Развитие российского общества на современном этапе отличается существенными переменами во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной. В связи с этим проблема формирования институтов гражданского общества приобретает научно-исследовательский интерес. Инновационный характер процессов, затрагивающих государство и граждан, обусловливает актуальность исследования условий формирования гражданской культуры россиян.
Гражданская культура, согласно точке зрения Н.Г. Федотовой [1], представляет собой символический социальный капитал, обеспечивающий стремление общества к совершенствованию и развитию. Понятие «гражданин» [2] является ключевым понятием гражданской культуры и понимается как ценностно-ориентированный субъект жизни общества, принимающий активное участие в процессе его изменений. Условием жизнеспособности общества являются гражданская позиция и социально значимая деятельность граждан в настоящем и будущем.
Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет осознанный и целенаправленный характер. Гражданское сознание личности основано на признании ею необходимости согласования своих интересов с интересами общества, на осознании необходимости подчинения личного общественному в ситуациях противоречия между ними, а также на готовности принять социальные требования и выполнить общественный долг. Поэтому личность, обладающая гражданственностью, характеризуется определенной совокупностью ценностных ориентиров, моральных и духовно-нравственных качеств.
Основным качеством социально активной личности является чувство внутренней свободы, определяющее потенциал собственной инициативы индивида. Социально зрелая личность ищет опору в собственных силах, что становится основанием для формирования чувства морального достоинства и самоуважения, обеспечивающих повышение ответственности человека за собственное поведение перед обществом.
С целью выявления наиболее распространенных убеждений, бытующих в обыденном сознании россиян, относительно мотивов включения в общественно-полезную деятельность, мы проведи эмпирическое исследование. Каждому респонденту было предложено ответить на вопрос: «Почему надо заниматься общественно-полезной деятельностью?»
Ответы респондентов фиксировались. После обработки полученного эмпирического материала мы определили набор смысловых критериев, с помощью которого массовое сознание оценивает исследуемую область реальности. Затем мы выделили 20 наиболее часто встречающихся дескрипторов.
На следующем этапе респондентов просили оценить по пятибалльной шкале, насколько перечисленные в опроснике основания активного участия в общественной деятельности являются важными для них лично.
Было опрошено 180 человек, проживающих на территории жилого микрорайона «Солнечный-1» г. Самары. Выборка включала 60 мужчин, 60 женщин и 60 подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В выборке были равно представлены основные социально-демографические, учебные и профессиональные группы.
Мы сравнили средние баллы по 20 дескрипторам, подсчитанные в двух подгруппах респондентов: 1) принимающих активное участие в общественно-полезной деятельности, организуемой Советом ТОС «Солнечный-1», и 2) не принимающих участия в общественно-полезной деятельности по благоустройству жилого микрорайона. Сравнительная оценка собственных мотивов общественной деятельности у респондентов двух подгрупп представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная оценка собственных мотивов общественно-полезной
деятельности у жителей микрорайона
№
|
Название дескриптора |
Значение среднего балла |
|
Активисты общественной деятельности ТОС |
Остальные жители микрорайона |
||
1 |
Следует делать именно то, что мы хотим получить от других |
2,1 |
3,7 |
2 |
Не делая добра, счастливым не будешь |
3,4* |
1,3* |
3 |
Общественная деятельность соответствует моим собственным склонностям |
3,9* |
2,4* |
4 |
Следует заботиться об отношениях с другими людьми |
3,0 |
3,2 |
5 |
Достойный человек не может поступить иначе |
3,9* |
2,4* |
6 |
Мое добро вернут мне удвоенным |
2,3* |
1,5* |
7 |
Общество ждет этого от меня |
2,1 |
2,5 |
8 |
Таким путем я смогу для себя чего-то добиться |
2,4* |
1,6* |
9 |
В конечном счете невыгодно быть безразличным |
2,3* |
2,5* |
10 |
Моему примеру могут последовать другие |
3,2 |
3,1 |
11 |
Общественная деятельность соответствует правильному воспитанию |
2,1 |
3,5 |
12 |
Я сам получаю от этого удовольствие |
4,2* |
2,9* |
13 |
Иначе в моей жизни не будет гармонии |
3,2* |
1,9* |
14 |
Иначе общество может деградировать |
2,6 |
3,2 |
15 |
Я считаю общественную деятельность разумной |
4,2* |
3,7* |
16 |
Общественная деятельность идет на пользу всем |
3,7* |
3,2* |
17 |
Следует учитывать желания других людей |
2,3 |
2,5 |
18 |
Все люди ждут этого друг от друга |
2,1 |
3,6 |
19 |
Если все станут так поступать, в мире не будет разрухи |
2,6 |
3,8 |
20 |
Следует думать о благе общества, в котором живешь |
2,3 |
4,3 |
По данным таблицы видно, что активистам ТОС «Солнечный-1» в большей степени свойственны внутренние детерминанты общественной деятельности (в таблице соответствующие им значения отмечены знаком *), а внешняя детерминация характерна для жителей микрорайона, остающихся в стороне от активной общественной деятельности, но признающих ее значимость в жизни общества. Из таблицы видно, что активисты чаще других выбирали дескрипторы: Я сам получаю от этого удовольствие (12); Я считаю общественную деятельность разумной (15); Общественная деятельность соответствует моим собственным склонностям (3); Достойный человек не может поступить иначе (5); Общественная деятельность идет на пользу всем (16); Не делая добра, счастливым не будешь (2); Иначе в моей жизни не будет гармонии (13).
Как следует из результатов исследования, главное место у опрошенных активистов ТОС в обосновании необходимости участвовать в общественно-полезной деятельности заняли мотивы, помещающие в центр мотивации не столько интересы других людей или общества в целом, сколько самого индивида как субъекта действия. Получается, что с точки зрения опрошенных, быть активным участником общественной деятельности надо, прежде всего, ради себя самого, а уже потом ради социального окружения.
Общеизвестно, что нормы, идеалы и предписания морали ставят своей целью поддержание добра в человеке и его отвлечение от зла. Когда человек осознает требование поддерживать добро как свою личную задачу, то можно говорить, что он осознает свои обязательства перед обществом. Исполнение долга перед обществом контролируется общественным мнением (внешний контроль) и совестью (внутренний контроль). Таким образом, совесть – это показатель личного осознания своего долга перед обществом.
Вместе с этим человек свободен в моральной деятельности, т.е. он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом, по сути, есть моральный выбор. На практике часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать время на благоустройство детской площадки детям-сиротам, разбивку цветочного газона и пр.). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).
Участие людей в общественно-полезной деятельности можно рассматривать как способ совместного бытия или совместного проживания жизни. Событие – это тот момент реальности, в котором происходит встреча его участников для совместного решения задач общественно-полезной деятельности. Самая важная функция общественной деятельности состоит в том, чтобы способствовать развитию личности, активно формирующей представления о своей жизнедеятельности в обществе. Собственную активную жизненную позицию человек формирует на основе приобретенного опыта общественной деятельности. Чем больше будет в каждом микрорайоне жителей с активной жизненной позицией, тем здоровее и гуманнее будет общество.
Сегодня назрела необходимость популяризации общественной деятельности, прежде всего, среди молодежи. Принципиальная важность вовлечения подростков и молодых людей в общественно полезную деятельность, значимую для них лично и для общества, требует новых подходов, самостоятельного финансирования, активизации процесса обсуждения этой темы в СМИ. Становление гражданского общества – это длительный процесс формирования, прежде всего, гражданского самосознания индивидов.
Библиографический список
- Федотова Н.Г. Концепция гражданской культуры в контексте российских проблем социокультурной динамики // Вестник Новгородского государственного университета. – 2004. – № 27. – С. 65-70.
- Гражданское общество России: перспективы XXI века / Под общ. ред. В.Г. Марахова. – СПб., 2000. – С. 144.