ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Титова Ольга Анатольевна
Белгородский государственный институт искусств и культуры
старший преподаватель кафедры общего фортепиано

Аннотация
В статье раскрывается актуальность и значение формирования музыкальной культуры студентов при обучении игре на фортепиано в вузах культуры и искусств, на основе интеграции в образовательном процессе компетентностного и культурологического подходов. Показаны инвариативный и вариативный уровни содержания образования в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, раскрыты понятия «музыкальная культура и личности» и «музыкальная культура специалиста», показаны компоненты педагогической технологии формирования музыкальной культуры студентов (теоретический и технологический блоки); раскрыта музыкальная культура в аспекте музыкальных компетенций и музыкального мировоззрения.

Ключевые слова: инвариативный уровень содержания культуры, культура, музыкальная культура, музыкальная культура личности, музыкальная культура специалиста


FORMATION OF THE MUSICAL CULTURE OF THE STUDENTS OF TEACHING TO PLAY THE PIANO IN UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS

Titova Olga
Belgorod state institute of arts and culture
senior lecturer of the chair of General piano

Abstract
In the article topicality and importance of formation the musical culture of the students in Universities of Culture and Arts on the foundation of integration in educational process of competent and culturological approaches are discovered. Invariant and variant levels of educational concepts in forming common-cultural and progressive competences are showed, meanings of « musical culture and person» and « musical culture of specialist» are discovered, contents of teaching technology of formation of the musical culture of the students are showed (theoretical and technological blocks); musical culture in aspect of musical competence and philosophy of the life is discovered.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Титова О.А. Формирование музыкальной культуры при обучении в вузах культуры и искусств // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1259 (дата обращения: 05.01.2014).

В сложных условиях становления и развития в России постиндустриального, информационного общества, модернизация и реализация ФГОС третьего поколения «должна быть направлена на формирование высокоинтеллектуальной, духовно богатой, толерантной, профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества» [1, с. 73].

         Нами разделяется точка зрения А.М. Новикова о том, что «образование – это развитие жизненного опыта человеком, т.е. построение своего образа окружающего мира и образа своего «Я», обретение своего места и роли в этом мире» [2], а также его мысль о том, что культура – основание содержания [3, с. 3]. Особая роль в повышении уровня культуры в современной российской действительности принадлежит социально-культурному образованию, готовящему специалистов для сферы культуры и искусств – основных субъектов социокультурных преобразований, которым предстоит выполнить «историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества» [4, с. 2].

          Среди нескольких сотен теоретических определений культуры в аспекте проблемы статьи больше всего импонируют такие: 1) Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д. [5, с. 68]. 2) Термином «культура» обозначается определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою деятельность. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей, наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (художественная культура, культура быта, труда); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Категория «культура» обозначает созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения» [6, с. 228-229].

Внимание к раскрытию сущности культуры привлечено еще и тем, что разразившийся в начале ХХI века мировой кризис всех сфер общественной жизни, вовлекший в свою орбиту и Россию, в последней особенно специфичен кризисом культуры. «На современном этапе развития, отмечает В.В. Горшкова, – российское общество остро ощущает глобальный кризис, который охватил не только социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека – его сознание, духовность, чувства, поведение. Деиндивидуализация и дегуманизация личности, предельный рационализм и нездоровый прагматизм мышления, утрата нравственных ориентиров и чувства принадлежности к своей стране, распространение ассоциальных моделей поведения, дезадаптация детей, молодежи и взрослых – это далеко не полный перечень негативных явлений, указывающих на снижение качества человеческой жизни в процессе расчеловечивания «собственно человеческого в человеке» [7, с. 44].

         Большинство ученых нашей страны констатируют, что кризис в России не экономический, а гуманитарный, духовно-нравственный. Этот вывод подтверждает возрастание необходимости повышение качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности путем интеграции в образовательном процессе компетентностного, культурологического, андрагогического, аксиологического и других подходов. В связи с негативными явлениями в области социальной жизни, нравственного воспитания, кризиса образовательной системы, преподаватели фортепиано, работающие со студентами в вузах и колледжах культуры и искусств попали в довольно сложную ситуацию. Во-первых, представители подрастающего поколения в России в условиях насаждения поп-культуры, рок-музыки, рыночного шоу-бизнеса приходят учиться настоящей народной, эстрадной, классической музыке с низким уровнем стихийно сформированной музыкальной культуры. Во-вторых, с каждым годом на факультеты социокультурной деятельности приходит все меньше и меньше студентов, имеющих начальную музыкальную подготовку. В-третьих, преподавателям фортепиано приходится не просто учить, а переучивать студентов, корректируя их музыкальную культуру. Это задача трудная и требует теоретически, технологически и методически обоснованного подхода к формированию музыкальной культуры таких студентов.

         Мы рассмотрим решение этой сложной проблемы с позиций культурологического подхода в образовании, авторами которого являются В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин, Н.Е. Щуркова, А.В. Хуторской и др, а психолого-педагогические основы этого подхода разработаны В.И. Андреевым, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытько, В.В. Гузеевым, В.И. Загвязинским, И.А. Зимней, В.Л. Ляудис, В.А. Сластениным, В.В. Сериковым, В.И. Слободчуковым и др.

          В противоположность исторически традиционному знаниевому подходу, «предметоцентризму», – пишет В.В. Краевский, – И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным была выдвинута концепция «культурологического подхода», рассматривающая содержание образования, как педагогически адаптированный опыт человечества. Опыт, тождественный по структуре (разумеется, не по объему) человеческой культуре» [8]. Безусловно, в культурологическом подходе к образованию важную роль играет его содержание. «Содержаниеобразования может стать условием процветания нации или причиной ее упадка, поскольку в значительной мере обусловливает состояние здоровья, уровень интеллекта молодых поколений, наличие у них образа мира – жизнеутверждающего, агрессивного или деструктивного. Конкурентоспособность государственного и частного секторов производства, экономическое благополучие страны, её лидерство в политической жизни цивилизованного мира – решение этих и других национальных проблем связано с содержанием образования [9, с. 3]. Однако культурологический подход – это не только содержание образования. Он включает в себя и инновационную педагогическую технологию (цель; субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса; теоретико-методологическую основу; принципы; функции (теоретический блок); а также содержание, формы, методы, приемы, средства; критерии, показатели; диагностический инструментарий определения уровней; анализ результатов, интерпретирование, коррекция, выводы (технологический блок).

         «Освоение человеком обучающимся объективных компонентов культуры исходит не только через непосредственное восприятие материальных предметов – сооружений, машин, произведений искусства и т.п., сколько за счет освоения идеальных продуктов, составляющих общественное сознание, отражающих общественно-историческое бытиё человечества. Формами общественного сознания – их всего девять – выступают: язык, обобщенное сознание, мораль, право, политическая идеология, наука, искусство, философия, религия. Они являются содержанием образования в части освоения обучающимися компонентов культуры» [3, с. 3].

         Содержание, формы, методы, приёмы, средства образования, использованные в технологии социально-культурного образовательного процесса, составляют основание формирования культуры обучающихся. Спецификой же формирования культуры обучающихся в образовательном социокультурном процессе обучения игре на фортепиано студентов является формирование и корректировка музыкальной культуры будущих специалистов этой сферы.

         Культура – понятие интегративное, сложное, ёмкое, имеющее свою достаточно разветвленную сеть типов и видов. Нас, преподавателей фортепиано, наряду с формированием общей жизнеутверждающей гуманистической культуры, волнует проблема формирования музыкальной культуры будущих специалистов социально-культурной сферы, в учебный план подготовки которых включен предмет «Основы игры на фортепиано, аккомпанемент».

         Музыкальная культура – это часть культуры личности, обеспечивающая её высокой уровень и состоящая из освоения музыкально-технических знаний, умений, навыков и художественных образов произведений народной, эстрадной, классической музыки, приносящих при прослушивании или собственном исполнении радость, эмоциональное наслаждение и восторг. Музыкальную культуру можно рассматривать и в аспекте музыкальной культуры личности, и в аспекте музыкальной культуры специалиста. Отличие заключается в том, что к определению музыкальной культуры личности добавляется фиксация профессиональной культуры специалиста, т.е. её использование в целях повышения качества подготовки профессионала социально-культурной сферы деятельности.

         При формировании музыкальной культуры специалиста социально-культурной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано нами выделяются две части: инвариативная и вариативная. Инвариант – это то содержание музыкальной культуры будущего профессионала социально-культурной деятельности, содержание которого вошло в основы стандарта учебного материала по предмету. Вариативная часть формирования музыкальной культуры предполагает специальный отбор содержания образования с учетом музыкального вкуса и музыкальных интересов обучающего и обучаемого. Инвариативная часть музыкальной культуры определяется ФГОС ВПО в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, связанных с выработкой способности и готовности будущего специалиста использовать полученное музыкальное образование в социально-культурной деятельности (умения исполнять грамотно, технически точно, художественно-выразительно сольную инструментальную программу; аккомпанировать певцу-солисту, вокалисту или инструментальному ансамблю, хору; петь под собственный аккомпанемент; читать с листа и транспонировать; подбирать по слуху; составить словесный комментарий к исполняемым произведениям; владеть навыками самостоятельной творческой работы над музыкально-исполнительским репертуаром, необходимым ему как специалисту немузыкальных профессий, обучающемуся игре на фортепиано. Всё перечисленное составляет объём полученных и готовых к профессиональному использованию знаний, умений, навыков и способов фортепианной деятельности, составляет содержание музыкальной культуры специалиста социально-культурной деятельности в виде сформированных профессиональных компетенций.

         Вариативная часть музыкальной культуры осуществляется параллельно с формированием профессиональных компетенций. Её содержанием являются общекультурные компетенции в аспекте получения музыкального образования: знание истории становления и развития фортепианной музыки, изучение творчества композитора в расширенном объеме, апробирование своих музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора, формирование музыкального вкуса, самостоятельная инициатива и творчество в разработке вариантов использования результатов фортепианного образования. Эти содержательные части вариативной музыкальной культуры, соединяясь с содержанием инвариативной части и составляют, фактически, требования к результатам обучения игре на фортепиано студентов, выполнение которых гарантирует формирование высокой музыкальной культуры на основе компетентностного подхода.

         Реализация компетентностного подхода в процессе формирования музыкальной культуры студентов в вузах культуры и искусств, с точки зрения содержания компонентов музыкальной культуры личности, включает в себя музыкальную компетенцию и музыкальное мировоззрение. Музыкальная компетенция личности включает когнитивный, операционально-технический и личностный аспекты. Музыкальное мировоззрение – аксиологический, морально-этический и социально-культурный аспекты.

         Чтобы процесс формирования музыкальной культуры шел качественнее и эффективнее, его содержание в образовательном процессе должно реализовываться в процессе обучения игре на фортепиано интерактивными формами, методами, приемами и средствами.

         Таким образом, в статье нами обоснованы: культурологический подход в обучении игре на фортепиано через подробное описание его основания – культуры; показана сущность и раскрыто содержание музыкальной культуры студентов в инвариативном и вариативном уровнях содержания; раскрыты понятия «музыкальная культура личности» и «музыкальная культура специалиста социокультурной деятельности»; обоснован вывод о необходимости формирования музыкальной культуры студентов в процессе обучения игре на фортепиано инновационными интерактивными формами, методами, приемами и средствами; показана интегративность использования при формировании музыкальной культуры студентов компетентностного и культурологического подходов как фактор повышения качества подготовки специалистов социокультурной сферы деятельности.


Библиографический список
  1. Миронов В.Г. Инновационная направленность – фактор конкурентоспособности педвуза /В. Г. Миронов //Педагогика. – 2012. – №1.
  2. Новиков А.М. Основания педагогики /А. М. Новиков. – М., 2010.
  3. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования / А.М. Новиков // Педагогика.– 2011.– №1.
  4. Васильева Е.Н. «Инновационная парадигма российского социокультурного образования. автореф. дис. … д-ра пед. наук / Е.Н. Васильева. Тюмень, 2007.
  5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М. : Академия, 2000.
  6. Хорунженко К.М. Культурология: энцикл. слов. / К. М. Хорунженко. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.
  7. Горшкова В.В. Образование взрослых в аспекте культуры: феноменологический аспект / В. В. Горшкова // Педагогика – 2011. –№7.
  8. Краевский В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому / В. В. Краевский. М., 2000.
  9. Ильченко В.Р. Модернизация содержания образования как национальная проблема / В. Р. Ильченко, К. Ж. Гуз // Педагогика. – 2011.– № 4.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация