МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Климович Виктория Николаевна
Днепропетровский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
Советник директора Днепропетровского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, соискатель кафедры философии, социологии государственного управления

Аннотация
В статье рассматривается понятие «гражданственность» с точки зрения науки государственного управления. Предлагается рассмотреть систему местного самоуправления в качестве механизма государственного управления процессами формирования гражданственности.

Ключевые слова: государственное управление., гражданская активность, гражданская позиция, гражданственность, демократическое государство


CIVICISM AS INTEGRATIVE FRAMEWORK INTERACTION OF CIVIL SOCIETY AND STATE

Klimovich Victoria
Dnipropetrovsk Regional Institute of Public Administration of the National Academy of Public Administration under the President of Ukraine
Advisor to the Director Dnipropetrovsk Regional Institute of Public Administration of the National Academy of Public Administration office the President of Ukraine, Competitor of the Department of Philosophy, Sociology public administration

Abstract
Klimovich Victoria N., Dnipropetrovsk Regional Institute of Public Administration of the National Academy of Public Administration office the President of Ukraine; Competitor of the Department of Philosophy, Sociology public administration.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Климович В.Н. Местное самоуправление как механизм государственного управления процессами формирования гражданственности // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1248 (дата обращения: 06.01.2014).

Двадцать первое столетие, характеризующееся  динамичностью в сфере моральных отношений и ценностных ориентаций, подтолкнуло современное общество к поиску новых идейно-духовных ориентиров, способных это общество консолидировать. Одним из таких идейно-духовных ориентировисследователи рассматривают идею гражданственности, как основу взаимодействия гражданского общества и государства. Вместе с тем, понятие гражданственности не имеет единой трактовки и рассматривается в разных дисциплинарных категориях – от педагогики до политологии. Задача этой статьи – рассмотреть гражданственность с точки зрения науки государственного управления, а также проанализировать систему местного самоуправления в качестве  механизма государственного управления процессами формирования гражданственности.

Со времен Древней Греции гражданственность отождествляется с полноправием граждан. В советский период в качестве государственной идеологии гражданственность выражалась в виде патриотизма и гражданского долга. А в современном мире гражданственность – это возможность реального участия граждан в функционировании государственной власти и внедряемой ею политики, укрепления связей между гражданской позицией людей и требованиями реальной ситуации в стране. Это готовность и способность человека к активному участию в делах общества и государства на основе глубокого осознания своих прав и обязанностей. Это антитеза таким понятиям, как аполитичность, абсентеизм, социально-политическая индифирентность и синоним социально-политической активности и патриотизма [1. с.170].

Стоит отметить, что большинство ученых рассматривают гражданственность в контексте воспитания подрастающего поколения. Хотя управление процессами формирования гражданственности должно происходить не только через образовательную сферу, а и через средства массовой информации и третий сектор. Это будет содействовать гражданской социализации населения, культивированию соответствующих новому обществу идеалов, моральных и политических ценностей. Для этого нужно развивать эффективный общественный диалог, стимулировать к идентификации и самоидентификации,  работать над повышением уровня взаимного доверия государства и общества.

Основные направления влияния органов государственной власти на процесс формирования гражданственности украинского общества наведены на рисунке 1:

Рис. 1. (Направления влияния органов государственной власти на процесс формирования гражданственности украинского общества)

То есть, сегодня актуален вопрос создания нового формата взаимоотношений общества и государства, которые бы учитывали возрастание роли человеческого капитала в условиях рыночной экономики.

В течение многих столетий украинское общество развивалось «снизу вверх» – от гражданина и семьи через местную громаду к государственным образованиям. Такая схема, отражающая представление людей о гармоничном устройстве общественной жизни, не только содействует созданию сильного и комфортного для граждан государства с хорошо сбалансированной системой взаимоотношений между институтами власти и общественностью, но и подталкивает граждан к активному участию в жизни общества, усиливая ощущения причастности к исторической судьбе своей отчизны.

Сегодня, как никогда ранее, в Украине особенно актуальна задача совершенствования механизма, способного обеспечить согласованность индивидуальной инициативы граждан с политикой государства. Таким механизмом может стать гражданственность.

Действенным полем для формирования гражданственности можно рассматривать систему местного самоуправления.

Как элемент гражданского общества, считает В.Борденюк, местное самоуправление открывает простор для проявления активности людей, а как составляющая государственного механизма выступает способом привлечения населения к управлению государственными делами, преодоления отчужденности человека от власти [2. с.27].

Право граждан на участие в управлении государственными делами, как один из важнейших демократических принципов, предусматривает и Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Верховной Радой Украины в 1997 году [3]. Это право наиболее эффективно может совершаться именно на местном уровне. Тестом на зрелость и признаком институционализации демократической гражданственности стало подписание в 2009 году Дополнительного протоколак Европейской хартии местного самоуправления о праве участия в делах местного органа власти, его имплементация в украинское законодательство и практическое применение предусмотренных в нем стандартов. Ратификация этого протокола стала основой для дальнейших действий Украины в сфере эффективного управления. Протокол отражает разнообразие методов и процедур участия граждан в местной общественной жизни, установленных в национальном, региональном или местном законодательстве

Анализ социально-экономической ситуации стран Европы и мира показывает, что наибольших результатов в улучшении качества жизни граждан достигают те страны, в которых государственная власть и органы местного самоуправления открыты и прозрачны, едины в понимании поставленных целей, объединяют усилия по их реализации и имеют широкую поддержку населения.

В этом ракурсе гражданственность является одним из ключевых терминов для концепции гражданского общества, поскольку претендует на охват всех качеств и способностей, свойственных личностям, составляющим гражданское общество, – автономность, взаимность, способность к взаимодействию с другими ради общих целей, умение подчинять личные интересы общим и т.д. [4. с.59].

История многих стран свидетельствует, что местное самоуправление и гражданственность обычно идут рядом. На формирование гражданственности непосредственное влияние оказывает политическая ситуация, политическая культура, господствующая в стране на данный конкретный момент. Там, где интересы населения не ограничиваются рамками отдельной семьи, а охватывают все стороны общественной жизни, там активно развиваются самоуправленческие начала. И наоборот, в странах с деспотичными традициями и отсутствием гражданской культуры, самоуправление слабое, а гражданская инициатива подавлена.

Гражданственность способна влиять на общественный порядок как результат деятельности местного самоуправления; на качественный уровень и результат содействия граждан деятельности местных органов публичной власти в решении как общих, так и частных вопросов; на гражданский порядок, при котором гарантируются не только права и свободы в целом, но и общественные механизмы их реализации; на проявление и выражение энергии народа, самостоятельной деятельности местного сообщества и т.д.[5].

Таким образом, местное самоуправление – это самый короткий путь к решению жизненно важных для граждан проблем и основой гражданственности.

С одной стороны местное самоуправление способно стать своеобразной «школой» гражданственности с тем, чтобы гражданские качества укреплялись в процессе открытого и свободного решения людьми своих повседневных проблем. С другой стороны, наличие и функционирование этой связи определяется тем, как ведет себя государство по отношению к гражданам.

Постоянно, а особенно в периоды политических и экономических кризисов именно местное самоуправление должно брать на себя ответственность за решение вопросов жизнеобеспечения, стабилизировать социальную систему, предупреждать и снимать напряжение в обществе.

Местное самоуправление – это механизм согласования интересов общества и государства, уровень власти, который наиболее приближен к населению и отвечает за самые насущные вопросы его жизнеобеспечения [6. с.34]

Современная демократия требует от личности не только политической активности, но и осознания ею собственной роли и значения в жизни общества, а также конкретных действий в соответствии с собственными убеждениями и ценностями, то есть демократической гражданственности. И реализация идеи гражданственности способна повлиять на обеспечение демократического самоуправления и высокого качества государственного управления по лучшим мировым стандартам.

При этом, даже с учетом постоянного внимания государства к вопросам развития гражданского общества и формирования гражданственности, эти вопросы до сих пор не решены. Причина этого – отсутствие стабильной государственной политики в направлении развития гражданского общества, значительные различия между теорией и практикой.

Вместе с тем, вопросы развития гражданского общества в Украине и формирование гражданственности периодически поднимаются на государственном уровне. В частности, по словам Президента Украины В.Ф.Януковича, региональное управление и местное самоуправление неразрывно связаны с «демократией участия» на местах. Самоорганизация населения, укрепление общин должны содействовать повышению качества услуг, предоставляемых местной властью. Речь идет о качественно новой философии управления и новом видении путей решения проблем. Любые изменения заработают лишь при одном условии – если граждане поддержат и усвоят новые практики самоуправляемости, если они  преодолеют комплекс советской пассивности [7].

Общество никогда не будет гражданским, если его граждане будут пассивными, считает М.Ф.Маркова. Инициативность, самостоятельность граждан формируется посредством их деятельности, направленной на решение важных вопросов местной жизни [8. с.147]. Таким образом, для местного сообщества местное самоуправление – это своеобразная школа развития гражданской ответственности и социальной активности населения.

Привлечению общественности к решению важных общественных проблем сегодня препятствуют: ограниченный доступ граждан к информации, необходимой для принятия решений; недостаток доверия в обществе; неуверенность в своих силах; отсутствие необходимых навыков, , культуры, участия и опыта; патернализм; остаточные недостатки посткоммунистического социетального развития и т.д.

Преодолеть эти препятствия, по мнению многих ученых, можно путем системной, целостной стратегии, тактическими шагами которой является разработка социальных технологий активизации государственной политики  по развитию институциональной системы гражданского общества; поиск и обоснование адекватных современному этапу развития украинского общества принципов стимулирования индивидуальных и коллективных форм гражданской активности, а именно демократической  направленности, открытости и гласности, толерантности, патриотизма и технологичности [9, с.142].

Поэтому украинскому обществу необходимо научиться жить общиной, брать ответственность на себя, участвовать в решениях органов самоуправления. Для этого нужна большая разъяснительная, просветительская работа, качественно новый уровень подготовки управленческих кадров, усвоение лучшего зарубежного и отечественного опыта.

В связи с этим, задача государственного управления – формирование гражданственности, ориентированной на возрождение нравственности и законопослушности общества, потому что подняться на более высокий уровень развития украинская государственность может только при помощи действенного гражданского сознания. Именно гражданственность способна объединить нацию вокруг вопроса развития государства.

С учетом вышесказанного, сегодня необходимо на государственном уровне принять меры по поощрению гражданской инициативы и формированию гражданственности, сделав государственное управление этими процессами прозрачным и открытым. При таком условии организация местного самоуправления  с правами реального участия граждан в решении вопросов местного значения, наряду с действенными формами контроля населением должностных лиц и органов местного самоуправления, в перспективе способна кардинально изменить политическую структуру украинского общества. На этой основе будет повышаться ответственность граждан за местное развитие, будет расти профессионализм чиновников.


Библиографический список
  1. Батанов О.В. Сучасний муніципалізм в Україні: гуманістичні засади становлення та розвитку / О.В.Батанов // Правова держава : зб. наук.праць. – Вип. 21. – К. :Ін-т держави і права ім. В.М.Корецького НАН України, 2010. – С. 165-174.
  2. Борденюк В. Деякі аспекти співвідношення місцевого самоврядування, держави і громадянського суспільства в Україні / В.Борденюк // Право України. – 2001. – № 12. – С.24-27.
  3. Європейська хартія місцевого самоврядування [Электронный ресурс] // Закон України від 15.07.1997 р. № 452/97-ВР. –URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/994_036 (Дата обращения: 23.10.2013).
  4. Пащенко В. Моделі нормативного обґрунтування „громадянськості” / В.Пащенко // Політичний менеджмент. – 2004. – № 3. – С. 58-69.
  5. Парафило А.Л. Гражданственность в философско-правовом измерении. Автореферат дис… канд. филос. наук: 09.00.08 / А.Л. Парафило. – Ростов-на-Дону, 2011. – 26с. // [Электронный ресурс]. – URL: http://cheloveknauka.com/grazhdanstvennost-v-filosofsko-pravovom-izmerenii (Дата обращения 05.12.2013).
  6. Бутырина М.В. Местное самоуправление – основа формирования гражданского общества  / М.В. Бутырина // Вестник ИГЭУ. – 2010. – Вып.1. –[Электронный ресурс]. – URL:http://ispu.ru/files/%2044-48.pdf (Дата обращения 10.12.2013).
  7. Выступление Президента Украины на международных муниципальных слушаниях «Развитие надлежащего управления на местном и региональном уровнях» [Электронный ресурс] [2011]. –URL:http://www.president.gov.ua/ru/news/21776.html (Дата обращения 10.12.2013).
  8. Маркова М.Ф. Роль местного самоуправления в развитии гражданского общества в России / М.Ф.Маркова // Социально-экономическое развитие России в современном мире: сб. науч. трудов / по материалам Междунар. научно-практ.конф. «Социально-экономическое развитие России в современном мире» (г. Смоленск 1-2ноября 2011 г.) / под ред. А.В. Пещаницкого. – Смоленск, 2011. – С. 145-149. URL: http://smolenskcps.ru/files/198/sbornik-k-konferencii-1-2.pdf (Дата обращения 10.12.2013).
  9. Остапенко М. Громадянська активність як основа формування громадянського суспільства / М. Остапенко // Сучасна українська політика. Політики і політологи про неї. – К., 2011. – Вип. 22. – С. 135-143.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация