ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО СОЦИУМА

Максименюк Марина Юрьевна
Запорожская государственная инженерная академия
преподаватель кафедры менеджмента организаций

Аннотация
Дается анализ путей преодоления этнонациональных конфликтов как путей развития полиэтнического социума; отмечается, что актуальность исследования обусловлена высокой динамикой этнонациональных процессов современности, которые происходят в качественно новых условиях (технологических, информационных, политических, культурных, цивилизационных), связанных с глобализацией, регионализацией, информатизацией. Раскрывается сущность того, что детерминантой полиэтнического социума является мультикультурализм как отображение существования в обществе разных культур.

Ключевые слова: доктрина мультикультурализма, механизм разворачивания конфликтов, механизм урегулирования конфликтов, полиэтнический социум, стратегии противодействия, этнонациональные конфликты, этнонациональные процессы


OVERCOMING OF ETHNONATIONAL CONFLICTS AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF MULTIETHNIC SOCIETY

Maksimenyuk Marina
Zaporozhye State Engineering Academy
Lecturer of Organization Management Department

Abstract
The analysis of the solutions of the ethnic conflict as ways of the development of multiethnic socium is given, it is marked that the relevance of the study depends upon the high dynamics of ethno-national processes of modern world, which occur in a qualitatively new conditions (technological, informational, political, cultural, civilizational) associated with globalization, regionalization, informatization. The essence of the fact that a determinant of multi-ethnic society is a multiculturalism as a reflection of the existence of different cultures.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Максименюк М.Ю. Преодоление этнонациональных конфликтов как фактор развития культуры полиэтнического социума // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1258 (дата обращения: 05.01.2014).

Актуальность темы исследования преодоления этнонациональных конфликтов как фактора развития полиэтнического, поликультурного, поликонфессионального социума в контексте современных цивилизационных тенденций и осмысление этнонациональных процессов в условиях глобализации принадлежит к числу наиболее актуальных проблем. Тем более, что актуальность исследования межнациональных конфликтов и путей их преодоления вызвана динамичностью современной интеллектуальной сферы, конструктивными изменениями самой эпистемологической ситуации в философской науке, появлением новых проблемно-тематических приоритетов, теоретико-методологических подходов, неизбежным увеличением философских знаний.

Во-первых, невзирая на то, что проблематика преодоления этнонациональных конфликтов в социально-философской литературе разрабатывается уже давно, все же существует возможность углубить и расширить философский анализ этих явлений, так как условием этого служит динамика современного мира, процессы, которые в нем происходят, и связанная с ним трансформация научно-философских парадигм и дискурсов. Так, философия постмодернизма (М. Фуко), общая теория социальных систем (Н. Луман) дают возможность продуцировать новые («неклассические») интерпретации сложной взаимосвязи «этнического» с «политическим», «социальным», «национальным» и «глобальным».

Во-вторых, актуальность исследования обусловлена высокой динамикой этнонациональных процессов современности, которые происходят в качественно новых условиях (технологических, информационных, политических, культурных, цивилизационных), связанных с глобализацией, регионализацией, информатизацией. Этнос и нация, как и другие социальные системы и сложные социальные организмы, основываются на новом типе коммуникации, которая в пространстве глобализированного мира, приобретает значительных изменений, в контексте которой происходит столкновение традиционных и космополитических ценностей, и которые приводят к этнонациональным конфликтам.

В-третьих, в новых цивилизационных условиях глобальность и этнизация «раздирают» национальное государство этнонациональными конфликтами, которые угрожают многим государствам расколом общества. Конфликты детерминируются этнонациональными рисками, что происходит в пространстве этнонационального государства, в результате чего можно предвидеть в будущем раскол многих полиэтнических наций, которые не имеют государственности, но стремятся реализовать формально поддерживаемое ООН право на самоопределение в контексте конструирования социальной реальности [1, С.22].

В-четвертых, актуальность исследования вызвана увеличением во многих странах мира проблем, связанных с этнической миграцией, политикой мультикультурализма или монокультурализма, в результате чего государственные институты национальных государств не выполняют своих функций. В результате урегулирования межэтнической проблематики, в том числе этнорелигиозной и этнолингвистической, ряд западных демократий придерживается политики мультикультурализма, другие страны пытаются создать гражданскую нацию, принадлежность к которой базируется не на этнокультурных факторах, а на соблюдении законов, прав и свобод или на религиозной основе. В то же время построить гражданскую нацию еще не получилось ни в одной стране, а современная этнокультурная и демографическая политика, возможно, делает эту цель недостижимой. Этнонациональный конфликт в полиэтническом социуме – это межгрупповая борьба за ограниченные ценности, участники которого определяют себя и противника по аскриптивным и генотипическим чертам групповой принадлежности. От этнического конфликта этнонациональный конфликт следует отличать по содержанию политических требований инициаторов борьбы – организованной этногруппы.

В-пятых, продолжается процесс национального строительства государства, в процессе которого возникают новые этнополитические образования, что требует государственного статуса, этнополитическая проблематика продолжает играть важную роль в качестве индикатора противоречий между большими государствами во взглядах на права человека и государственный суверенитет. И это не случайно, так как феномен полиэтнического социума продолжает быть динамическим, зависимым от большого количества разнообразных конфликтных факторов, и спрогнозировать преодоление этнонационального напряжения становится просто невозможно.

В-шестых, преодоление этнонациональных конфликтных ситуаций и осмысление этнонациональных процессов в условиях становления информационно-культурного единства требует реконструкции теоретических знаний о формировании парадигмы преодоления этнонациональных конфликтов и реконструкции полиэтнического общества как социального организма. Кардинальные геополитические изменения, которые происходят вначале ХХІ столетия, свидетельствуют о том, что мир вступил в период глубокой трансформации, которая сопровождается обострением широкого спектра этнонациональных конфликтов.

Доктрина мультикультурализма возникла как ответ на необходимость преодоления конфликтов в полиэтнических социумах, в состав которых входит несколько этнонациональных сообществ, в том числе и коренных народов; необходимостью комплексного осмысления феномена этнонациональных конфликтов, условий их преодоления, современных тенденций развития полиэтнического социума в эру глобализации и достижения стабильного развития. Цивилизация оказалась перед увеличением конфликтности, вызванной столкновением жизненно важных национальных интересов большинства государств мира и возникновением системы новых угроз их безопасности.Особенно это касается обществ, которые модернизируются, которые возрождают свою государственность, процесс становления которых связан с необходимостью обеспечения стабильности полиэтнического социума в условиях современных ситуациях конфликтогенности. Именно реализация этих задач будет способствовать разработке приоритетных направлений усовершенствования обеспечения стабильности полиэтничности социума, который находится в перманентной конфликтной ситуации, выхода его из состояния кризиса и перехода на качественно новый, высший неконфликтный и качественный уровень развития социума.

Социально-философский дискурс развития полиэтнического социума – это анализ этнических артефактов как совокупности этнического разнообразия современного мира, который отображается в мультиструктурах сознания индивидов, ценностных ориентациях и взаимодействии с мультипроцессами этнонационального мира. Полиэтнический социум представляет собой такой тип социума, который описывает качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов этнонационального организма. Полиэтнический социум как новое социальное явление, которое рождает множество этнонациональных конфликтов, есть характерным для большинства многонациональных государств, которые развиваются в условиях культурной глобализации, высокого уровня миграционных процессов, развития культурно-информационного пространства, нового этапа расширения Интернет в условиях глобализации.

Генезис «полиэтнического социума» как сложного социального организма детерминирован развитием миграционных процессов, связанных с многообразием культур, которые отражают процесс диалога культур и цивилизаций; глобализацией экономики и культуры, которая определяется экономичными, культурными, информационными потоками; языковым, этнокультурным, региональным плюрализмом; культурным разнообразием современного поликультурного общества. Полиэтнический социум современного общества связан с разными отличиями – этнокультурными, этническими, религиозными, языковыми, природно-историческими, которые влияют  на разные сферы существования человека. Полиэтнический социум – это социум, в котором проживают представители разного этнического происхождения и которые не сформировали свои структурированные общности – компоненты этнонациональной структуры общества. Полиэтнический социум как социальный феномен проявляется в космополитизме и культурном разнообразии, глобальном расширении информации, потреблении массовой продукции, появлении феномена «культурного гражданства», формировании геокультурных ареалов проживания разных наций и народностей.

Для современного полиэтнического социума стали характерными: 1) региональный плюрализм; 2) культурный плюрализм; 3) религиозный плюрализм. Сегодня социумы стают настолько разнообразными, что человечество живет в разных измерениях и мирах, которые частично совпадают и сотрудничают, частично существуют параллельно, частично – даже не пересекаются. Именно поэтому срез полиэтнического социума необходимо проанализировать в разнообразных измерениях: 1) локальный уровень; 2) субнациональный уровень (на уровне федеральных земель, штатов, территориальной автономизации унитарных государств); 3) национальный (на уровне суверенных государств и гражданского общества); 4) супранациональный (на уровне международных объединений); 5) глобальный (на уровне международных организаций типа ООН). Полиэтнический социум – это сообщество людей, социальная система, общество, которое определяется: 1) этническим фактором; 2) этнически маркированным социальным пространством, в котором существуют разные группы с разнообразными этническими характеристиками, которые влияют на социальные отношения; 3) этнокультурным (этноязыковым), который представляет собой сферу взаимодействия разных этносов, которые проживают на едином этнонациональном пространстве; 4) этнолингвистическим (этноязыковым), который определяется социумом, в котором существуют разные языки; 5) этнорелигиозным, который характеризует социум, в котором существуют религии разных вероисповеданий.

Детерминантой полиэтнического социума является мультикультурализм как отображение существования в обществе разных культур на протяжении определенного времени и пространства (темпорального измерения). В основе формирования единого поликультурного общества, в котором проживают миллионы людей других национальностей, формируются культурные архетипы, такие как: культурной поляризации, культурной ассимиляции, культурной изоляции, культурной гибридизации, в контексте которых человек должен адаптироваться к условиям глобализированного социума. Основой развития полиэтнического социума есть формирование метакультуры, которая развивается в контексте великих культурных ареалов на основе новых ценностных ориентиров. Метакультура полиэтнического социума определяется такими особенностями: 1) имеет надличностный характер; 2) объединяет разные, но похожие согласно некоторых общих параметров культуры; 3) в их основе языковая общность культур, которая обусловливает общность многих сторон культур, общность природных условий, общность религиозных вероисповеданий. История свидетельствует, что религии играют наиболее существенную роль в создании метакультур, выступая как соединительный узел, который объединяет культуры. Метакультуры – это цивилизации в хантингтоновском понимании, то есть культурные общности наивысшего порядка, в основе которых культурогенная сущность социальной самоорганизации [2, 280с.].

Атрибутивной чертой полиэтничности является ее дисперсность, локальность, отсутствие целостности, которая способствует культурному разнообразию, появление нового феномена «единства в разнообразии», формирование различных форм культурной и социальной идентификации на основе объединения некоторых локальных культур и архитектуры открытости. Анализ проблем поликультурного общества дает возможность проанализировать проблемы, противоречия, конфликты межнациональных отношений в условиях глобализированного мира. Как свидетельствует практика, существующие конфликты в полиэтнических социумах имеют не этнические, а политические и экономические причины.

Поэтому игнорировать мультикультурные процессы в поликультурном обществе наша страна не может в силу причин объективного порядка, так как для Украины мультикультурализм, невзирая на критику его взглядов, все же возможен, как и для других государств с многообразной культурой и этнически разнообразным населением полиэтнического состава. Мультикультурализм выступает как способ интеграции, которая расценивается, с одной стороны, как потеря своей идентичности, а, с другой стороны, – как реальная возможность противостоять насилию унифицированного социокультурного пространства. Таким образом, исследование поликультурного социума в условиях глобализации свидетельствует о том, что политика мультикультурализма, по мнению одних сторонников, способствует преодолению этнонациональных конфликтов, а, с другой стороны, их усугубляет.

Этнонациональные конфликты порождены разнообразными факторами, которые требуют разработки стратегии их противодействия. Эти факторы обусловливают разработку стратегии управления этнонациональными конфликтами, то есть нахождение путей их преодоления. По мнению многих исследователей из Европы, в ближайшие годы в Европе основными будут две группы факторов – экономические и культурные, которые будут обусловливать предмет будущих конфликтов и их идентификацию. Чтобы адекватно объяснить природу конфликтов и их отличие от аналогичных явлений, следует определить границы конфликтов, то есть их внешние границы в пространстве и времени. Почти все концепции учитывают социальные и экономические причины межгрупповых конфликтов и причины социальной конкуренции и вражды, которые проявляются в действиях или даже представлениях тех или иных наций, народностей, этнонациональных групп.

Важное условие при выявлении стратегии противодействия этнонациональных конфликтов – это создание типологии этнонациональных конфликтов. Сложность решения этой задачи связана с идентификацией этнонационального конфликта: ее следует рассматривать как борьбу между корпоративно-клановыми группами в структурах власти; как коллизию между реформаторами и контрреформаторами; как противостояние разных политико-идеологических образований. Эта сложность идентификации конфликтов определяется многими противоречиями и интерпретацией этих противоречий в сознании участников. С точки зрения сфер выявления этнонациональные конфликты разделяются на: 1) международные и внутреннеполитические; 2) с точки зрения нормативной регуляции – на институциональные и неинституциональные; 3) с точки зрения возможности их регулирования – конфликты с нулевой (которые не имеют вариантов регулирования) и ненулевой суммой; 4) с точки зрения временной длительности – кратко, средне и долговременные конфликты. Анализ динамики важен и для того, чтобы адекватно оценить роль сил, которые принимают участие в конфликте. Поэтому следует иметь в виду, что каждый конфликт несет в себе как позитивные, так и негативные черты, поэтому приоритет тех или иных границ дает возможность расценивать его как конструктивный или деструктивный. Положительные стороны конфликта заключаются в следующем: конфликт ускоряет процесс самосознания и одновременно служит осознанию (идентификации) общности, тождественности интересов; он способствует разрядке, играет роль выхлопного клапана для конструктивного выхода эмоций; демонстрирует неудовлетворенность существующим положением вещей; принуждает двигаться вперед, отбрасывая старые отношения. Деструктивные отношения выражаются в следующем: конфликт создает угрозу социальной системе; подрывает доверие к сторонам конфликта; рождает недоразумения и разногласия. К реальным причинам конфликтов относятся особенности структурного и функционального состояния той или иной системы (социальная нестабильность, враждебность интересов).

Для выявления стратегии противодействия этнонационального конфликта следует выявить степень его угрозы. Этнонациональные внутреннеполитические конфликты следует дифференцировать по степени глубины и угрозы для общественной стабильности: правительственный кризис, который появляется вследствие потери правительством авторитета в обществе, аппарате и парламенте. Конфликты в парламентской деятельности существуют постоянно, они чрезвычайно разнообразные и могут возникать между парламентскими фракциями, между парламентом и правительством, между парламентом и президентом, между парламентом и группами давления. В условиях обострения межфракционной борьбы, когда конфликт достигает своего апогея, могут возникать ситуации, которые парализуют работу парламента. Выход из такого кризиса связан или с отставкой правительства, или с роспуском парламента и назначение досрочных выборов; появление конституционного кризиса, которому предшествуют конституционные конфликты, связанные с несовершенством законодательства. Стратегию борьбы с этнонациональными конфликтами  следует различать по типу их участников (личностей, групп, классов, наций) и по типу отношений (в средине и межсистемном уровне) следующим образом: 1) индивидуально-психологический уровень; 2) социально-психологический; 3) внутренненациональный; 4) международный.

На этнонациональный конфликт распространяются общие характеристики других видов конфликтов в контексте становления культурогенной сущности социальной самоорганизации в информационную эпоху [3, 608с.]. Субъектами в этнонациональных конфликтах могут выступать как отдельные индивиды, так и самые разнообразные социальные группы, интересы которых сталкиваются между собой. Предметом этнонационального конфликта, то есть того, по случаю чего возникает конфликт между определенными сторонами, могут выступать два вида конфликтов: 1) позиционный конфликт (то есть дефицит социальных позиций – социальных статусов и ролей); 2) дефицит источников (то есть дефицит некоторых материальных или духовных ресурсов). Факторами, которые приводят к конфликтам, служат: 1) верхний слой, который определяется социально-политическими и социально-экономическими параметрами; 2) нижний слой – ценности и традиции, которые свидетельствуют о наличии или отсутствии «культуры согласия» в обществе.

Следует учитывать и то, что наиболее общие причины конфликтов в реальной жизни получают форму конфликтующих факторов – своеобразной проекции главных источников борьбы (богатства, власти, престижа) на конкретные условия. Первая группа факторов: общие социально-политические факторы – политический режим, особенности политической системы и в целом политических отношений, которые осуществляют серьезное влияние на уровень социальной напряженности и конфликтности в обществе. Вторая группа факторов: социально-экономические факторы, которые способны породить серьезные политические противостояния: так, фактор экономического неравенства традиционно рассматривался как одно из главных оснований социальных беспокойств и политических потрясений. Кроме общественного неравенства, экономические факторы включают в себя экономико-географические характеристики производства, престижность того или другого вида деятельности, ее сложность, тяжелые условия, обусловленные специфическими особенностями той или другой отрасли. Третью группу факторов составляют: этнокультурные стимуляторы политических конфликтов. Речь идет о наличии прежде всего негативных стереотипов в отношении представителей других этносов и приписывания им негативных настроений в отношении себя. Четвертая группа факторов: социально-психологические, особенно социально-демографические: психология возраста, пола, гендерные различия.

Механизмы саморазворачивания этнонациональных конфликтов в полиэтническом социуме – это способы решения противоречий и последовательная реализация действий, которые базируются на основоположных принципах, целевой ориентации, функциональной деятельности с использованием соответствующих методов решения конфликтов и направлены на достижение определенной цели в условиях информационной эпохи. Механизм саморазворачивания этнонациональных конфликтов – это выявление причин и последствий конфликтов, это составная часть управления конфликтами, которая обеспечивает влияние на факторы, от которых зависит результат деятельность управленческого объекта. К тому же механизмом может быть и само государство, которое следует рассматривать как форму общественного самоуправления. Механизмы саморазворачивания этнонациональных конфликтов – это система знаний о сущности, закономерности действий и правила применения методов и способов влияния государства на протекание этнонациональных процессов, направленных на достижение целей государственной этнонациональной политики. Механизмы управления этнонациональными конфликтами представляют собой сферу деятельности государства с целью целенаправленного влияния на поведение участников этнонациональных процессов с целью обеспечения приоритетов гуманизации этнонациональных отношений; это организующее и регулирующее влияние государства на этнонациональную политику с целью ее упорядочения и повышения результативности. Механизмы саморазворачивания этнонациональных конфликтов рассматриваются как совокупность экономических, мотивационных, организационных и правовых способов целеустремленного влияния субъектов государства на согласование интересов участников этнонационального процесса.

Механизм саморазворачивания этнонациональных конфликтов в условиях современных интеграционно-дезинтеграционных процессов детерминируется политическим процессом, содержание которого можно рассматривать как разные формы взаимодействия политических субъектов. Механизм саморазворачивания этнонациональных конфликтов – это теоретическая и политическая борьба субъектов этнополитики (мобилизационных групп) за власть с целью модифицировать, трансформировать или сберечь социальный порядок, политические статусы или институты. Поэтому этнонациональный конфликт предвидит мобилизацию наибольшего количества сторонников каждой из конфликтующих сторон, что отличает этот вид конфликта от других. Сегодня происходят дискуссии относительно указанной категории, невзирая на классические определения, которые представлены в работах Л. Козера, К. Боулдинга, Р. Дарендорфа, базовые основы которых заключаются в следующем: 1) общество изменяется, общественные изменения происходят всегда и всюду; 2) общество демонстрирует черты конфликта, который присутствует везде и во всем; 3) для каждого общества характерным есть насилие одной части над другой. В соответствии с М. Дюверже, характерным для понимания конфликтов есть формирование теории в контексте интеграции с учетом биологических, психологических, демографических, географических, социально-экономических и культурных факторов. В результате он делает вывод, что в любом обществе существуют конфликты, которые никогда не исчезают. М. Дюверже пытается анализировать противоречия, которые ведут к конфликтам, выясняя природу горизонтальных и вертикальных конфликтов, как трансформируются конфликты ценностей в конфликты интересов, то есть в конкуренцию или в кооперацию.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Изучение этнонациональных конфликтов в их динамическом аспекте в полиэтническом социуме позволяет проследить переход конфликта от одной стадии к другой, выявить мотивационные причины конфликта, без которых трудно предвидеть динамику конфронтации. Типы этнонациональных конфликтов в современных условиях выделяются следующие: в соответствии с использованием силы – реалистические и нереалистические; в соответствии с объемом – использование и неиспользование военной силы; мирные и немирные; по вертикали -  между центром и регионами, между региональными и местными органами власти; по горизонтали – между группами титульной и не титульной нации, макроконфликты на особенном уровне.  Причинами этнонациональных конфликтов в современных условиях являются следующие: социальные, территориальные, национально-культурные, исторические, военные, религиозные, экологические. Методы преодоления и решения этнонациональных конфликтов в современных условиях: уклонение, отложение, переговоры, третейский суд, заключение мира. Факторы, которые способствуют возникновению этнонациональных конфликтов: появление критической массы реальных проблем и деформаций, наличие конкретных политических сил, определенный уровень национального самосознания Механизмы и пути преодоления этнонациональных конфликтов сводятся к следующему: необходимости разработки научной концепции гармонизации этнонациональных отношений; согласования интересов между центром и регионами; повышения национального самосознания и сознания; разработке государственной этнонациональной политики. Для преодоления этнонациональных конфликтов в современных условиях необходимо их адекватное познание и выработка государственной политики их урегулирования [4,с. 224-238].


Библиографический список
  1. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; [пер. с англ. Е. Руткевич]. – М., Медиум, 1995. – С. 22.
  2. Донникова И.А. Культурогенная сущность социальной самоорганизации: [Монография] / Ирина Анатольевна Донникова. – Одесса: Печатный дом, 2011.- 280 с.
  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана / М. Кастельс. – М.: ГУВШЭ, 2000. – 608 с.        
  4. Максименюк М.Ю.  Соціально-філософський дискурс розвитку поліетнічного соціуму // М.Ю.Максименюк // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії: [збірник наукових праць ].- Запоріжжя: Вид-во ЗДІА, 2010. – Вип.40. – С.224-238.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация