МОРАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОСТИ

Кунафин Марат Самирханович
Башкирский институт физической культуры (филиал Уральского государственного университета физической культуры)
доктор философских наук, профессор

Аннотация
В данной статье исследуется феномен моральной справедливости как основополагающее понятие философии права.

Ключевые слова: моральная справедливость


MORAL JUSTICE AS A FACTOR IN MODERN

Kunafin Marat
The Bashkir Institute of physical culture (branch of the Ural State University of Physical Culture)
Doctor of philosophical Sciences, professor

Abstract
This article explores the phenomenon of moral justice as a fundamental concept of the philosophy of law.

Рубрика: Пленарное заседание

Библиографическая ссылка на статью:
Кунафин М.С. Моральная справедливость как фактор современности // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1255 (дата обращения: 05.01.2014).

В диалоге «Государство» Платон говорит о справедливости как высшей добродетели в государстве. Справедливым он считает то общество, в котором каждый человек способен в полной мере реализовать данные ему от природы способности. Полагаю, что это определение является базовым для понимания как моральной, так и правовой формы справедливости. С одной стороны полная реализация данных от природы способностей человека означает освобождение его сущностных сил от всех возможных ограничений, в чем и заключается суть моральной справедливости. С другой стороны, реализация моральной справедливости происходит в обществе и носит не абстрактный, а конкретно-исторический характер, то есть управляется правовой справедливостью. Если мы, следуя Платону, принимаем, что целью истории является торжество моральной справедливости, то есть полная реализация человеком данных ему от природы способностей, то процесс истории не что иное, как последовательная смена правовых форм справедливости. Смена, вектор которой направлен на достижение моральной справедливости для всех.

«Невидимая рука» истории, раскрепощая с каждым ее витком природные способности человека, одновременно порождает новые и новые формы правовой справедливости и способы ее реализации, которые кристаллизуются в виде законов и норм их исполнения. Анализ исторических форм правовой справедливости наглядно показывает нарастающую конвергенцию ее содержания с содержанием моральной справедливости. То есть мы видим: более развитой исторической форме правовой справедливости соответствует большая степень раскрепощения природных способностей человека, он становится свободнее. На современном этапе мировой истории наиболее полную реализацию своих природных способностей человек осуществляет в условиях подлинной демократии, под которой следует понимать не конкретную форму правления, принятую в данном обществе, а действительное наличие независимого суда, свободных от цензуры СМИ, честных, конкурентных выборов. Закрепленное в законе и реализуемое на практике выполнение этих условий является на сегодня высшей формой соответствия правовой и моральной справедливости.

Понятно, что это соответствие несовершенно и сегодня в мире нет обществ, где раскрепощение человека было бы завершено. Но есть общества, где степень раскрепощенности и свободы человека находятся в точном соответствии со степенью развития правовой справедливости, выраженной состоянием суда, СМИ и выборов. Поскольку движение к состоянию максимальной моральной справедливости для всех является глобальной тенденцией нашего времени, то попытки препятствовать ей в современном мире всегда направлены на извращение сути демократических механизмов. И всюду где возникает несоответствие между уровнем моральной справедливости и уровнем правовой справедливости, то есть всюду, где разрушены вышеуказанные демократические механизмы естественное стремление к свободе и раскрепощению самих себя взрывает существующие формы правления.

С глобализацией как явлением человечество сталкивается не впервые. Все предыдущие глобализации не столько способствовали развитию правовой справедливости, сколько нивелировали ее нормы в соответствии с нормами обществ осуществлявших глобализационную экспансию. Современная фаза глобализации с одной стороны схожа с предшествующими, но с другой – радикально отличается от них. Сходство в том, что, как и прежде «детонатором» процесса глобализации выступают общества с наиболее высокими военно-экономическими стандартами. Отличие в том, что высокие экономические, военные и социальные стандарты этих обществ являются прямым следствием наиболее высокого стандарта соответствия моральной и правовой справедливости. То есть в этих обществах человек в наибольшей степени раскрепощен и свободен. Другое фундаментальное отличие современной глобализации, заключается во все возрастающей информационной «прозрачности» мира. В итоге глобализация сегодня вне зависимости от желания отдельного человека становится делом каждого.

Если смотреть на современный процесс глобализации масштабно как на исторический процесс дальнейшего движения человечества к наивысшему состоянию моральной справедливости, то главными в нем являются не ее преходящие достоинства и недостатки. Главным в этом процессе становится распространение наиболее высоких в данной системе стандартов соответствия правовой и моральной справедливости. Мир превращается в единый организм с единым «кровотоком» идей, из которых почти автоматически отбираются и усваиваются те, которые способны в наиболее полной форме реализовать данные от природы способности каждого человека, то есть идеи моральной справедливости, выраженные в формах справедливости правовой. Идеи, овладевающие массами, как известно, становятся силой, творящей историю.

Разумеется, интуитивное желание свободы и справедливости всегда натыкается на проблему конкретной реализации их норм. В силу этого процесс глобализации не является ни равномерным, ни справедливым в смысле распределения общественных благ. Однако любой человек независимо от системы политических координат, в которых он существует, желает или «проснется» и будет желать, чтобы суд был справедливым, выборы честными, а СМИ правдивыми. Поэтому все политические формы правления, так или иначе препятствующие свободной реализации способностей человека через беспрепятственное отправление норм правовой справедливости, если не сумеют измениться будут сметены народными восстаниями.

Если предыдущие фазы глобализации, сменяя одна другую, через кровь, несправедливость и жестокость, объединяли человечество «сверху» закрепощая способности каждого и ограничивая свободу всех в интересах раскрепощения способностей и свободы немногих, то современная ее фаза будет реализована «снизу» многими для раскрепощения способностей и свободы всех.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация