ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СИСТЕМНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Стеценко Ирина Александровна1, Занкова Екатерина Юрьевна2
1Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П.Чехова, доктор педагогических наук, доцент, декан факультета информатики и управления
2Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П.Чехова, сотрудник лаборатории проблем информатизации образования

Аннотация
В данной статье показана необходимость проведения системных иссле-дований в области электронного обучения. Доказывается многоаспектный характер электронного обучения с философской, информационной, дидактической, инновационной, организационной, психолого-педагогической, социальной и технической точек зрения.

Ключевые слова: информатизация., информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), многоаспектность, традиционное обучение, электронное обучение


E-LEARNING AS A SYSTEMATIC PEDAGOGICAL CATEGORY

Stetzenko Irina1, Zankova Ekaterina2
1Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute, PhD, Associate Professor, dean of the Faculty of Informatics and Management
2Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute, specialist in the Laboratory of Problems of Informatization in Education

Abstract
This article showa the necessity of conducting a systematic research in the field of e-learning. Multidimensional nature of e-learning is proved from phylosophical, informational, didactic, innovational, organizational, psychological, pedagogical, social and technical points of view.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Стеценко И.А., Занкова Е.Ю. Электронное обучение как системная педагогическая категория // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1245 (дата обращения: 05.01.2014).

На протяжении веков традиционное обучение подвергалось всевозможным реформированиям, стандартизирующим  элементы образовательного процесса, активизирующим  процесс обучения или совершенствующим методику преподавания и воспитания, но при этом никогда  не затрагивающим  традиционную  структуру организации образовательного процесса с моделью «face- to-face». При всех нововведениях  оставались неизменными роль педагога – единственного носителя и транслятора знаний, и роль обучающегося – пассивного приемника знаний. До того момента, когда применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании в основном воспринималось как техническая инновация, процессы информатизации образования протекали успешно: произошло техническое перевооружение всех образовательных учреждений, повысился базовый уровень ИКТ – компетентности педагогов, а преподавание информатики в общеобразовательных учреждениях позволило выпускникам уверенно чувствовать себя в современном  информационном пространстве.

Возможности  информационно – коммуникационных  технологий  на сегодняшний день достигли высокого  технического и информационного уровня и апробируются в образовательных системах   всех стран  мира и на всех уровнях образования  с различной долей успеха.   Максимально возможный набор ИКТ, применяемый в образовании,  приобрел термин «электронное обучение». По определению ЮНЕСКО, «электронное обучение – это обучение с помощью Интернета и мультимедиа».

Электронное обучение в современной системе образования воспринимается   как некая техническая  инновация, базирующаяся на дистанционных технологиях, в основе которых ИКТ.  По мнению В.П. Тихомирова председателя Экспертного совета по IT-технологиям в образовании, электронное обучение еще воспринимается  и как не до конца  изученный педагогический  «феномен». Педагогические  достоинства и недостатки электронного обучения оцениваются в основном информатиками, реже   преподавателями – энтузиастами и  педагогами. По нашему мнению, возникла необходимость проанализировать и   оценить педагогический феномен  электронного обучения, а для этого нужны масштабные системные исследования.  Актуальность  исследований в области  электронного обучения и призыв к объединению  усилий европейских стран для решения  вопросов в сфере применения новых мультимедийных технологий и сети Интернет  для повышения качества обучения  была отмечена  еще в 28 марта 2001 года в Докладе Еврокомиссии «Электронное обучение – планирование образования будущего». Его авторы     призывают  «способствовать  развитию и внедрению инновационной педагогики». В резолюции Европейского Совета «Об электронном обучении» отмечаются слабые и сильные стороны электронного обучения, а также говорится  о необходимости проведения стратегических исследований инновационных проектов в образовании и о важности педагогических аспектов новых технологий.

 В Российской  системе образования    в рамках реализации Национального проекта «Образование» (направление «интернетизация образования»)  подготовлена база для дальнейшей модернизации образовательного процесса на основе современных  IT-технологий.   Постепенно решаются проблемы  информатизации образования  на  законодательном  и нормативном уровне  в части  развития электронного обучения в России.  При этом  остаются не до конца исследованными   вопросы  целесообразности и эффективности применения инструментов и технологий электронного обучения для решения педагогических задач, что объясняется  существованием следующих объективных причин:

1.     Отсутствие специальных программ и проектов педагогических исследований (теоретических и экспериментальных) в области электронного обучения; 

2.     Многообразие  толкований  понятия «электронное обучение», даже после того как  у этого термина появилось  определение в ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно – телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» (Статья 16); 

3.      Отождествление понятий «электронное обучение»(e-learning), «дистанционные технологии», «дистанционное образование», «online  обучение», сетевое обучение, MobileLearning, виртуальное обучение и т.д.;

4.     Отношение к электронному обучению  как правопреемнику дистанционного обучения, к которому в обществе сложилось неоднозначное  отношение; 

5.     Отнесение инструментов и технологий электронного обучения  к   методам, средствам и технологиям только передачи знаний или  к технологиям обучения остается открытым и не до конца изученным вопросом;

6.     отсутствие условий для интеграции и дифференциации электронного обучения во все сферы образовательного процесса.

Образовательные учреждения при внедрении инструментов и технологий электронного обучения сталкиваются с естественными для инновационных  процессов противоречиями:

1.     Между традициями и современными тенденциями, связанными с техническим прогрессом:  «адаптация без отрицания собственных корней» [Доклад ЮНЕСКО, 1, с.10]

2.     Между   достаточным количеством в образовательных учреждениях  современных  электронных средств учебного назначения (ЭСУН) и отсутствием условий,  обеспечивающих  оптимальное  функционирование ЭСУН и соответствующих технологий, способствующих повышению  эффективности и качества образовательного процесса.

3.     Между достижениями  в области информационно – коммуникационных технологий, обеспечивающими большие возможности  использования их в образовательном процессе, которые   очевидны и не требуют доказательств и выявленными, но теоретически и экспериментально не доказанными преимуществами электронного обучения с точки зрения педагогической целесообразности и эффективности.

 

 

Эти  противоречия  порождают типичную для  образовательных учреждений  проблему в  организации  и   управлении  процессом эффективного внедрения и оптимального функционирования инструментов и технологий электронного обучения для повышения качества образования.  

Электронное обучение является   этапом информатизации образования – составной частью  глобального процесса информатизации общества.  Проблемы,  которые возникают при  внедрении электронного обучения,  необходимо решать, опираясь  на  опыт решения проблем  информатизации общества – «всесторонне и комплексно» [Абрамкин, 2].

Мы считаем, что  электронное обучение, способное  внедриться во все сферы образовательного пространства является педагогической категорий и многоаспектным феноменом, способным изменить образовательную систему.  В связи с чем, существует необходимость в  проведении  системных исследований, включающих системный анализ, системный подход и системный менеджмент.  Системные  исследования электронного обучения должны затронуть следующие аспекты:   информационный, технический, философский, организационный,  дидактический, инновационный,  социальный и психолого-педагогический.  Не изучив каждый из этих аспектов, характеризующих сложную систему – электронное обучение, невозможно проанализировать, оценить и эффективно применять инструменты и технологии  электронного обучения в современной дидактике.

Наиболее изученным на сегодняшний  день является технический аспект, так как в основе  электронного обучения находятся передовые разработки инструментов и технологий передачи, хранения и поиска информации коллективами инженеров – программистов, системных инженеров  и других специалистов.  В настоящее время  большинство учебных заведений обеспечены необходимым техническим оборудованием и программным обеспечением, имеется достаточное количество специалистов с фундаментальной подготовкой в области ИКТ, способных освоить особенности организации электронной среды обучения, а также  создана целая индустрия по разработке и внедрению новейших разработок в области ИКТ.

Существует большое поле деятельности для философов в рамках  системного подхода к электронному обучению для оценки философского аспекта.  Только с помощью философских законов и категорий можно оценить электронное обучение не как средство, инструмент или технологию, а как  новую философию современной передачи знаний и общения (виртуальная среда общения), так как  у современного общества основными ценностями становятся знания, появилось понятие – «общество, построенное на знаниях».

При изучении организационного аспекта необходимо понимать следующие моменты:

·        Любые  технологии необходимо правильно, рационально и оптимально   внедрять, учитывая  принцип системного менеджмента «Все плохое приходит само, а хорошее надо организовывать»;

·         Электронное обучение это не  мода, которая должна скоро пройти, это объективная реальность, требование современного мира (это все равно, что отрицать все преимущество сотовой связи или Интернет);

·        Электронное обучение – это трудоемкий и непрерывный процесс. Хорошие результаты  возникают из хороших процессов, а  любым процессом надо управлять (системный менеджмент).

Мало изученным, по нашему мнению, является  дидактический аспект электронного обучения. Интеграция педагогических приемов и методов  с инструментами и технологиями электронного обучения является необходимым условием для успешного решения педагогических задач современного образования при условии обеспечения таких возможностей  высоким  уровнем развития ИКТ. Педагогический процесс – это система, и если электронное обучение внедряется в эту систему как инновация, то оно должно затронуть все элементы этой системы и изменить взаимодействие между этими элементами. По мнению В.А. Сластенина, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в  цели, содержание, методы, и формы обучения и воспитания, а также организацию совместных действий педагога и учащегося, что порождает две проблемы:

1.     как изучать, обобщать и распространять  передовой педагогический опыт;

2.     как внедрять достижения психолого-педагогической науки в практику. [3.с. 544]

Рассматривая электронное обучение как инновацию в области передачи и усвоения знаний с помощью ИКТ, необходимо проанализировать инновационный аспект.  Сложность внедрения электронного обучения как педагогической  инновации  заключается в следующем: раньше все инновации в педагогике зарождались в самой педагогической науке или практической деятельности, в новаторских мастерских отдельных учителей или коллектива  педагогов.  В результате научно-методического поиска, воплощенного в передовой опыт,  появились новые  педагогические технологии ( модульное обучение, проблемное обучение, укрупнение дидактических единиц, личностно-ориентированное обучение, интерактивные технологии и т.д.  [4, с. 3-816)].

Информационный аспект  электронного обучения только начинает формироваться и требует для своего понимания знаний основных методов кибернетики, теории информации, основ системного анализа  и подхода и т.д.  Существует необходимость в изучении социального аспекта электронного обучения. При всей очевидности  преимуществ применения  инструментов и технологий электронного обучения для обучающихся с разными стартовыми, физическими и умственными возможностями, существует потребность в исследовании проблем социализации, профессионализации в условиях электронного обучения [5, с.99]. 

В рамках реализации  инструментов и технологий электронного обучения меняются формы коммуникации  педагогов  и обучающихся, меняются уровни взаимодействия, психологические потребности, ценности и  мотивации. Постепенно  изменяется роль педагога в электронной среде («Педагогика … без педагога») [Андреев, 6.с.41]  или трансформируется  в цифрового куратора [Allison Miller, 7], что требует обязательного анализа психолого-педагогического аспекта [8, с. 105-111].  Исследование педагогического аспекта предполагает   анализ интеграционных процессов сочетания   традиционных педагогических форм и методов с инструментами и технологиями  электронного обучения. Психолого-педагогический аспект должен затронуть  проблемы мотивации обучающихся в электронной среде и самоопределения личности  в информационном пространстве [9, с. 191].

Организационная и техническая стороны  электронного обучения постоянно изучаются  в мировой и российской образовательных системах. Уже выявлены  преимущества электронного обучения перед традиционным в области открытости, доступности и  расширения  возможностей  дистанционного обучения. Очевидны и экономические  преимущества для учебных заведений в получении  дополнительного дохода. Оценить электронное обучение как педагогическую инновацию, его философский, дидактический, технический, социально-педагогический и информационный аспекты  еще предстоит, проведя системные исследования для определения эффективности и целесообразности  применения инструментов и технологий электронного обучения в предоставлении качественного и адекватного  образования.


Библиографический список
  1. Основные положения Доклада  Международной комиссии по образованию для XXI в. URL: http://www.ifap.ru  (дата обращения 28.10.2013).
  2. Абрамкин Г.П. Информатизация общества – итоги и перспективы // Барнаул, Алтайский экономико-юридический институт, 2002. URL: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/abramkin.html  (дата обращения 15.09.2013).
  3. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – Т 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  5. Калмыков А.В. Профессиональная социализация в e-learning// Высшее образование в России. –  2011.  - № 10. –  С. 99-104.
  6. Андреев А.А.  Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning// Высшее  образование в России. –  № 8/9. – 2010. – С.  41-44.
  7. AllisonMiller .  Disruptive and Transformative Education: Designing learning in the digital age, 2012.  URL:http://www.microsofttranslator.com/bv.aspx?from=&to=ru&a=http%3A%2F%2Felearnmag.acm.org%2Ffeatured.cfm%3Faid%3D2398997  (дата обращения 12.11.2013).
  8. Пресс И.А.  О некоторых психолого-педагогических аспектах применения  e-learning// Высшее образование в России. – 2011. – № 10.  -  С. 105-111.
  9. Корниенко О.А., Стеценко И.А. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебное пособие.  – Таганрог, 2009.  - 232  с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация