ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СООБЩЕСТВ В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Якушкина М.С.1, Илакавичус М.Р.2, Будай Л.П.3
1«Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования, д.п.н., зав. лаб.
2«Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования, к.п.н., ст. научн. сотр.
3«Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования, научн. сотр.

Аннотация
В статье представлены примеры эффективных практик неформального образования для разновозрастных сообществ в условиях диверсификации образования, социального партнерства музеев и образовательных учреждений.

Ключевые слова: неформальное образование, разновозрастные сообщества


EFFECTIVE PRACTICE OF INFORMAL EDUCATION FOR DIFFERENT AGE COMMUNITIES IN THE DIVERSIFICATION OF EDUCATION

Yakushkina M.S.1, Ilakavichus M.R.2, Budaj L.P.3
1"Institute for teacher education and adult education" of the Russian Academy of Education, Ph.D., Head. Lab.
2"Institute for teacher education and adult education" of the Russian Academy of Education, Ph.D.
3"Institute for teacher education and adult education" of the Russian Academy of Education, RA

Abstract
The paper presents examples of effective practices of informal education for different age communities in the diversification of education, social partnership of museums and educational institutions.

Рубрика: Пленарное заседание

Библиографическая ссылка на статью:
Якушкина М.С., Илакавичус М.Р., Будай Л.П. Эффективные практики неформального образования для разновозрастных сообществ в условиях диверсификации образования // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1260 (дата обращения: 02.01.2014).

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что диверсификация рассматривается сегодня в качестве одной из основных мировых тенденций развития системы образования, общепедагогического принципа развития непрерывного образования. Диверсификация является одним из направлений развития и условием обеспечения непрерывности образования, обусловлена объективно существующей диверсификацией потребностей индивидов в зависимости от сфер применения результатов образования, видов выполняемой деятельности, типов организаций, в которых тот или иной человек работает и т.д.

Рассмотрим несколько примеров диверсифицированных маршрутов неформального образования для разновозрастных сообществ [1,2].

Музей театрального  и музыкального искусства предлагает для родителей с детьми абонемент «Театральные ладошки», в рамках которого формируется сообщество «музейный педагог – взрослые – дети – театральная студия – сотрудники видео лектория». Интерактивная семейная программа выходного дня «Театральные ладошки» рассчитана на родителей с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и состоит из четырех занятий, которые проходят по выходным дням.

Первое занятие включает обзорную экскурсию для взрослых по экспозиции третьего этажа, в то время как дети участвуют в интерактивной программе  на экспозиции «Волшебный мир театра», где в макетном зале знакомятся с историей театра и познают мир закулисья. Затем дети и родители встречаются и дети рассказывают родителям все, что они запомнили. Педагоги, присутствуя рядом, дают дополнительные пояснения и отвечают на вопросы взрослых. Задание на дом для взрослых и детей –  нарисовать, что им больше всего запомнилось и понравилось. На следующей встрече в музее педагоги оформляют выставку рисунков.

Вторая встреча совместно родителей и детей проходит в зале «Закулисье», где педагоги, активно вовлекая посетителей, рассказывают и показывают, какие бывают театры: кукольный, перчаточный, пальчиковый, театр марионеток и т.д. Затем всем присутствующим предлагается спектакль в постановке театральной студии «Куколка». 

Во время третьей встречи родители вместе с детьми изготавливают кукол для пальчикового театра и смотрят музыкальный фильм о различных театральных жанрах. Заключительное занятие –  показ спектакля, подготовленного дома совместно родителями и детьми. Музей выдает призы и «Диплом участника семейной программы» всем, кто принимал участие в постановке  домашнего спектакля. Кроме того, дети получают в подарок рабочую тетрадь на закрепление материала под названием «Театральная азбука», специально разработанную к этой программе музейными педагогами.

Программа «Театр на столе» предлагается в музее музыкального и театрального искусства сообществу  «музейный педагог – куратор и педагог социального Центра – взрослые – дети». Сотрудники музея проводят предварительную диагностику будущей группы детей и родителей. Цель диагностики  – выявить интересы, коммуникативные особенности, знания,  умения с целью дальнейшей корректировки деятельности музейных педагогов во время работы группы. В продолжение подготовительного периода происходит эмоциональный настрой членов будущего разновозрастного сообщества на предстоящую деятельность. Многие группы требуют значительной подготовительной работы музейных педагогов (например,  бывшие воспитанницы детского дома, в настоящий момент находящиеся под покровительством социального Центра «Подсолнух»).  Количество детей – 20 человек, возраст -  от 1,5  до 7 лет. Девушки – одинокие  мамы, родившие детей в 13-15 лет. Количество взрослых – 17 человек в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие образование 7-8 классов и работающие, как правило, в сфере обслуживания.

Большим опытом образовательной деятельности разновозрастных сообществ обладают музеи Германии. Интересен опыт Гамбурга, Кунстхалле.  Там собирается сообщество «научный сотрудник – педагог – взрослые (слепые) – дети (слепые) – взрoслые сопровождающие (социальные центры) – родители». Группа слепых  от 7 до 62 лет,  взрослых с сопровождающими и детей с родителями в количестве 22 человек. Занимаются в течение года один раз в месяц  рисованием, лепкой. Часто проводятся беседы по картине. Перед каждым занятием предполагается посещение фондов, где  заранее приготовлены металлические, деревянные, каменные, гипсовые, тряпичные вещи. Их можно пощупать, подержать в руках  (слепые видят кончиками пальцев).

Разрабатывается подобное направление и в Финляндии, в Южно-Карельском художественном музее, где собирается сообщество «педагог – взрослые – дети» – группа бабушек с внуками разного возраста (6-11 лет) в количестве 19 человек. Встречаются один раз в месяц на занятии, тема которого «Шкатулка воспоминаний». Поочередно каждый взрослый с ребенком готовит рассказ об истории своей семьи с показом фотографий, рисунков, кукольного театра с человечками – членами семьи (рассказ об истории каждого), исполняются любимые песни. Кроме того, приносят старинные вещи и рассказывают, чем эта вещь дорога и памятна семье.

В Художественном музее Хамменлинна создано сообщество «педагог – взрослый». Программа «Зона воспоминаний»  предназначена для  взрослых людей, от 40 и старше. Она собирает финские семьи, вернувшиеся из эмиграции. Это  рассказ  о традициях семьи, воспоминания о прошлой жизни, рассказ о том, что заставило предков уехать (часто после «Зимней войны»),  как им жилось в эмиграции; что послужило толчком к возвращению на Родину; куда они вернулись (нередко в чужие дома). Большое значение приобретает показ дорогих для семьи вещей: фотографий, вышивки, часы, ручная кофемолка, статуэтки, картины. Такие встречи – воспоминания сближают людей,  помогают на какое-то время отвлечься от проблем, вспомнить своих предков, отметить традиции, которые в настоящее время уходят, а их,  по мнению участников программы, хотелось бы сохранить.     

Большой потенциал для дополнительного неформального образования детей и педагогов заложен в школьных музеях с глубокими историческими корнями, традициями, связанными с именами великих людей (авторские программы, дополнительные учебные пособие, рабочие тетради, проч.); в малых мемориальных музеях, музеях-квартирах.

Подобные диверсифицированные практики и образовательные программы используются сегодня ИПОООВ РАО и в сфере неформального образования разных (смешанных) категорий взрослого населения (граждан 3-4 возраста, граждан с ограниченными образовательными возможностями), в том числе в сфере дополнительного педагогического образования [3].

В заключении подчеркнем, что диверсифицированные педагогические практики ведут к установлению новых педагогических отношений, при которых принцип взаимного содействия и сoтрудничества обучающихся и преподавателей, самих обучающихся становится реальной управляющей силой поддержки преемственности образовательных программ и непрерывности системы образования в целом.

Публикация осуществляется в рамках плановой темы НИР РАО

(№ госрегистрации 01201353823)


Библиографический список
  1. Развитие самостоятельной деятельности посетителей городских музеев (Санкт – Петербург, 2011) / Авторы: Л.П.Будай, М.С. Якушкина – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.
  2. Будай, Л.П. Развитие воспитательного пространства образовательного учреждения с использованием потенциала музейной педагогики// Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования.- 2010.-  №4. – С. 132-135.
  3. Якушкина М.С. Развитие самостоятельной деятельности субъектов пространства образования взрослых // Материалы международной научно-практической конференции Государств-участников СНГ «ПОСТДИП-2010. Современные технологии образования взрослых», Гродно, 2010. – С. 25-34.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация