МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИЯМ

Иванцив Людмила Григорьевна
инженер-педагог, ветеран труда

Аннотация
На примере одной из практик культурно-исторической педагогики акцентируется на использовании слов широкого значения, что позволяет расширить поле выбора профессий, приблизить в профессионально-техническом обучении программную информацию к субъекту педагогической услуги и, тем самым, повысить ее качество.

Ключевые слова: объект, предмет сближения, субъект


INTERDISCIPLINARY IN VOCATIONAL TRAINING

Ivantsiv Lyudmila
engineer-teacher, a veteran labor

Abstract
An example of the practices of cultural and historical pedagogy focuses on using the words of a wide meaning, which allows extending the field of occupational choices, bringing in a vocational training program information to the subject of educational services and, thereby, improving its quality.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Иванцив Л.Г. Междисциплинарность в обучении профессиям // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1246 (дата обращения: 05.01.2014).

Реабилитация профессионально-технической школы (речь идет о начальном профессионально-техническом обучении украинских граждан в учебных заведениях двойного подчинения (со стороны Министерства образования и науки, научных учереждений АПН Украины) волнует всех заказчиков образовательной услуги, начиная от родителей и учеников – до смотрящих за исполнением приказов, программ, стандартов и прочих указаний в сторону организации обучения. Эти и другие документы нормативного характера достаточно демократичны в определенной мере. Всеобщая забота единодушна в главном и бескомпромиссном. Качество образования необходимо улучшать.  Мешают устаревшее мышление, надежда на лучшее будущее, подкрепляемая авторитетными источниками (система динамична и открыта для диалога). Диалог без позитивного результата, система перегрузки багажа знаний (введение новых предметов без достаточного обоснования, технического, учебно-методического обеспечения) ставят педагогов-практиков почти повсеместно в безвыходное положение воина без оружия.

Очевидны и озвучены/ожидают решения другие (от «низа до верха») актуальные проблемы: нерациональная, иногда криминального характера, трата денежных средств и т. п. осложнения. В особом статусе непререкаемости, сохранения устоявшихся взглядов пребывает наука в роли локомотива и двигательной силы образования. Масса приближенных к науке растет и близка к критической. Не принимается к действию философская трактовка основополагающих категорий (образование, педагогика, обучение, воспитание), альтернативные решения исторического подхода. Установка ответственности, когда «каждый должен» до сих пор не расшифрована применительно к рабочим в иерархии подчинения и полномочий, что приводит к перекосам, угрожающим устойчивости всего системного устроения.

Не всегда осознанный абитуриентами ПТУ выбор направления обучения (ряд сопутствующих обстоятельств велик) повышает ответственность педагогов-предметников за формирование разветвленной структуры знаний в аспекте социализации и профессионализма [1, с. 288–292], [2, с. 36–38]. Например, в границах профильной общетехнической дисциплины (электротехники) обучение межотраслевым профессиям и смежным специальностям выстраивается вокруг основной оси: «Энергетическое машиностроение, топливный или альтернативный энергетический ресурс, продукция электротехнической промышленности –> основной технологический процесс генерирования электрической энергии. «Я» электрослесарь цеха тепловой автоматики и измерений ЕС; электромонтажник электротехнического оборудования, систем низкого напряжения (вторичной коммутации в т. ч.) + потребитель услуг жилищного строительства, транспорта и жилищно-коммунальных услуг. Заинтересован в качестве жизни прежде всего для себя, родных, друзей, соседей и хороших знакомых. Понимаю значение своей профессии, рассчитываю на трудоустройство ближе к месту проживания, желательно на знакомом мне за период обучения предприятии, его условиями работы, системой и размером оплаты. Знаю о профессиональных обязанностях и возложенной на меня и всего коллектива ответственности».

Такой постановочный сценарий не может успешно реализоваться на платформе авторитарной педагогики, закрытой для новаций системе. На наш взгляд, сращение общекультурной и профессионально значимой информации осуществимо путем: 1) дробления основных логичных схематических построений (в соответствии с педагогическими целями); 2) их фрагментарной историко-гуманитарной реконструкции внутри профильной дисциплины как базового профессионального/культурно-исторического знания. Один из иллюстративных примеров действенности такой интегративной технологии, ее главного результата – активизации ученических эмоциональных реакций, рефлексии – схема: «Я – Мы/Народ]: строим энергетически самостоятельное государство, ориентированное на всеобщее благо». – [3, вып. 10, с. 3–10].

Первым шагом на пути освоения профессиональных знаний может быть обращение к этнографии (в статье. – конспективное и сокращенное изложение): Пасечники, землепашцы и мельники, гвоздочники, столяры/древоделы, мостники и бондари, гончары и стеклодувы, кузнецы, медники и оловольятели занимались ремеслом, промыслами. Орудия труда – инструменты, приспособления, устройства различных видов и назначения, сырье и материалы, транспорт (возки и возы, лодки разных типов). В каждом из занятий – все добытчики материальных благ, производители и потребители экологически чистой продукции. Как и в наше время, особо привлекательна рыбная ловля.

На примере такого полезного в разном отношении занятия и достаточно сложного промысла знакомим с «трудовым рецептом», подключая моменты прагматического и эмоционального настроя. Акцентируем на основных конструктивных (и теперь актуальных) решениях техники прошлого, мастерстве исполнения разных работ, значении традиций как предшествующего опыта. Важный момент появления универсального двигателя и начала промышленных революций – индустриализации всех промышленных отраслей национальных экономик, развития частного предпринимательства. Социальные процессы индивидуализируются, осознается существование профильного разделения труда и новых видов трудовой деятельности/новых возможностей выбора профессии. Мировоззренческие смыслы техногенных, экономических, социальных проблем (статусного разделения в т. ч.) разрываются в обозначенном учебной Программой времени, конкретизуются.

Информация о машинно-двигательной силе техники, его иллюстративно-информативная реконструкция может подаваться, например, в таком варианте и фрагментах: 1. “Бурлаки на Волге” И. Е. Репина и «конные машины» П. И. Шувалова; воспоминания Ф. И. Шаляпина (свидетеля бойкой и неустанной работы сотен людей на волжских пристанях, протяжного пения крючников (“Ой, ли матушка ты Волга, Ой, широка и долга. Укачала, уваляла. У нас силушки не стало!”), сопровождающего благостную картину (проплывающие белыми лебедями пароходы). 2. Картины художника-мариниста И. К. Айвазовского (величие грозной морской стихии и мужество моряков и рыбаков); работа “Алушта” ученика Айвазовского/художника Л. Ф. Лагорио (рядом с детально выписанным большим судном (парусные мачты и дымовая труба) соседствует небольшой по размеру паровой буксир.

Немаловажен «его величество» фактор. Внимание учащихся привлекает и такая сопроводительная информация: первый проект бр. Сименс по электрическому освещению (выставка картин Айвазовского, Москва, 1880) осуществлен после посещение России Эдвардом-Вальтером Сименсом в 1852 году. Цель – налаживание деловых контактов и выяснение перспектив сотрудничества. Имя основателя всемирно известной компании упоминается многократно (как достижений инженера и новатора в социальной политике).

В последние годы жизни В. Сименс говорил: “Если бы я не отдавал часть своих доходов своим верным помощникам, которые они честно заработали, эти деньги как расплавленное железо жгли бы мои руки. Я думаю, что моя жизнь удалась, она была наполнена делом, которое приносило пользу людям”. Неслучайной была и ремарка-уведомление: в 1992 г. компания «Сименс» открыла свои центральные и региональные представительства в нашей стране, принимает участие в работе Консультативного совета при Президенте Украины.

Такая и подобная информация исторического содержания на протяжении всего времени обучения работала как надежный механизм сцепления старого с новым, известного с неизвестным, эмоционального и логичного (близкого и долговременного). Большое место занимала история инвестирования капитала (в его разных формах) в развитие российской промышленности, торговли. Путешествие в прошлое расширяло границы знаний об Украине, в т. ч. способствовало заинтересованности в знаниях экономической географии.  При продуманном монтаже такой и подобный материал был уместен в урочное время и в мероприятиях просветительного характера.

Располагая информацией, собранной из разных источников, об отечественных компаниях-флагманах, формировалось общее представление о работе добывающей, металлургической, машиностроительной, химической, электротехнической отраслей, их продукции как необходимой для обеспечения работоспособности электроэнергетики (ее производственных мощностей). Состояние экономики в целом проектировалось на виды, объемы и условия выполнения работ – личную и коллективную ответственность за соблюдение технических, технологических правил и норм.

На примерах исторического периода длиной почти в два столетия (от первых решений Петра I – до эффективных навигационных мероприятий (перемещений грузов сплавщиками и развития судоходства на Днепре: перевозок людей и товаров, вооружения речным и морскими флотами. Популярное изложение короткой сопроводительной информации о применении на транспорте разных видов топлива и двигательной силы, электрического привода имело непосредственное отношение к программным темам общих сведений о типах электростанций, соприкасалось с другим знанием, расширяло границы востребованности электротехнических профессий.

Применительно к темам (Освещение и осветительные сети) органично подключалась информация об Александрийском маяке (Египет, остров Фарос, 332 г. до н. е.). На его изображении (архитектурно-строительная реконструкция после пожара) видна галера – гребное парусное судно, существовавшее до начала XIX столетия. И снова повод (на этот раз через подборку сходных по значению слов) расширить круг понятий технической терминосистемы, способствовать совершенствованию коммуникативных компетенций.

В один ряд выстраивались понимание галереи как помещения своеобразной архитектуры для разного рода демонстраций и галереи-перехода, которой пользовались во время экскурсии на ЕС. Внутри производственного корпуса видели строительные элементы и металлические конструкций для прокладки кабелей. Учились нумерации колон и рядов строительной конструкции как по месту, так и при чтении чертежей/планов расположения оборудования и электрических связей между ними. В кабельном полуэтаже (своеобразной галерее) уточняли разделение работ между строителями, монтажниками при пробивке входных отверстий в стенах, установке закладных, компенсаторов. Поясняли значение контроля качества (прокладки кабелей, их укладке на полках и т. п. работах, посылаясь на требования СНиП, ПУЭ и Правил технической эксплуатации. Изучали кабели и другую проводниковую продукцию, условия и способы их прокладки в технически и методически оснащенном учебном кабинете. Предварительно знакомились с историей первых кабельных производств на основе технологических решений по изготовлению канатов. Сравнивали, понимали схожесть конструкций, осваивали назначение отдельных элементов и терминов, заимствованных из других культур.

После посещения ЕС и экскурсии «Мосты Киева», демонстрации в учебном кабинете натурных образцов кабелей, тросовых проводок, слова кабельтов, кран-балка, мачта, лаг, ванты и т. п. [4, вып. 5, с. 21–26] наполнялись конкретным содержанием. В разном времени и пространстве все увиденное и услышанное складывалось в целостное знание.

Высокие смыслы постигали из истории жизни отдельных личностей [5, вып. 32, с. 107–114]. В каждом из посылов так или иначе присутствовала идея движения, передвижения, изменений, единства.

Недалеко от места захоронения Александра Великого (его именем назван Фаросский маяк – одно из семи чудес мира) находился Мусейон (музей) – обиталище муз, центр искусств и науки (ее академия и общежитие для ученых, и технический центр, и школа, и величайшая в мире библиотека): средоточие совместимого/прекрасного и полезного. Понимание значения педагогической информации культурно-исторического содержания (промежуточного звена/устройства, его узлов, элементов) как единения многообразного в процессе познания отображено в таблице.

Связи актуального

Прошлое Событийность Настоящее
Далекое Время Близкое
Цель Труд Результат
Информация Процесс превращений Знание
Субъект Приближение Объект
Частное Многое Общее
Рассуждение Благоразумие Умение
Технология Взаимообусловленность Техника
Профессия Подчиненность Специализация


Библиографический список

  1.  Іванців Л. Г. Формування змісту базових професійно-технічних знань засобами історичного пізнання // Гуманізм і освіта. Зб. матер. X Міжн. науково-практ. конф. Вінниця, 2010. Режим досупу: Теоретичні та методичні проблеми педагогіки і психології – Іванців Л. Г. … conf.vstu.vinnica.ua/humed/2010/3/ -.
  2. Іванців Л. Г. Інформаційне поле профорієнтації на електротехнічні професії: способи організації змісту // Матеріали сьомої Міжн. науково-практ. інтернет-конф. “Питання сучасної науки і освіти” – К., 2011.  Режим доступу: http://intkonf.org/ivantsiv-lg-informatsiyne-pole-proforientatsiyi-naelektrotehnichni-profesiyi-sposobi-organizatsiyi-zmistu/.
  3.  Іванців Л. Г.  Педагогічна цінність історичних знань у технічному навчанні // Дослідження з історії техніки: Зб. наук. праць. – К., 2007.
  4. Іванців Л. Г.  Історико-технічне знання як традиція мислення // Дослідження з історії техніки: Зб. наук. пр. – К., 2005. Режим доступу: http://journal.museum.kpi.ua/archive/2005-vol-5/.
  5. Іванців Л. Г. Виявлення духовної цінності реалістичного мистецького твору // Історія української науки на межі тисячоліть: 3б. наук. праць.  – К., 2007.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация