применение традиционных материалов, фабричных тканей и продукции легкой промышленности // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1270 (дата обращения: 05.01.2014).

«Я не знаю ничего современнее вечного»

Пабло Пикассо

Ассортимент национальных башкирских изделий народных художественных ремесел, представленный на рынках и в магазинах республики широк и разнообразен: одежда, обувь, игрушки, панно, бижутерия. Многие из этих предметов способны выполнять и функцию сувенира. Но не стоит при этом забывать, что изделия  народных ремесел не ограничиваются лишь сувенирным назначением, они несут в себе более глубокое содержание.

Сувенир – «это то, что привозит из пути не путешественник, а турист» [1, с. 39].  Туризм причисляют к феноменам XXI века, поэтому производство сувениров стало одной из актуальных проблем современного общества. Искусствоведы, дизайнеры, художники и теоретики до сих пор спорят о том, каким должен быть сувенир, из каких материалов он должен быть изготовлен. С одной стороны – теория о том, что материалы, используемые при изготовлении сувенира, должны быть удобными для поточного выпуска и недорогими в производстве, с другой – что сувенир должен быть выполнен мастером-ремесленником из традиционного материала.

«Нежный струящийся шелк, прозрачный, подобный акварели, таинственно переливающийся, плотный шелковистый мутон, бархат и сукно, благородная замша изысканных оттенков» [2, c. 25] – лишь часть текстильных материалов используемых в республике Башкортостан (РБ) при выпуске сувениров и  изделий народных художественных промыслов. Говоря о материалах для формообразования национальных сувениров республики, в первую очередь следует упомянуть материалы природного происхождения, «веками изученные, проверенные в деле, эргономичные» [2, с. 25].

Многие из таких материалов «родились» в среде земледельцев, скотоводов, охотников. К примеру, появление кожи и меха, связано со скотоводческими традициями степных башкир по обработке животного сырья. Меха и кожа шли на изготовление одежды, обуви, воинского и охотничьего снаряжения, сбруи. С традициями степняков – кочеводов, наполняющих свой дом (юрту) в основном мягкими материалами «из шерсти и пряжи, кожи, конского волоса – исходных продуктов скотоводческого хозяйства» [3, с. 27], связано и появление войлочных изделий (от тюрк. ojlyk – покрывало). Теплый, легкий, пластичный, живой материал он шел на изготовление обуви, головных уборов, чехлов и многих других вещей. Другой пример – ткачество, получившее распространение благодаря обширным полям, засеянным коноплей и льном, дикорастущей крапиве.  Самым распространенным среди башкир был конопляный холст, реже встречался льняной.

Применение традиционных материалов делает сувенир родным и близким. Наши предки любой предмет, выполненный в ручную из натуральных местных материалов, считали живым, имеющим душу. На протяжении веков лучшие изделия и сувениры получались у мастеров – «кустарей». Это было искусство безымянных мастеров, передаваемое из поколения в поколение. От того, как владел своим ремеслом мастер, как использовал свои знания и умения практически, и зависел уровень создаваемой им вещи.

Современная национальная сувенирная продукция и народные художественные промыслы (НХП) выпускаются  на предприятиях, оснащенных передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в таких предметах, всегда наблюдается механический повтор исходного образца. Такое изделие, наши предки (мастера на все руки) охарактеризовали бы как «безделица» – без дела лицо, т.е. вещь сделанная без души [4].  XXI век не зря называют веком постмодернизма, веком упрощения прошлой жизни, веком имитации. В эпоху глобальной урбанизации, в век новых технологии и машин, в век синтетических материалов народное искусство все больше начинает утрачивать свое значение.  При создании сувенирной продукции вместе с природными национальными материалами все чаще начинают использовать новые искусственные материалы: льняная или хлопковая ткань с добавлением синтетических нитей (плюс в том, что добавление синтетической нити позволяет ткани не деформироваться, не мяться). Так же наблюдается подмена натуральных тканей на всевозможные заменители, близкие по внешнему виду (например, замена натуральной кожи на кожзаменитель).

Продолжательницей ручного способа создания предметов национальной сувенирной продукции и изделий НХП является Роза Рафиковна Юлдашбаева. В своей работе она использует только натуральные или близкие к ним материалы (кожа, мех, замша и др.). Каждое ее произведение – это проникновение в свойства и характер разных материалов (ил. 1). В ее работах отсутствует подражание и имитация, свойственная современным промышленным изделиям.  Роза Рафиковна несколько лет проработала на государственном унитарном предприятии башкирских художественных промысел РБ «Агидель» (ГУП БХП РБ «Агидель») – предприятии, которое на протяжении уже нескольких лет (с 1963 г.) работает в сфере декоративно – прикладного искусства и специализируется на выпуске изделий народных художественных промыслов. Изделия ручного ткачества (коврики, домашний текстиль, подушки и многое другое (ил. 2)),  художественная вышивка (тамбур, гладь, ришелье),  национальные костюмы и одежда для мусульман, изделия из войлока (ил. 3), роспись по ткани и т.д. – то немногое, что создается мастерами ГУП БХП РБ «Агидель».

Ил. 1 Сувенирная продукция и народные художественные промыслы. Автор Юлдашбаева Р. Р.

Ил. 2 Изделия ручного ткачества. Производство ГУП БХП РБ «Агидель»

Ил. 3 Войлочное панно. Производство ГУП БХП РБ

Важным аспектом влияющим на формообразования сувенирной продукции и национальной легкой промышленности (не получившей должного распространения) в республике является использование техники художественной печати по ткани. Такой способ оформления ткани стал популярен в XVII веке, когда был запрещен ввоз западных тканей, и на смену кустарному ручному способу производства пришло машинное – «деревянные манеры уступили место медным валам с выгравированными на них узорами» [5, с. 21] (главный недостаток такого способа – это ограниченное число цветов в рисунке).  При использовании такой технологии в наше время важно, чтобы мастер, художник или ремесленник, занятый на предприятии,  знал не только технические приемы и технологию, но и разбирался в национальном историческом наследии, имел богатый «орнаментальный багаж». Искусство текстильного сувенира  – это «органическое единство знаний, опыта с интуицией, с эмоциональным творчеством» [5, с. 8]. Работа мастера важна так же и тем, что без него это была бы обычная тиражируемая вещь, каких тысячи на российских и зарубежных рынках. Современные художники по текстилю с уважением должны относиться к прошлому, черпать из него творческие замыслы, что позволит воспроизвести забытые традиции, материалы, технологии, мотивы и идеи, узоры в современных изделиях сувенирной продукции.

В последние годы в Башкортостане активно разворачивается программа по развитию туристического бизнеса и туризма, национальные сувениры для этого необходимы. Только вручную возможно создать «уникальные, невыполнимые машинными способами вещи, которые развивают традиции народного искусства, хранят частицу души мастера, тепло его рук» [6, с. 27].  В сувенирных изделиях, созданных с учетом этих требований, всегда будут жить воспоминания  о прошлой жизни народа того или иного края, ощущение его настоящего и предчувствие будущего. Для туриста это будет самый дорогой сувенир, привезенный из любого уголка мира, в том числе и из Башкирии.



 


Библиографический список
  1. Корецкая М. А. Сувенир // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». – 2008. – №1. – с. 38-43
  2. Янбухтина А. Г. Народные традиции в творчестве Розы Юлдашбаевой // РАМПА. – 2012. – № 4 (133). – С. 24-25.
  3. Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: От тамги до авангарда / А. Г. Янбухтина. – Уфа: Китап, 2006. – 224 с.
  4. Русское традиционное рукоделие. // Фонд Мирас. Сохраним наследие предков. URL: http://vk.com/fondmiras (дата обращения: 01.11.2013).
  5. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для вузов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 264 с.
  6. Храмцова Г.Б. Применение техник художественной печати по ткани в работах современных художников по текстилю // Традиции и инновации в декоративно – прикладном искусстве: Материалы всероссийской науч. – практ. конференции, 22 нояб. 2012 г.  / Уфимский государственный университет экономики и сервиса. – Уфа, 2012. – 57 с. 

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация