ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШРИФТОВОЙ КУЛЬТУРЫ: РУКОПИСНЫЙ ТЕКСТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Павлова Надежда Анатольевна
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
кандидат искусствоведения, доцент

Аннотация
Материал посвящен русской рукописной традиции, развитие которой рассматривается в зависимости от инструментария и технологий, в связи с методикой преподавания письма в школе. Ставится проблема усовершенствования образцов шрифтовой графики для обучения письму в связи с изменением инструментария письма.

Ключевые слова: графический дизайн, информационные технологии, каллиграфия, коммуникация, письмо, традиция, шрифтовая культура


TRADITIONAL RUSSIAN CULTURE OF TYPE: HANDWRITING IN THE PAST AND PRESENT

Pavlova Nadezhda
Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design
Candidate of Art Criticism, Associate Professor

Abstract
The main stages of evolution of domestic handwriting tradition. Development of handwriting tradition which considered depending on tools, technologies, and in connection with the procedure teaching of handwriting. The problem of type graphic enhancements samples for teaching writing. The need to preserve the graphic cultures tradition and art of calligraphy.

Рубрика: Секция 5. Теория и история искусств

Библиографическая ссылка на статью:
Павлова Н.А. Традиции отечественной шрифтовой культуры: рукописный текст в прошлом и настоящем // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1262 (дата обращения: 02.01.2014).

Мы живем в век новых информационных технологий, изменения в этой сфере происходят постоянно. Графический дизайн, область человеческой деятельности, отвечающая за обеспечение оптимальной стратегии обработки информации, предъявляемой в визуальной форме, охватывает и сферу письма, ведь корень “grapho-“ в переводе с греческого значит «письмо». Известно, что дизайн, а значит и графический дизайн, можно рассматривать как технико-эстетическую систему. В какой степени письмо и обучение письму зависит от технологии? Как изменения в области новых информационных технологий отражаются на рукописной графике?

Удобство процесса письма зависит от инструмента, которым пишет человек. Функции письма – фиксация информации, с целью ее хранения и передачи, осуществления коммуникации в человеческом обществе. Письменность прошла долгий путь развития. Мы знаем, что этот период начинался во времена, когда люди рисовали знаки на камнях и на стенах пещер. Постепенно совершенствовались инструменты, которыми пользовался человек в своей трудовой деятельности, инструменты для письма изменялись также. Почти пять веков назад в Западной Европе, а позже и в России, письмо начинает постепенно вытесняться полиграфическими технологиями. Поначалу оно ушло из сферы создания книг, но еще оставалось в сфере канцелярии, офиса, частной переписки и продолжало изменяться в соответствии с функциями и эстетикой времени. Умение писать красиво являлось показателем образованности и ценилось так же, как и в прошлые века. Постепенно увеличивалось количество людей, умеющих писать. С конца XIXвека в канцеляриях и офисах появляются пишущие машинки, и уже в начале ХХ века машинопись окончательно заменяет рукописный текст в канцеляриях. Но умение красиво писать еще остается одной из общественных ценностей, издаются многочисленные пособия для желающих улучшить свой почерк.

 В наши дни мы являемся свидетелями того, как новые информационные технологии влияют на нашу привычку записывать мысли на бумаге, пользоваться ручкой и карандашом в повседневной жизни. Мы реже пишем письма для того, чтобы отослать их по почте, всё чаще мы набираем их на клавиатуре персонального компьютера и посылаем через Интернет – мы больше не зависим от расстояний. И теперь мы уже имеем возможность благодаря мобильному телефону, посылать и принимать текстовое сообщение практически отовсюду. По статистике молодые люди набирают на клавиатуре мобильных устройств и отсылают адресатам до 40 сообщений в день. И все же, рукописный текст остается одним из самых быстрых способов фиксации мыслей. Новые технологии помогают в этом. Мы можем написать короткое сообщение ручкой-стилусом на сенсорном экране смартфона. Этот текст можно сохранить в памяти устройства или переслать адресату. Почти все современные смартфоны, оснащены сенсорными экранами и многие из них приспособлены для ввода текста рукописным путем, и программами, позволяющими распознавать и перекодировать эти знаки в наборный текст. Одно из лучших устройств, предназначенных для работы с рукописным текстом Samsung Galaxy Note III, с инструментом рукописного ввода информации — остроконечным стилусом SPen. Благодаря этому устройству и специальному программному обеспечению пользователь имеет возможность рисовать и писать на сенсорном экране ручкой-стилусом также легко, как и на бумаге. В настоящее время существуют, даже, такие инструменты, которые позволяютписать как по обычной бумаге, так и по сенсорному экрану планшетного компьютера. Кроме того, существуют разнообразные модели электронных устройств для ввода графической информации, в том числе рукописного текста, в персональный компьютер посредством электронного планшета и электронного пера.Возможности электронного рисования и письма почти не ограничены – подобное устройство, даже небольшого размера, раскрывает перед пользователем богатейшие возможности самовыражения. Трудно предположить какие новшества в области электронного письма нас ждут в будущем.

Но и традиционные инструменты, инструменты для письма по бумаге и другим поверхностям, претерпели существенные изменения. Ещё в XIX веке, после того как стальные перья вошли в обиход, инструментарий письма активно совершенствовался. В конце прошлого века чернильницы с едкими фиолетовыми чернилами, кажется, исчезли навсегда. В двадцатом веке вошли в обиход авторучки с открытым или закрытым пером и новые чернила для письма ими. Позже появились шариковые и гелевые авторучки, роллеры для письма тонкими линиями. Благодаря усилиям дизайнеров улучшается эстетическое и эргономическое качество инструментов для письма, процесс письма делается все более комфортным. Изменяется ли графика?

Известно, что графической основой государственного языка в нашей стране является кириллица, имеющая славную историю. Сам алфавит претерпел не одну реформу, неоднократно менялись и стили письма. Изменение стиля письма не в последнюю очередь зависит от изменения инструментария. Известно, что уже в XII веке в Великом Новгороде была всеобщая грамотность, жители писали письма друг другу на кусочках бересты металлическими или костяными инструментами, так называемыми «писалами», для продавливания линий на бересте. Дети учились писать на другом материалы, на дощечках покрытых воском, текст легко «стирался» специальной гладилкой расположенной на другом конце «писала». Эта экономичная технология записи учебных текстов была распространена в то время и в Западной Европе. Такой инструмент позволял рисовать каждую букву сравнительно крупно, отдельно от другой буквы, письмо-рисование было медленным, но четким. Русские книги того времени, писавшиеся ширококонечным пером, являются образцами истинного искусства письма. Все увеличивающаяся потребность в записи текстов привела к большей беглости письма, книжная скоропись XV-XVI веков уже носит следы некоторой поспешности и небрежности по сравнению с более древними образцами книжного письма. Нужды российской канцелярии XVIII-XIX веков повлекли изменение почерковых разновидностей в сторону большей функциональности, беглости письма. В Западной Европе происходили сходные процессы и в начале XVIII века в повседневную жизнь входит непрерывное курсивное письмо, базовой формой строчных букв которого являются овалы. Наиболее известные образцы такого письма даны Джоржем Бикхемом в пособии «Универсальный учебник каллиграфии» 1743 года, с вариантами для различных повседневных нужд. В это время в Европе издается множество подобных руководств. Уже к концу восемнадцатого века письму остроконечными перьями в английских школах обучали по единому образцу в «монотонном стиле», разработанным Дж.Уэббом в 1796 г.

В России к середине XVIII века из письма так же были отброшены все излишние витиеватые надстрочные и подстрочные элементы, часто украшавшие рукописи эпохи Барокко и Рококо, но буквы еще тщательно выписываются по отдельности. «Простая красота буквы», так ценимая типографами того времени, становится ценностью рукописи. В руководстве по каллиграфии 1811 года дан по-настоящему дизайнерский подход к анализу шрифта: выбран модуль, равный ширине пера, который определяет высоту и ширину строчной буквы как 7:3; выделены общие для всех строчных букв элементы; определены пропорции строчных и прописных знаков; определен угол расположения листа бумаги к положению руки пишущего и даны рекомендации правильного положения пишущего за столом. Но, буквы в рукописном тексте все еще отдельны друг от друга, между ними нет единой связи. Быстрая скоропись (слитное письмо), ставшая классическим каллиграфическим письмом, пришедшая в Россию из Западной Европы в начале XIX века, на наш взгляд, способствовала развитию русской литературы. Автографы А.С. Пушкина теперь изучаются и хранятся как величайшая национальная ценность. За последние годы по образцам его почерка, являющегося замечательным образцом экспрессивной русской каллиграфии, для фирмы «ПараТайп» дизайнером Г.Фридманом создана целая серия наборных шрифтов под названием «Пушкин».

В середине позапрошлого века в школах изучалось искусство красивого письма, и не только грамотность, но и красота почерка ценились и являлись показателем образованности человека. Красота графики давалась учащимся напряженным трудом, поэтому много внимания уделялось, так называемой, гигиене письма в школах, многочасовые занятия чистописанием требовали оптимального положения спины и наклона головы ученика. Методика занятий постоянно совершенствовалась, но не всегда успешно. В то время в школах Европы проводились эксперименты по проведению занятий чистописанием, существовал не один способ обучения письму. Некоторые педагоги требовали обязательного использования модульной сетки с косыми линейками на начальных этапах обучения, другие считали этот метод вредным, ограничивающим свободу пишущего, но пропагандировали метод обучения красивому слитному письму под руководством учителя, отбивающего такт и задающего таким образом ритмичность движений. Шли дискуссии о том, каким должен быть угол наклона буквы. Доказывалась польза письма букв под углом в девяносто градусов к линии строки, то есть без наклона, когда край тетради учащегося располагался параллельно краю стола. При такой графике скорость письма снижалась, но спина ученика оставалась прямой, голова лишь немного наклонялась вперед, и тем предотвращалось появление близорукости. Были научно обоснованы, как бы мы теперь сказали, эргономические требования к рабочему месту школьника, определена оптимальная высота стола в зависимости от роста учащегося.

В начале прошлого века, интерес к каллиграфии в России оставался высоким. Обобщался опыт прошлого, издавались руководства для тех, кто хотел исправить свой почерк. Социальные потрясения, произошедшие в нашей стране, оказали влияние в большей степени на типографику, определяющую внешний вид печатных изданий, чем на культуру письма. В школах пользовались из года в год переиздаваемыми прописями, разработанными еще в царское время, — в них вносились лишь небольшие поправки. Всё еще ценилась красота каждой буквы, технология письма стальным остроконечным пером позволяла менять нажим пера, выводить тончайшие волосные линии при малом нажиме и более жирные штрихи при сильном нажиме пера. Ценилось слитное наклонное, быстрое письмо, которым школьники овладевали к концу обучения в начальной школе (А. Демкин,1933).

В шестидесятых годах прошлого века, технологические изменения пришли не только в типовое домостроение, оставившее нам безликие железобетонные пятиэтажки. В это же самое время в советской школе произошли технологические изменения в области письма – школьникам разрешили пользоваться сначала поршневыми авторучками, а позже и шариковыми ручками. Централизованно проводились эксперименты по упрощению письма, введению безнажимного письма, письма линией одной толщины. Графика рукописного шрифта максимально упростилась. Это упрощение повлекло за собой изменение формы букв. Были потеряны некоторые функциональные элементы букв, обеспечивающие возможность писать быстро и слитно. Обоснованием упрощения была не только необходимость, приспособления графики к новым пишущим инструментам, но приближения графики письма к типографскому шрифту, которым печатались тексты для обучения чтению. Каллиграфию, чистописание, перестали преподавать в школе как отдельный предмет, и новые прописи с буквами упрощенной формы были введены почти во все школы. Положение ухудшилось в начале девяностых, когда появилось множество прописей созданных разными авторами без учета шрифтовой эстетики, некоторые издания не выдерживают никакой критики. В следующем десятилетии прописям стали уделять большее внимание. Но, даже в лучших изданиях, структурный анализ формы букв позволяет выявить грубые ошибки. Например, отсутствие непрерывных связок и петель в буквах, как в написании строчной буквы «ы», затрудняет изучение письма и делает принципиально невозможным обучение быстрому слитному письму, так необходимому старшеклассникам, студентам и аспирантам.

Как и сто лет назад интерес к каллиграфии, искусству красивого письма, высок в художественной среде. Сегодня каллиграфия — это сфера приложения творческих сил графиков и дизайнеров-графиков, экспрессивная каллиграфия вносит живой человеческий элемент в их произведения и проекты. Но, интерес к каллиграфии существует не только в среде художников и этому свидетельствует успешно реализуемый с 2008 года под эгидой ЮНЕСКО российский проект «Международная выставка каллиграфии», миссия которого «формировать красивое, здоровое общество через искусство каллиграфии», вести постоянную работу по популяризации искусства письма, привлекать внимание к занятиям молодежи письмом и каллиграфией.

В настоящее время новые шрифтовые технологии позволяют создавать наборные шрифты, повторяющие рукописные формы, и нет нужды учить младших школьников писать буквы, похожие на типографский набор. Представляется, что правильнее создавать для учебников шрифты, повторяющие форму школьной рукописи. Удачным примером такого дизайна является шрифтовая гарнитура «Прописи», созданная в фирме «ПараТайп» для набора учебных текстов, необходимых при обучении в школе. Но, таких шрифтов должно быть больше,— имеет право на существование не только одна модель письма, должен быть достаточный выбор разных моделей письма как для обучающихся письму, так и для улучшающих свой почерк.

Каким должен быть шрифт в книгах, предназначенных для дошкольников и младших школьников, обучающихся чтению и письму? Над этой проблемой уже давно работают дизайнеры в Великобритании. И эта задача также должна решаться отечественными разработчиками шрифтовых гарнитур.

На наш взгляд, достаточно высокий уровень отечественного графического дизайна позволит с учетом прошлого опыта, требующего более детального изучения, и новейших информационных технологий, улучшить графику шрифта, шрифта который должен стать образцом для обучения быстрому разборчивому письму в школе, письму, соответствующему потребностям современного интеллектуально развитого человека.

 

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация