ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ

Абоимова Ирина Сергеевна1, Трофимов Виктор Сергеевич2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кандидат педагогических наук, доцент
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, доцент

Аннотация
В данной статье раскрываются актуальные вопросы повышения качества подготовки бакалавров дизайна в вузе, определяются некоторые пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: бакалавр, дизайн-образование, качество образования


DESIGN EDUCATION: PREPARATION OF BACHELORS IN THE UNIVERSITY

Aboimova Irina1, Trofimov Viktor2
1Nizhegorodsky State Pedagogical Minin University, candidate of pedagogic sciences, Associate Professor
2Nizhegorodsky State Pedagogical Minin University, Associate Professor

Abstract
The article reveals current questions of quality rising in bachelors of design university education and defines some solutions.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Абоимова И.С., Трофимов В.С. Дизайн-образование: подготовка бакалавров в ВУЗе // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1266 (дата обращения: 03.01.2014).

Одной из основных задач развития высшего профессионального образования в области дизайна, обеспечения качества профессиональной подготовки бакалавра дизайна особенно актуально сейчас, когда содержание подготовки специалистов данного профиля в вузе постоянного корректируется ситуацией на рынке труда.

В рыночной экономике качество жизни рассматривается с позиции потребителя. «Качество изделия» может проявляться только в процессе потребления (Дж. Ван Этингер, Дж. Ситтиг). Очевидно, что существует прямая зависимость между качеством образования (качеством подготовки бакалавров дизайна) и качеством окружающей пространственно-предметной среды, где дизайнер является гарантом этого качества в настоящем и будущем.

Международная организация по стандартизации определяет «качество» как «совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» (В.И. Васильев, В.В. Красильников, С.И. Плаксий, Т.Н. Тягунова). Философия качества является наиболее распространенной в наши дни. Дизайнеры призваны выполнить «суперзадачу – создание гармоничной, полезной, удобной среды жизнедеятельности человека».

В российском профессиональном образовании в настоящее время активно осуществляется компетентностный подход, который диктует необходимость пересмотра содержания многих учебных дисциплин, в том числе и основной профилирующей дисциплины при подготовке бакалавров дизайна – «Дизайн-проектирование».

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО целью обучения бакалавров дизайна является подготовка квалифицированного специалиста в области дизайна, обладающего профессиональными компетенциями, умеющего принимать самостоятельные решения в различных ситуациях, прогнозировать их последствия, способного к постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию

Будущие бакалавры дизайна в своей профессиональной деятельности должны решать следующие профессиональные задачи:

* разработка и выполнение эскизов, дизайн-проектов, объектов дизайна на основе методов дизайн-проектирования, эргономики и антропометрии, основ изобразительного искусства, проектной графики, компьютерных технологий;

* деятельность в промышленном производстве с применением знаний в области инженерно-технологического конструирования и макетирования, технологии изготовления продуктов дизайна;

* осуществление управления в дизайнерских фирмах и организациях;

* преподавательская работа.

Исследование показало, что одним из важнейших условий результативности обучения бакалавров проектно-художественной деятельности и формирования проектно-художественных умений является интеграция содержания специальных дисциплин. Интеграция, осуществленная на общенаучном, общетехническом, общепроектном и частнопроектном уровнях, дает возможность структурировать содержание в следующие блоки:

* общенаучный – обеспечивает усвоение фундаментальных знаний, умений по предметам естественнонаучного цикла;

* общегуманитарный – способствует усвоению гуманитарных знаний, умений;

* общетехнический – направлен на формирование знаний технических наук;

* художественный – развивает творческие способности и практические художественно-изобразительные навыки;

* общепроектный – инвариантный, включает общие принципы дизайн-проектирования, общие проектные закономерности и принципы, процедуры и способы их выполнения;

* частнопроектный – включает вариативные модули, конкретизирующие частные технологии проектирования объектов различного назначения.

Особенностями процесса обучения студентов дизайн-проектированию является способность реализовывать интегративное содержание дисциплин, наличие технологии формирования проектно-художественных умений, создание оптимального психологического климата в процессе обучения.

В традиционной практике обучения дизайнеров долгое время практиковался линейный способ последовательности изучения учебного материала и преимущественно индуктивно-формальный способ формирования понятий и умений. Таким образом, каждое последующее понятие, закон, правило, способы действия изучались как нечто обособленное, самостоятельное. Считалось, что такой порядок изучения способов действий позволяет сосредоточить внимание студентов в данный момент обучения только на одном понятии, на репродуктивном усвоении знаний, на отработке отдельных умений, что якобы не допускает смешивания одного понятия и способа действия с другим.

Исследования дидактов и психологов доказали, что такой способ является непродуктивным, что одновременное (параллельное) и системное усвоение связанных между собой понятий и умений оказывается более эффективным. Основанием для этих исследований явились учения А.П. Павлова, Ю.А. Самарина и др. об ассоциациях, о роли перемежающихся противопоставлений в процессе образования понятий. Ученые отмечают, что педагогические системы профессионального образования не могут быть решены «без соответствующих форм интеграции различных знаний, умений и навыков», что особенно актуально в настоящее время при подготовке бакалавров дизайна.

Интеграция рассматривается не как самоцель, не как простая сумма содержания отдельных предметов, а как попытка нового структурирования знания на качественно ином уровне в целях ликвидации многопредметности, разобщенности, дублирования, в целях понимания студентами этапов, структуры и содержания проектной деятельности в области дизайна.

Дизайн-проектирование – это творческий процесс. Одна из концептуальных идей этого процесса – это идея развития инновационной деятельности. Она подразумевает объективное расширение границ творческой деятельности дизайнера за счет появления новых дизайнерских технологий, новых конструкций и материалов, а также учет постоянно развивающихся потребностей общества в появлении инновационных проектов. Исследователь Н.Е. Федоренко подводит нас к пониманию философской основы возникновения творческой, преобразующей деятельности человека в окружающем мире, как изначально и «неизбежно» присущей ему деятельности».

Специфика деятельности дизайнера предполагает постоянное обновление решений художественного, конструкторско-технологического, технического характера. Однако дизайнерские инновации формируются только на междисциплинарной основе, в результате трансфера (переноса) и рекомбинаций сведений и умений из одной области знаний или деятельности в другую. Главная задача дизайнера, по утверждению ведущих исследователей дизайна – это не стереотипно использовать известные знания в практических целях.

Реализация данной концептуальной идеи обусловлена не столько усвоением знаний, умений и навыков будущим бакалавром дизайна, сколько развитием определенных профессиональных качеств, в частности креативности. Эта ценностно-личностная категория является условием творческого развития личности и составляет важный резерв ее самоактуализации, поскольку проявляется в восприимчивости к новым проблемам, открытости к новым идеям, склонности изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения неожиданных, необычных решений жизненных и профессиональных проблем.

Соответственно на основе общей творческой способности развивается специальная креативность в определенной сфере деятельности. Результат подобного развития – сложившаяся личность с оригинальным стилем самовыражения в творческой деятельности – специалист-дизайнер. Вместе с тем в развитии креативности существует проблема ее целесообразности: отсутствие или низкая степень выраженности креативных свойств имеет определенную значимость. В этой связи целенаправленное взаимодействие студента и педагога в профессиональной подготовке, когда преподаватель стремится помочь студенту в развитии креативного потенциала, а будущий бакалавр дизайна, осознавая необходимость развития такого качества, принимает эту помощь, приводит к устойчивым изменениям уровня развития данного феномена и повышает качество дизайн-проектов.

Происходящие в области дизайна интеграционные процессы, появление новых видов дизайна повышает роль интегративных и целеполагающих функций специалиста. Образовательное учреждение системы высшего профессионального образования призвано создать оптимальные условия для разноуровневой, дифференцированной профессиональной подготовки будущих дизайнеров.


Библиографический список
  1. Абоимова И.С. Дидактические условия формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. – 24 с.
  2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
  3. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: основы теории. – М.: Архитектура, 2006. – 295 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация