ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Кузнецова Елена Юрьевна
Крымское республиканское внешкольное учебное заведение "Центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи"
кандидат сельскохозяйственных наук, методист высшей категории по работе с одаренными детьми

Аннотация
В статье рассмотрена роль внешкольных учреждений в формировании экологической культуры учащейся молодежи.

Ключевые слова: внешкольное образование, экологическая культура


FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE AS AN INTEGRAL PART STUDENTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT COMPANY

Kuznetzova Olena
Crimean Republican extracurricular educational institution "Centre for Environmental and naturalistic art of studying youth"
Candidate of Agricultural Sciences, Methodist luxury to work with gifted children

Abstract
The article discusses the role of school institutions in the formation of ecological culture of studying youth.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Кузнецова Е.Ю. Формирование экологической культуры учащихся как неотъемлемая часть устойчивого развития общества // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1253 (дата обращения: 03.01.2014).

Важнейшим показателем экологической культуры является признание многообразной материальной, нравственно-эстетической и познавательной ценности природы. Следовательно, основной целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного и деятельного отношения к окружающей природной среде.

Экологическое образование и воспитание должно строиться в соответствии с Международной стратегией   действий в области образования и воспитания, концепцией непрерывного экологического образования в Украине, законами Украины и Крыма об образовании и охране окружающей природной среды.

К настоящему времени накоплено большое количество документов, регламентирующих отношения человек – природа. Многие из них предусматривают конкретные действия, направленные на сохранение живой природы в рамках сохранения биологического разнообразия, являющегося залогом процветания Крыма.

Согласно закону Автономной республики Крым «Об охране окружающей природной среды» (26. 03. 93. Ст. 8) экологические знания являются обязательными квалификационными требованиями для всех должностных лиц, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и воздействием их на состояние окружающей среды.

К сожалению, не только сотрудники, но  и руководители различных структурных подразделений, представители местной власти имеют о них весьма слабые представления, а проблема сохранения живого считается отнюдь не первостепенной важности.

Наиболее перспективным путем обеспечения рационального природопользования и устойчивого развития является создание самоподдерживаемой эколого-социально-экономической системы, обеспечивающей эффективное циркулирование информации. Необходимое условие упомянутого процесса – экологическая и экономическая грамотность населения.

Сложная динамика экономических и экологических потребностей человека требует всемерного расширения экологического просвещения, пропаганды экологических знаний среди населения, целенаправленного формирования «природоохранного» менталитета, природоохранных стереотипов поведения, прежде всего через систему образования. Эту систему необходимо перевести в конструктивное русло практического решения: создания междисциплинарных подходов, психолого-педагогических методик и конкретных обучающих программ для всех уровней системы образования.

Эта задача является официальным принципом экологической политики в Украине и входит в компетенцию исполнительной власти.

Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире и находится в прямой зависимости от экологического воспитания.

Немаловажную роль в формировании экологической культуры играют внешкольные учебные заведения эколого-натуралистического профиля, например, Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи» (КРЦЭНТУМ).

Процесс воспитания экологически образованной и культурной личности является непрерывным. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. В системе работы КРЦЭНТУМ могут быть выделены следующие формы воспитания экологической культуры:

- индивидуальное обучение или обучение в группах по программам творческого развития в области биологии и экологии, где воспитанники получают азы знаний по экологической культуре и этике;

- работа по исследовательским творческим проектам в области биологии и экологии под руководством ведущих ученых высших учебных заведений, таких как Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Крымский агротехнологический университет, Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского и научно-исследовательских институтов. Творческие проекты обязательно несут в себе экологическую составляющую, независимо от объекта исследования;

- полевые практики во время профильной химико-биологической смены для одаренных учащихся на базе Республиканского детского оздоровительного учреждения «Сокол», в ходе которых воспитанники знакомятся с уникальными  природными экосистемами Крыма, их видовым составом, необходимостью их сохранения, в связи с чем формируются представления об экологическом императиве;

- система творческих конкурсов и конференций учащейся молодежи эколого-натуралистического направления Республиканского, Всеукраинского и Международного уровня.

Среди всего многообразия конкурсных программ можно выделить несколько, имеющих ярко выраженную экологическую направленность, в ходе которых участники познают основы экологической культуры не только в теории, но и на практике. Это республиканская научно-практическая конференция учащейся молодежи «Проблемы охраны окружающей среды» (проводится с 1987 г.), республиканский конкурс научно-исследовательских проектных работ «Гармонизация растительного мира Крыма» (проводится с 2005 г.), Международный конкурс молодежных проектов по энергоэффективности «Энергия и окружающая среда», Всеукраинский конкурс «Intel Эко-Украина» – национальный этап Международного конкурса научно-технического творчества школьников IntelISEF и многие другие.

Хочется подробнее остановиться на особенностях проведения республиканского конкурса научно-исследовательских проектных работ «Гармонизация растительного мира Крыма», организационно-методическое обеспечение проведения которого осуществляет Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи».

Цели и задачи Конкурса: привлечение учащейся молодежи к выполнению научно-исследовательской и практической работы в области ботаники, фитодизайна, садово-паркового искусства, лесоведения. Структура Конкурса основана на идеях экоцентризма.

Конкурс проходит на базе кафедры лесного и садово-паркового хозяйства и Ботанического сада Таврического национального университета          им. В.И. Вернадского. Кроме защиты научно-исследовательских проектов в программу Конкурса входит образовательный семинар по актуальным проблемам садово-паркового хозяйства, который проводится в форме экскурсии по Ботаническому саду. В ходе экскурсии участники знакомятся с историей Ботанического сада, ландшафтной архитектурой парка, основными коллекциями, а также редкими и исчезающими видами флоры, подлежащими охране.

В рамках Конкурса реализуется экологический проект «Зеленый город», в ходе которого участники высаживают саженцы древесно-кустарниковых культур в парках и на улицах города Симферополя, в детских учреждениях, тем самым внося практический вклад в решение экологических проблем города.

Обязательным условием участия в Конкурсе является практическая реализация научно-исследовательской работы, с предоставлением материалов по стадиям выполнения проекта.

Научно-исследовательские проектные работы должны быть подготовлены по одному из следующих направлений:

1.                Ландшафтный дизайн. По данному направлению представляются проекты на следующие темы:

- Создание проектов новых парков и скверов с учетом требований ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства;

- Создание проектов малых форм озеленения (клумбы, рабатки, каменистые сады, альпинарии, беседки и т.д.).

2. Декоративное садоводство (дендрология и цветоводство). По данному направлению разрабатываются проекты по следующим тематикам:

- Изучение видового состава парков и скверов, проекты  по их реконструкции с обоснованием;

- Селекция и выращивание декоративных растений для использования их в озеленении;

- Фитодизайн интерьеров (зимние сады, озеленение школ).

3. Ботаника и экология. По данному направлению конкурсанты разрабатывают следующие темы:

- Проекты рекреационных троп с целью изучения растительного мира Крыма;

- Проекты экологических троп в горнолесной зоне Крыма;

- Проекты по воссозданию в лесных массивах редких и исчезающих видов деревьев и кустарников;

- Проекты по посадке и посеву леса, уход за посадочными плантациями;

- Проекты по засадке лесными породами яров и балок;

- Проекты созданию полезащитных  лесополос;

- Проекты по созданию защитных лесных насаждений по берегам рек и водоемов.

Как видно из тематики представляемых на Конкурс проектных научно-исследовательских работ, все они носят ярко выраженный экоцентрический характер.

Таким образом, формирование экологической культуры участников Республиканского конкурса научно-исследовательских проектных работ «Гармонизация растительного мира Крыма» происходит в нравственно-духовной сфере жизнедеятельности ребенка, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация