СЕМЬЯ КАК НЕЗАМЕНИМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Васильева Валентина Александровна
МБОУ ДОД ДШИ Белгородской области, Яковлевского района, п. Томаровка
преподаватель

Аннотация
В работе предпринята попытка изучить значение семьи для общества и культуры. Выявить некоторые основополагающие проблемы, связанные с изменением семьи, ее ценностной структуры в современном обществе.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, семья, функции семьи


THE FAMILY AS AN IRRESPLACEABLE PART OF THE SOCIETY AND HUMAN CUITURE

Vasilieva Valentina
Comprehensive institution Pre – school institution, Children Art school Belgorod region, Yakovlevskiu district, settlement of Tomarovka
Teacher

Abstract
In this work we tried to learn the role of the family in the society and its culture. We have revealed some main problems connected with changing of the family, its valuable structures in the modern society.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Васильева В.А. Семья как незаменимая часть общества и человеческой культуры // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1267 (дата обращения: 04.01.2014).

В условиях современных общественных организаций среди проблем, обращающих на себя внимание, все большее значение приобретают те, которые связаны с ценностными приоритетами.

В современном обществе проблемы семьи, ее ценностной структуры заставляют исследователей обращаться к поиску новых путей их реализации и осмысления. Образование и воспитание человека, формирование личности вышли в ряд наиболее актуальных вопросов современности и это не случайно.

В реалиях современной кризисной общественной, социальной, экономической и культурной жизни России совершенно очевидна необходимость обращения к духовному наследию прошлого, изучения, освоения культурного фонда коллективной памяти народа и его национальных традиций, где на первое место выносится тонкий душевный мир человека.

Актуальность статьи «Семья как незаменимая часть общества и человеческой культуры», на сегодняшний день очень значима. Семья была и есть, важнейшей духовной материальной функцией, несущая передачи традиций из поколения в поколение. Благодаря семье прошлое связывается с настоящим и будущим.

Если говорить о степени научной разработанности данной проблемы, то здесь стоит отметить, что интерес к теме «Семья как незаменимая часть общества и человеческой культуры», привлекает внимание  ученых, литературоведов, этнографов, педагогов, историков, филологов, культурологов, социологов и др.

Проблематика духовного воспитания, идеи о социальном опыте, богатстве знаний и представлений о человеке и моральных ценностях содержатся в работах отечественных ученых и социологов: А.И. Кравченко, В.Ю. Бельский, А.А. Маршак, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П. А. Флоренского, М. Громыко и др.

Заслуживают особенного внимания в аспекте осмысления историко-культурного значения исследования М.М. Громыко, М.Н. Шмелева, А.В. Сафьянова, Л.Н. Гумилева, Ю.С. Рябцева.

Основополагающими в изучении образовательного потенциала традиционной культуры, реализуемого как в историческом, так и современном контексте видятся работы А.С. Каргина, Т.И. Баклановой, СВ. Гусевой, Е.Ю. Стрельцовой, Т.Я Шпикаловой и др.

Целью нашей работы является рассмотрение семьи. Выявление причины её изменений в современном обществе. Определение функции семьи. Обозначение значимости семьи в контексте традиционной русской культуры и общества.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта (т.е. в трансмиссии культуры), иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта во многом зависят от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения.

Семья – незаменимая часть общества, а также человеческой культуры. Она является одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития традиций, которые по крупицам накапливались в каждой семье и тщательно соблюдались.

Семья – очень сложное, многослойное социальное образование, пронизывающее все стороны социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни общества мы ни касались (социологии воспитания, образования, политики, права, труда или культуры), мы обязательно затрагиваем и интересы семьи. Без анализа института семьи мы не сможем провести ни одно фундаментальное социологическое и культурологическое исследование.

В современной социологической науке семья изучается в двух аспектах. Во-первых, как социальный институт. Во-вторых, как первичная малая группа. На макроуровне, в качестве социального института, семья представляет собой конкретно-историческую систему взаимоотношений между противоположными полами и их детьми, проявляющихся через определенную общезначимую систему функций. На микроуровне семья выступает как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью[1].

         Рассматривая вопрос о функциях семьи, важно подчеркнуть их объективный характер. Человечество своей вековой историей развития постепенно оставило семье лишь те функции, которые обеспечивали возможность самовоспроизводства человека, самореализации его индивидуальных, психофизиологических и личностных качеств. Авторы социологических исследований функций семьи обычно разделяют их на специфические и неспецифические[1].

         Специфические функции семьи: репродуктивная (производство детей и воспроизводство самого человека); функция социализации (воспитание детей).

   Названные функции остаются неизменными, пока существует институт семьи. Может измениться характер взаимоотношений семьи и личности, семьи и общества, семьи и различных соци­альных индивидов. Но пока в обществе существует необходимость в воспроизводстве самого человека, специфические функции семьи не утратят своего значения, несмотря на то, что с усилением роли общественного производства общество сможет все в большей мере оказывать помощь семье в процессе воспитания и социализации подрастающего поколения.

Семья – одно из основных понятий современной общественной науки, которое равно рассматривается и анализируется социальной философией, социологией, педагогикой, психологией, социальной и культурной антропологией. Все эти науки, как правило, находят свое собственное, специфическое видение и понимание феномена семьи. «Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения». По мере становления и развития культурологии в качестве самостоятельной науки открываются возможности для рассмотрения семьи как культурного явления, в рамках которого человек формирует надприродные отношения себе подобными и становится собственно человеком[2].                    

В этом смысле семью с полным правом можно отнести к общечеловеческим явлениям, специфика которого обозначается в том, что семья выступает универсальной формой зарождения и организации собственно культурной жизни. Такое понимание семьи является предметом главным образом социальной философии и социологии, а потому вряд ли имеет отношение к культурологии. Для такого утверждения есть достаточные основания, так как современная философия и социология рассматривают семью преимущественно в качестве одной из основных форм социального бытия человека и, одновременно, социального института. При таком подходе социальная природа семьи представляется бесспорной, а ее культурная – составляющая видится весьма расплывчато, ибо сама культура рассматривается в качестве одного из множества разнообразных социальных явлений. Эта позиция утвердилась в российской общественной науке во многом под влиянием марксистского мировоззрения, долгое время практически безраздельно в ней господствовавшего, и до сих пор остается достаточно популярной[3].

С точки зрения современной социальной науки и ее основных методологических подходов, человек, культура, семья – явления исторические и, можно сказать, – синхронные. Сегодня, следуя европейским тенденциям развития философских и научных представлений, невозможно представить себе человека вне культуры и семьи как формы собственно человеческой организации взаимоотношений между полами, такой организации, которой нет в чистой природе.                                      

Понимаемая таким образом культура становится главной понятийной оппозицией природе, и тем самым в сфере познания особенностей человеческого бытия открывается возможность изучения семьи как специфического культурного явления, имеющего свою историю, детерминированную не столько закономерностями абстрактно понимаемого общечеловеческого развития, сколько конкретными формами организации и ретрансляции культурной жизни различных племен и народов, выработавших весьма разнообразные формы семейной жизни, которая стала их непосредственным воплощением и носителем. Современные исследователи, как правило, не сомневаются в том, что «правила, устои, обычаи и традиции, уклад семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества», где они, безусловно, относятся к сфере культуры.

Основная масса современных исследователей отмечают, что в большинстве примитивных обществ семья есть единственно функционирующий институт, так как порядок в них поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов и судов средствами, имеющими отношение не к политике и праву, а к культуре.                      

Таким образом, семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.  Во все времена семья постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это не удивительно. В связи с возрождением традиционной культуры мы все больше признаем знамение семьи в воспитании подрастающего поколения как фактор сохранения государственности, осознавая значимость, сущность традиций и национальный опыт, сформированные в народе веками. Важнейшая функция семьи – передача традиций, обрядов, которая несет в обществе социальную, культурную преемственность.

Делая вывод, хочется отметить, сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальные традиции. Необходимо, наконец, преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления и индивидуализма, и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далекими предками.

         Научно-технический прогресс и вызванная им стремительная урбанизация, сокращение сельского и возрастание городского населения, перемещение миллионов людей из одного состояния в другое – новое, непривычное для них; распад жизненного сельского уклада, разрушение церкви, религии, веры, замененным общественным воспитанием, снижающим влияние семьи, массовое вовлечение женщин в общественную и производственную деятельность, отказ школы от воспитания – все это породило целый спектр сложных социальных проблем[7]. Катастрофические последствия этих перемен сказались на каждом человеке в отдельности и на обществе в целом. Современная семья под влиянием этих процессов превратилась, несомненно, в новый социальный институт.

Таким образом, конец XX – начало XXI века со всеми катаклизмами, социальными и религиозными конфликтами привел к необходимости серьезно осмыслить и постичь специфику каждого народа, вплотную заняться не только экономическими и социальными вопросами, но и тем, что Д. С.Лихачев очень точно назвал «экологией культуры».

И хотя есть мнение, что нельзя считать традиционные правила незыблемыми, вечными, неприкасаемыми, приемлемыми для всех времен, так как время вносит свои коррективы. Всё же ими нельзя пренебрегать, так как это ведет к распаду личности, общества, культуры свидетелями чего являемся мы, поколение, живущие сегодня.

Мы должны понять, что благодаря семье прошлое связывается с настоящим и будущим. Семья должна воспитывать понимание зависимости людей от прошлых поколений. Чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера, – за его спиной целая цепочка жизни его предков. Семья подчиняется неустранимому закону иерархии и субординации: женщина должна повиноваться мужчине, а младший – старшим.

         При нормальном развитии общества одни поколения передают другим накопленные материальные и духовные богатства. Каждое новое поколение должно обладать большим материальным и духовным потенциалом, чем предыдущие, тогда обеспечивается нормальное прогрессивное развитие культуры и человечества.

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что необходимо уделять особое внимание семье, семейным традициям, которые складывались веками и были основой, фундаментом государства. Именно возрождение и сохранение нашей культуры, семейных традиций, дает возможность возродить мощь страны, нации и здоровой семьи.

 


Библиографический список
  1. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002.
  2. Чурсина, В.Н. Социальная-культурная адаптация семьи: теоретические основы и механизм регулирования: социология культуры и, духовной жизни / В.Н. Чурсина. – Курск, 2004.
  3.  Черняк, Е.М. Социология семьи: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2004. – 238 с.
  4. Стрельцов, Ю.Н. Культурология досуга: учебное пособие / Ю.Н. Стрельцов; Министерство культуры РФ; МГУКИ; рец.: М.А. Ариарский, Н.Ф. Максютин. – М.: МГУКИ, 2002.
  5. Социология семьи: учебник для студ. вузов «Социология» / МГУ им. М.В. Ломоносова; А.И. Антонов, О.В. Дорохина, В.М. Медветков и др; под ред. А.И. Антонова. – М.: ИНФРА. – М., 2005.
  6.  Каргин, А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних уч. заведений культуры и искусств. – М.
  7. Культурологическое образование нового тысячелетия: сборник методических докладов и тезисов преподавателей учреждений. СПО культуры и искусства: Вып. 5 / сост. и науч. ред. Д.В. Монастырский, рец.: Н.А. Никитина, Д.В. Монастырский. – М.: ИП Монастырская М.В., 2004.
  8. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация