ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Гимадрисламова Розалина Маратовна
Башкирский государственный университет
студентка

Аннотация
Проблематика в оценивании человеческой жизни и самого человека существовали всегда. Данная работа - это попытка раскрыть основополагающие аспекты ценности человеческой жизни. В статье рассматриваются такие понятия, как человеческая жизнь, ценность человеческой жизни, продолжение человеческого рода как ценность, моральные и нравственные качества жизни человека.

Ключевые слова: моральные и нравственные ценности, человеческая жизнь


VALUE OF HUMAN LIFE

Gimadrislamova Rozalina
Bashkir state university
student

Abstract
Рroblems in the evaluation of human life and the man himself has always existed. This work is an attempt to uncover the fundamental aspects of human life. The article describes concepts such as human life, the value of human life, the continuation of the human race as a value, moral and ethical quality of human life

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Гимадрисламова Р.М. Ценность человеческой жизни // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1232 (дата обращения: 02.01.2014).

Какова цена человеческой жизни, одинаковая ли эта цена в различные периоды времени? Ценности могут быть не только материальными……

Человеческая жизнь ценная и неповторимая. Часто мы сами не ценим ни своей, ни чужой жизни. Однако закон выживания сильнее, и именно он заставляет нас бороться за свое существование, даже ценой чужой жизни. Подло и низко, однако мир слишком жесток и нам его не изменить.

Одной из важнейших проблем в философии является поиск смыслов, целей, ценностей существования человека. Она приобретает особую актуальность в такие переломные периоды, когда наиболее важным становится вопрос о цене ценности жизни, но не только отдельной личности, но и общества в целом.

Прогресс науки и техники, приведший к мощной научно-технической революции, сосуществует с такими явлениями, как терроризм, война, суицид, наркомания, свидетельствующими о цивилизационном кризисе современности.

«На сегодняшний день человек поглощен «вирусом непомерной жадности», его беспрестанно беспокоит желание иметь все больше и больше материальных благ, а ради этого он может добровольно отдать самую главную ценность – свою жизнь[1, С. 123].

В России не существует методики для измерения человеческой жизни, цены человека, хотя это необходимо для расчетов компенсации материальной помощи жертвам всевозможных катастроф и терактов. Но эти термины оцениваются как кощунственными и по этой причине критикуются как за рубежом, так и в нашей стране [2, С. 192].

Ценность и цена человеческой жизни менялись и в отдельно взятые времена были различны. В древних государствах существовали «низшие» слои общества, называемые рабами, которых продавали за определенную цену… они были своего рода вещами. Но это не распространялось на людей других «высших» сословий, значит, тогда цена зависела от статуса человека (титула, класса, сословия, касты), и только принадлежание к «высшему» классу делала жизнь бесценной. Довольно низкие понятия, но это было…

А как же оценивается жизнь в современном обществе? На мой взгляд, изменились лишь поверхностные, внешние понятия, появилась псевдо-свобода людей. Ведь нашей жизнью также руководят люди особенные, привилегированные, наделенные властью, деньгами и прочими благами цивилизации. Как некогда рабовладелец распоряжался над своими людьми-вещами, так и власть имущие управляют нами и диктую нам как жить.

Рассмотрим такую ценность как рождение, продолжение рода и воспроизводство населения. Жизнь лишь для собственного удовольствия, отсутствие заботы о потомстве приведут к тому, что человеческому роду скоро придет конец. В связи с этим у каждого должна быть установка продолжить собственный род, позаботиться о нем, и, только в этом случае, человеческий род не прервется.

Современная психология, философия и антропология выявили, что человеческое рождение – это трудный, многоступенчатый процесс. В самом начале мы имеем просто жизнь в ее непосредственном существовании. Личностная особенность индивида появляется на ее основе, но неодновременно с нашим биорождением, а позднее.

Проявляющаяся двойственность ценности жизни как таковой: во-первых, жизнь подарена всем нам как универсальная возможность, высший дар, и вследствие этого мы обязаны оценивать жизнь в высшей степени, чувствовать к ней уважение и благоговение. Во-вторых, жизнь отдана тем, кто есть, был и будет не просто человек проживающую жизнь, а человек – личность, существо мыслящее, творческое, свободное, познающее жизнь, ее безграничные возможности. Человек является субъектом своей жизни, вот только каким субъектом, хорошим или плохим? «Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни».

Качество жизни проявляется различно. Каждый человек сам творец своей жизни и если он живет, поддерживает свою жизнь, любит и заботится о качестве жизни, то его жизнь есть богатство и благо.

«Кризисные явления и упадок конца 20 века, базисная ломка устоев общества, смещение приоритетов имеют отражение в жизни каждого человека, влияя и на качество жизни, и на саму возможность жизни вообще»[1, С. 124]

Такое направление современной философии как философская антропология, экзистенциализм, философия жизни исследуют феномены обесценивания ценностей человеческой жизни, не объясняя, в сущности, происходящие процессы.

Поэтому становится необходимым исследование оснований ценности человеческой жизни, резкого ее падения в кризисные эпохи и обнаружение общей тенденции смены приоритетов.

Особенно актуальна проблематика ценности человеческой жизни для современной оказавшейся в кризисной ситуации России. В наше время в стране все более обостряется серьезнейшая социально-политическая угроза – депопуляция населения. Этой проблеме отвечает исследование, проведенное Берлинским институтом народонаселения. Тематика доклада поясняет смысл этой проблемы – «Исчезающая мировая держава»[2, С. 194].

Для нынешней России свойственен разрыв между декларируемыми принципами и реальным их воплощением. «Статья вторая Основного закона нашего государства провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью»[3].

Признавать человека высшей ценностью и создавать для этого условия абсолютно разные понятия и означают не одно и тоже. Современная действительность в России пока что очень далека от идеала.

Поменять ценности в один момент невозможно, так как они носят непроизвольный характер. В своем ядре ценности обуславливаются глубокими онтологическими основаниями, которые можно объяснить по ходу социального и философского анализа.

Тема ценности человеческой жизни стала одной из главнейших проблем философии в 19-20 веках, но неявно данный вопрос присутствовал и во всех философских системах предшествующих веков.

В Античные времена не выделяли человека и его бытие как объект оценки явлений и предметов мироздания. Причиной этому была недостаточная развитость человеческой сущности как таковой.

В Средневековье в философских мыслях Фомы Аквинского и Августина, проблема ценности существования человека просматривается в отношении Бога и человека. Главное достижение мыслителей этого времени – обоснование ценности существования человека как божьего творения. Тем не менее, философы своим возведением в ранг высшей ценности жизни загробной, вечной, обесценивают земные содержания жизни.

Мыслители эпох Возрождения и Нового времени (Т. Гоббс , Вольтер, Дж. Манетти, Дж. Локк, Л. Валла и др.) рассматривают земное существование человека через призму деятельности и разума. Гуманисты анализируют свойства человека в качестве «вневременного образования», но не рассматривают при этом реальные условия для достижимости этого социального идеала. Существенную заслугу в разработке данной проблемы вносят представители классической немецкой философии. В философской концепции Гегеля и Канта, в идеалистической и абстрактной форме выносится ценное понятие о противоречивости, которая развивает характер сущности человека.

Кант выявляет связь прогресса общества и развития способностей человека и внедряет тематику отчуждений индивидуальной и родовой сущности.

Далее данная проблематика разрабатывается в трудах Гегеля, он связывает эту проблему с развитием человека: ценность человеческого существование возрастает с развитием духовности человека» [4, С. 442].

Современный кризис цивилизации берет свое начало еще в девятнадцатом веке, вынося интерес мыслителей к теме индивидуального существования – Г. Зиммель, А. Бергсон, В. Дильтей. Они пытались ввести характеристику динамики понимания и объяснения жизни. Человеческая сущность является и средством, и целью, и причиной, и следствием всего существующего.

В последующем эта проблема развивается в экзистенциальной философии – Ж.-П. Сартр, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер.

Философы анализируют ценность человеческого существования в совокупности субъективных переживаний и важности собственного бытия. Но, попытка придать ценность человеческому существованию с помощью субъективистско-феноменологического подхода приводит к совершенно противоположным последствиям. Происходит опустошение внутреннего мира индивида: потеря предметности, отрыв и противопоставление объективной реальности. По Камю, жизнь человека рассматривается как наивысший источник смыслов и наивысшая ценность, и именно в этом заключается свобода человека. Но в то же время, согласно Камю, бытие абсурдно и не имеет точки отсчета[5, С. 162].

Далее данная проблематика получает развитие в философской антропологии феноменологической аксиологии и – Х. Плеснер, М.Шелер, А. Гелен, Э. Ротхаккер.

В противоположном от всех предшествующих направлении развиваются К. Маркс и Ф. Энгельс. Они акцентируют внимание на изучении объективной стороны жизни.

Далее марксистскую традицию в изучении человека продолжают развивать отечественные философы 20 века. Наиболее известные исследования по данной теме работы А.Г. Мысливченко, Б.Т. Григорьяна, В.В. Орлова, В.Е. Давидовича. В данных исследованиях рассматриваются фундаментальные, общефилософские аспекты проблем ценности человеческой жизни, идет раскрытие сущности человека, его места и взаимосвязь с миром материальным.

Влияние человека в процессе историческом, а также  социальные и философские  аспекты проблемы рассматривается В.В. Орловым ,Е.А. Железовым, Л.А. Мусаеляном С.С. Гольдентрих, Л.А. Пьяновой, Н.И. Шаталовым, В.К. Шановским.

Ценность человека как человеческой сущности в концепции единого закономерного исторического процесса представлено работами В.В. Орлова, Т.С. Васильевой, Л.А. Мусаелян, В.В. Корякина и других. В современной философии проблематика сущностных сил человека не получили должного внимания. Изучались или отдельные сущностные силы, или рассмотрением этой темы занимались ученые в границах отдельной науки, такие как социологии, экономика и прочие науки. Проблематика сущностных сил представлена в различных концепциях: теория человеческого капитала, теория жизненных сил, теория человеческого фактора, теория социального капитала и так далее.

Аксиологический статус человеческой жизни (советская этика и аксиология) – работы В.Н. Брожик, Л.Н. Столович,О.Г. Дробницкого, Л.А. Чухиной, В.П. Тугаринова [5, С. 163].

Историко-философское направление изучения данной проблемы представлены в работах А.Г. Юркевича Л.В. Фесенковой , И.В. Силуяновой, И.В. Кирсберга.

Проблематика ценности человеческой жизни получает развитие в конкретно-научных теориях, а именно, в концепции человеческого капитала. Основоположником этой теории является Г. Беккер и Т. Шульц, сформулировавшие основное положение концепции.

Из ряда отечественных ученых, которые занимались разработкой этой проблемы, выделяются такие авторы как Б.В. Корнейчук, А.И. Добрынин, И.В Скобляков, Н.Е. Тихонов, И.В. Соболев, В.П. Веряскину и другие.

Алтайская школа жизненных сил человека освещает социологический характер проблемы развития сущностных человеческих сил. Представители: Л.Д. Демина, Ю.Е. Растов, С.И. Григорьев и другие.

В период меж формационного перехода, негативными симптомами которого является войны, революции и прочее, изучение обесценивания существования человека рассматривается сквозь призму психологии и/или истории. Данные направления представлены в работах В.Н. Конышева, К.С. Гаджиева, М.П. Требина, Е.С. Сенявской, А.Б. Асташова, Т.Ю. Кочепасовой и других.

Э. Тоффлер попытался проанализировать эту проблему в философском и социальном плане. Он проследил взаимосвязь причин происхождения мировых войн с нынешней эпохой, а именно перехода общества от индустриального развития к постиндустриальному.

Тема кризиса ценностей затрагивается, так или иначе, различным множеством философских исследований, которые посвящены социальным проблемам современности. Тем не менее, большинство останавливается лишь на феноменологическом уровне, не доходя в собственном анализе до сущности происходящих глобальных изменений ( В.Г. Борзенков, В.М. Розин, Н.С. Розов, И.Л. Петрухин С.И. Трунев и другие). И.Л . Петрухин в своей работе замечает прямую связь падения ценностей человеческого существования в России с массовым уходом и отказом от религии, однако в нынешнее время ситуация изменяется, и человек в нынешней реальности становится наивысшей ценностью [5, С. 164].

Вследствие всего перечисленного, напрашивается вывод о том, что проблемы ценностей человеческой жизни требуют глубокого философского осмысления и последующих исследований. Однако, необходимо, чтобы современная научная теория исторического процесса стала использоваться как методологическое основание и метод изучения данной проблемы.

Ценность и цена жизни человека и его существования во время кризисов 20-21 вв. выявило взаимосвязь современного кризиса цивилизации с кризисом капитализма и показало значительное противостояние родового и индивидуального. Перерождение сущностных сил происходит в извращенной форме, которая направленна на большее извлечение прибыли. В данной трактовке обретает популярность теория человеческого капитала.

Большинство процессов, затрагивающие общественное бытие людей и отдельного человека в частности, имеют в себе способность отражаться в общественно-массовом сознании. В современной России растет недоверие людей к коллективным отношениям и действиям, друг к другу и социальным институтам, в особенности к институтам власти. Для российского общества характерна разрозненность и эгоистичность. Это проявляется во всех сферах жизни и в значительной мере, таким образом, отличается от «западного общества». Рынок влияет на все сферы жизнедеятельности человека, устанавливая свои правила, законы и критерии успешности.

Наибольшую популярность, как мировоззрение, набирает прагматизм, а индивидуализм рассматривается как способ бытия человека. В переходное для России время прослеживается абсолютное обесценивание человеческой жизни, нахождение человека на физиологическом уровне существования, тем самым, наша страна выбивается из логики общемирового развития человечества.

В виду этого, напрашивается вывод о том, что Россия должна существенно изменить стратегии развития. Требуется незамедлительное, последовательное переформирование систем социально-общественных условий, которые обеспечивают сохранность здоровья, воспитанность и образованность последующих поколений на ранге нынешних стандартов, которые дают гарантию равенства возможностей при «старте» и выдают условия для общего развития человека,- все это в итоге дает основу для признания жизни как наивысшей ценности.

Ценность нашей жизни определяется гуманностью и богатством нашего внутреннего мира. И чем богаче на положительные эмоции и гуманнее наша жизнь, тем ее ценность значительно возрастает. Мера ценности жизни в той степени, насколько мы человечные хозяева собственной жизни.

«Жить просто так», жить пассивно, в пол силы, как растение, растворяясь в потоке сиюминутности и повседневности – означает напрасно тратить свой изначальный резерв жизни или бездумно жить.

Наша жизнь и есть самая настоящая ценность, поэтому мы должны реализовать абсолютно все собственные положительные качества и всю свою добродетель.

Таким образом, ценность и важность человеческой жизни является неоспоримой. Несмотря на долгое историческое развитие гуманитарных идей и современный кризис нравственности, жизнь человека была и остается естественным правом.


Библиографический список
  1. Гинатулина О. А.  Проблема понимания ценности в философии // Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии / сб. статей Международной студенческо-аспирантской научной конференции. Вып. 10. – Пермь, 2007. – С. 120-125.
  2. Золотухина-Аболина Е.,  Золотухин В.  Власть и ценности:  куда идет Россия? //  Свободная мысль. 2009. №7. – С.181-196.
  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация