СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА В СИСТЕМЕ MOODLE В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Вариченко Галина Владимировна1, Кишкевич Елена Валентиновна1, Проконина Жанна Васильевна1
1Белорусский государственный университет, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин

Аннотация
В статье рассматривается один из инновационных методов организации образовательного процесса с использованием достижений информационных технологий – разработка электронного учебного материала для обучения иностранных слушателей русскому языку вне языковой среды (дистанционно).

Ключевые слова: дистанционное обучение, культуроведческая ориентация, система Moodle., социокультурная единица, учебно-методический комплекс, электронный обучающий ресурс


CREATION OF AN ELECTRONIC RESOURCE SYSTEM MOODLE IN THE TRAINING TO RUSSIAN AS FOREIGN

Varichenko Galina1, Kishkevich Alena1, Prakonina Zhanna1
1The Belarusian state university, Senior Teacher of Russian language as the foreign language

Abstract
The article describes one of the innovative methods of organization of the educational process with the use of information technology achievements is the development of electronic teaching material for the training of foreign students of Russian language outside the language environment.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Вариченко Г.В., Кишкевич Е.В., Проконина Ж.В. Создание электронного ресурса в системе Moodle в практике преподавания русского языка как иностранного // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1269 (дата обращения: 03.01.2014).

Разработка инновационных принципов и методов организации образовательного процесса с использованием новейших достижений информационных технологий  является приоритетной областью культурно-педагогического развития всего XXI века.

 Организация системы инновационного обучения иностранных слушателей русскому языку вне языковой среды не будет достаточно успешной и эффективной  без включения в    учебный  процесс  электронных обучающих ресурсов.  Сегодня общепризнано, что электронные учебные материалы должны быть адаптивными, постоянно обновляемыми, (актуализованными), однако при этом они должны отличаться достаточной информационной «глубиной», т.е. обеспечивать растущие информационные потребности учащегося [1, с. 72].

В настоящее время в Республике Беларусь появляются целевые программы и специализированные проекты, направленные на формирование системы дистанционного обучения. Базовые требования к электронным учебным материалам обсуждаются в  ходе многочисленных конференций и семинаров.

В инновационном обучении на факультете доуниверситетского образования Белорусского государственного университета базовым звеном методической системы «слушатель – учебный предмет – преподаватель-модератор» является учебно-методический комплекс (УМК), на основе которого осуществляется процесс обучения учебному предмету «Русский язык как иностранный».

При создании условий дистанционного обучения звено «учебный предмет» (Русский язык как иностранный) усиливается особо значимым фактором, в качестве которого выступает электронный обучающий ресурс, разработанный на основе УМК «Русский язык как иностранный».

Учебное пособие «Русский язык как иностранный (базовый уровень)» является составной частью УМК «Русский язык как иностранный» и  одним из первых опытов создания в Республике Беларусь социокультурно ориентированных учебников [2]. Учебное пособие подготовлено с учетом всех требований современной высшей школы, предъявляемых Типовой учебной программой «Русский язык как иностранный» для иностранных слушателей подготовительных факультетов и отделений (утверждено Министерством образования Республики Беларусь 27 апреля 2006 года, регистрационный № ТД-Д.026/тип.) [3].

Цель данного учебного пособия – способствовать овладению иностранными слушателями русским языком в пределах уровня минимальной коммуникативной достаточности (базового уровня), подготовить их к обучению в вузах страны, а также к коммуникации в языковой среде Беларуси.

Обучение русскому языку в условиях современной Беларуси рассматривается как обучение лексике и грамматическому строю языка в контексте белорусской культуры, под знаком белорусских культурных ценностей, путем презентации социокультурных сведений о Беларуси и ее выдающихся представителях, о вкладе страны в мировую культуру. Социокультурно обусловленными оказываются учебные материалы, представленные на всех уровнях языка (в фонетике, лексике и фразеологии, морфологии и синтаксисе).

Учебное пособие «Русский язык как иностранный (базовый уровень)» имеет коммуникативно-деятельностную и культуроведческую ориентацию, которая определяет реальные сферы повседневного и социально-культурного общения. Чтобы повысить учебную мотивацию к изучению русского языка, в учебном пособии предлагается методика поэтапного  и дозированного обучения русскому языку на основе включения в учебные материалы определенного набора  социокультурных единиц (СКЕ), активно функционирующих в современной русской языковой среде Беларуси. В текстах учебного пособия функционируют следующие социокультурные единицы, отобранные для начального этапа обучения: СКЕ географические, СКЕ информационные, СКЕ личностные, СКЕ праздничные, СКЕ фольклорные, СКЕ бытовые, СКЕ-обращения, СКЕ стилистические, СКЕ досуговые.

Композиционно предлагаемое учебное пособие состоит из трех модулей элементарного уровня и шести модулей базового уровня. Организация материала  представлена в соответствии со следующими темами:  «Давайте познакомимся!», «Здравствуй, университет!», «Письмо из Минска», «Города и люди», «Разные встречи», «Мир рядом с тобой», «Перекрестки судеб», «Зажги свою звезду» и «История и современность».

 Уже на элементарном уровне (1-3 модули) учащиеся знакомятся с историей Полоцка, совершают прогулки в университетский дворик БГУ, Купаловский парк, Троицкое Предместье, городской Ботанический сад, узнают о  белорусской певице Кориане (Кате Лангер).

 Четвертый  модуль «Города и люди»  посвящен Витебску и Марку Шагалу, истории улицы Немига и белорусским победителям детского Евровидения. В 5 модуле «Разные встречи» учащиеся знакомятся с известными белорусскими спортсменами Юлией Нестеренко и Максимом Мирным, белорусскими космонавтами Петром Климуком и Владимиром Ковалёнком, с улицами и проспектами города Минска. В 6 модуле «Мир рядом с тобой» содержатся сообщения из столичных газет и журналов, обсуждается проблема необходимости изучения иностранных языков. Учащиеся знакомятся с сайтом БГУ в Интернете,  совершают экскурсию в Беловежскую пущу. 7 модуль «Перекрестки судеб» посвящен  известному поэту и  земляку белорусов Адаму Мицкевичу. В 8 модуле «Зажги свою звезду» учащиеся знакомятся с солисткой белорусского балета Ольгой Гайко, с замечательным балетмейстером Валентином Елизарьевым, с олимпийской жизнью Беларуси, совершают путешествие в белорусскую деревню, участвуют в интервью с тренером минского клуба по спортивным бальным танцам Михаилом Коноховым. Историческое прошлое и замечательные люди Беларуси представлены в модуле  текстом  о замечательном композиторе и политическом деятеле Михаиле Огинском.

В девятом  модуле «История и современность» содержатся  микротексты, рассказывающие о героическом прошлом Беларуси («Летописи рассказывают…», «Княгиня Рогнеда», «Минск. Площадь Победы», «Хатынь», «Первый день в Минске (3-е июля 1944 года)», «Подвиг». Современный Минск представлен в текстах «Досуг в Минске», «Минский метрополитен», «Проблемы современного города» (фрагменты из статей минских газет).

Опираясь на изученный лексико-грамматический материал текстов и социокультурные единицы, представленные в текстах и микротекстах учебного пособия, могут быть подготовлены следующие беседы, дискуссии, монологические высказывания (эссе):

·        диалоги: «Давайте поедем в Витебск!», «Ты знаешь, поездка в Хатынь произвела на меня сильное впечатление…», «Давайте проведем конкурс фотографий «Минск и минчане», «Я хочу организовать фан-клуб любителей белорусского балета»;

·        беседы-дискуссии: «Нужно ли сегодня вспоминать о войне?», «Судьба Рогнеды: трагичная или обычная»;

·        письменные монологические высказывания (эссе): «Беларусь моими глазами», «Я рад, что выбрал(а) для получения образования Беларусь», «Память о войне в сердце белорусского народа»;

·        ролевая игра: ток-шоу «Мое отношение к жизни современного города» (в студии присутствуют: ведущий, архитектор, санитарный врач, эколог, молодая мама, футбольный тренер).

 При составлении учебного пособия «Русский язык как иностранный (базовый уровень)» авторы опирались на наиболее известные учебные и методические работы последних лет и на сложившийся опыт преподавания русского языка как иностранного. Курс разработан и апробирован на факультете доуниверситетского образования, а также в Летней школе русского языка Белорусского государственного университета.

В учебном пособии присутствуют поэтапные и итоговые тестовые задания, которые построены на той же лексико-грамматической базе, что и сам учебный курс. Система тестовых заданий разработана на основе «Диагностических тестов речевого развития по русскому языку как иностранному» [4].

На основании учебного пособия «Русский язык как иностранный (базовый уровень)» на факультете доуниверситетского образования Белорусского государственного университета организована работа по созданию электронного обучающего ресурса.

Одной из наиболее известных и распространенных систем управления дистанционным обучением является LMS Moodle  (Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая среда). Moodle является  центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций и т.п.  Moodle позволяет создавать итоговый контролирующий текст после каждого модуля. По результатам выполнения слушателями заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии [5, с.4].

Электронный ресурс  в системе Moodle для обучения русскому языку как иностранному, разрабатываемый  на основе учебного пособия «Русский язык как иностранный (базовый уровень)», содержит обучающий материал, который состоит из теоретической части курса (лексики, грамматических и глагольных таблиц), практической части (микротекстов, текстов, диалогов, упражнений) и итоговых контролирующих тестов после каждого раздела (Лекции).  Вся система заданий основывается на выборе предлагаемых языковых или речевых форм, включенных в тесты. Тесты формируются с использованием различных типов вопросов: эссе, на соответствие, множественный выбор (Multichoice), верно/неверно.

Эссе –  предполагает свободно конструируемый ответ, при котором преподаватель оценивает ответ вручную. На соответствие – список вопросов отображается вместе со списком ответов. Слушатель должен сопоставить каждый вопрос с соответствующим ему ответом. Множественный выбор – слушатель выбирает ответ из нескольких представленных вариантов. Есть два типа вопросов множественного выбора – с одним или несколькими верными ответами. Верно/неверно – ответ на один вопрос слушатель выбирает между двумя вариантами «верно» и «неверно». Большинство заданий оценивается автоматически. Преподаватель может определить начало и конец тестирования, количество попыток, указывать комментарии [5, с. 30].

Для создания ситуативно обусловленного употребления речевого высказывания (в упражнениях для функционально ориентированного обучения грамматическим явлениям)  использованы  видео- и фотоматериалы Интернета (www.youtube.com).

Для формирования рецептивных грамматических навыков в электронном ресурсеиспользуются следующие задания: какие высказывания верны,составьте правильно предложения, выберите возможные варианты ответов на вопросы, как правильно спросить, как правильно ответить, уточните информацию, восстановите вопросыи т.д.(используются типы вопросов:множественный выбор, перетягивание).

Для тестовых заданий, завершающих работу над темой (Выполните задания для тренировки. Выполните тестовые задания), материал упражнений основан на выборе из предложенного списка  в соответствии с контекстом нужной грамматической формы, лексической единицы, необходимых соединительных средств в структуре простого и сложного предложения, логического завершения высказывания. Примеры тестовых заданий в разделе Выполните задания для тренировки  следующие:

1.Составьте правильные вопросы. Уточните информацию (перетягивание – перемещение одного из вариантов ответа).

2.Восстановите вопросы (перетягивание).

3.Составьте правильные высказывания (перетягивание).

4.Выберите правильный вариант (вставьте окончания, набирая буквы на клавиатуре или выбирая из выпадающего списка).

5. Составьте правильно предложения, используйте предложенные слова.

При обучении чтению и контролю сформированности речевых навыков и умений в чтении  используются   типы вопросов Multichoice, верно/неверно.

При свободно конструируемом ответе используется тип вопроса Эссе и предлагаются следующие задания: ответьте на вопросы, напишите небольшую статью об известном человеке,  какие вопросы вы хотите задать популярным телеведущим вашей страны, дайте совет вашим друзьям, напишите небольшое сочинение, напишите небольшой рекламный текст о своем университете и т.д.

Наиболее  удобными для редактирования электронного учебного материала являются HTML-технологии, потому что именно HTML-язык является языком гипертекстовой разметки и предназначен для установления гипертекстовых ассоциативных ссылок между различными информационными элементами и их фрагментами, представленными в виде компьютерных файлов. Кроме того, HTML-язык владеет необходимыми средствами формирования текста и организации представления информации. Лексико-грамматический материал, микротесты, диалоги, тексты для просмотрового, ознакомительного, изучающего и поискового чтения, грамматические и глагольные таблицы  представлены в обучающем электронном ресурсе  с помощью редактора HTML.

Электронный ресурс, разрабатываемый на факультете доуниверситетского образования Белорусского государственного университета, будет полезен не только студентам, желающим овладеть русским языком в объеме базового уровня, но и всем, кто желает усовершенствовать свои знания по русскому языку или собирается в деловую, туристическую поездку в Республику Беларусь.


Библиографический список
  1. Воробьева Н.М., Кедрова Г.Е. Вводно-фонетический курс русского языка в системе инновационного дистанционного обучения иностранным языкам // Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы XI Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Варна, 17-23 сентября 2007 г. В 11 томах. – София, HeronPress, 2007. – Том 6 (2).   - С. 71– 75.
  2. Вариченко Г.В., Кишкевич Е.В., Проконина Ж.В. Русский язык как иностранный (базовый уровень): учеб. пособие. – Минск: БГУ, 2012. 235 с.
  3. Русский язык как иностранный: тип. учеб. программа для иностр. слушателей подгот. фак. и отд-ний высш. учеб. заведений / С.И.Лебединский [и др.]; под ред. С.И.Лебединского. – Минск: БГУ, 2006.
  4. Диагностические тесты речевого развития по русскому языку как иностранному: первый сертификационный уровень – уровень пороговой коммуникативной достаточности: уровень  абитуриента вуза: учеб.-метод. пособие для иностр. студентов фак. доуниверситет. образования БГУ/ Е.В. Кишкевич [и др.]. – Минск: БГУ,2011. 224 с.
  5. Быковицкая  Н.Д. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Краткое руководство слушателя. [Электронный ресурс] http://moodle.finec.ru/file.ph…Rukovodstvo_slushatelja_A5.pdf с. 4–32.(Дата обращения: 27.11.2013)

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация